Проект "Мир профессий"
проект (старшая группа)

Дрепина Наталья Владимировна

Проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_drepina.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБОУ «СОШ № 4 им.В.В. Бианки»

 

Информационно – познавательный проект

 «Все профессии нужны, все профессии важны».

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Дрепина Н.В.

 

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный

Сроки реализации проекта:  февраль-март

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители детей.

 Актуальность проекта:

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернер,
Телеведущий и актер,
Автомеханик, финансист,
И менеджер, и визажист…

И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.

        Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.
Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, «золотые руки».

        Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «Больницу», «Магазин», «Стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других — неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

        В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Проблема: 

  • В результате диагностики развития детей старшей группы на начало учебного года, мною было установлено что, представление дошкольников  о труде взрослых довольно ограничено — они  знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, дети ориентируются на поверхностные, легко видимые их характеристики. 

У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;

- не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;

- не четко представляют, какие существуют особенности в работе повара;

- не могут назвать предметы, необходимые повару в работе;

        Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых и недостаточным владением со стороны педагогов практическими навыками использования интегрированных форм,  а также недостаточной готовностью материальной базы для организации работы.

На основе выявленного противоречия, мною была сформулирована проблема: каковы педагогические условия ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых на основе использования интегративных форм и технологий.

Возникла необходимость разработки и реализации проекта по использованию интегративных форм и технологий в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования педагогами ОУ разработанного мною комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе интегративных технологий и  форм, предполагающих  интеграцию деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Новизна проекта.

  • Использование интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создает возможность формирования у детей ценностного отношения к труду взрослых на основе освоения меж предметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).
  • Включение в предметно-пространственную среду группы и ОУ таких компонентов как организация совместной деятельности «Все работы хороши» внутри ОУ. Деятельность внутри ОУ проводится воспитателями в форме экскурсий в соответствии с разработанным планом. Уголок обеспечивается необходимым наглядно-дидактическим оборудованием.
  • Выделение       и       систематизация    критериев сформированной ценностного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать реалистические представления о труде людей.

2. Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии, представленной в проекте.

3. Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

4. Развивать коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  1. У детей будут сформированы реалистические представления о труде взрослых.
  2. Дети будут иметь представления о важности и необходимости каждой профессии, рассмотренной в ходе проекта (врач, военный, парикмахер, художник, повар, пожарный, воспитатель, учитель).
  3. У детей расширились знания и представления о профессиях своих родителей.
  4. Дети научатся  слушать друг друга, составлять рассказы, сопереживать.

Методы и приемы:

  • экскурсии
  • игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры)
  • продуктивные виды деятельности  - рисование, аппликация, лепка, ручной труд
  • наблюдения,
  • работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями,
  • познавательные беседы,
  • экскурсии к рабочим местам сотрудников ОУ, в пожарную часть
  • просмотр иллюстраций,
  • чтение познавательной художественной литературы.

Сбор сведений

Задать вопросы:

- Что вы знаете о профессии врача, повара, военного, парикмахера, пожарного, водителя, полицейского, дворника, аниматора, портного?

- Что вы хотите знать о профессии врача, повара, военного, парикмахера, пожарного, водителя, полицейского, дворника, аниматора, портного?

- Что для этого надо сделать?

План реализации проекта:

I этап – Подготовительный:

        Предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.
Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов - помощников.
        Оформление стенда «Все работы хороши — выбирай на вкус», прогнозирование результата.

Роль родителей в реализации проекта:
        Помощь в организации экскурсии в пожарную часть.
        Помощь в подготовке рассказов детьми о профессиях родителей.

        Закрепление полученных детьми знаний о профессиях дома.
        Участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, беседы с детьми дома, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

II этап — Организационный:
Оформление информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»
Презентация для детей: «Все работы хороши — выбирай на вкус»
Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

III этап - Познавательно-творческий

Реализация основных видов деятельности по плану проекта:

-Экскурсии-наблюдения:

экскурсия по детскому саду (прачечная, кухня, кабинет медицинского работника, кухня).

Экскурсия в пожарную часть (знакомство с профессией пожарного)

- Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:

Совместная деятельность     «Пожарные на учении» (пожарный).

«Встреча с Дядей Степой - милиционером» (полицейский).

 «Знатоки дорожной азбуки» (шофер).

- Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада:

Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники)

Беседа «Какие бывают врачи» (окулист, лор, хирург, детский врач)

Беседа «Кто следит за порядком во дворе и на улице?» (дворник)

Беседа «Какими приборами-помощниками пользуются повара» (повар)

Беседа «Путешествие по дороге» (водитель).

Беседа «Кто доставляет детям радость, организовывает праздники» (аниматоры)

Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»

- Чтение художественной литературы:

Маяковский «Кем быть», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Пожарник: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа».

Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», Альбом «Томский Амон», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер».

Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел».

Шофер,  ГИБДД: Калинина «Как ребята переходили улицу», , Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».

- Театрализованная деятельность: миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор, драматизация отрывков художественных произведений.

- Организация дидактических, словесных и настольных, игр:

Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть»;

Собери картинки-кубики: строитель, пожарный, музыкант, рабочий, космонавт, врач;

- Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Оптика», «Автобус», «Такси», «Аниматоры на празднике», «Парикмахерская».

- Изобразительная деятельность и художественное творчество:

Рисование представителей профессий: «Наши сотрудники детского сада», «Мой Доктор», «Разные профессии». Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей и рисование инструментов и оборудования.

Аппликация «Повар готовит компот»; Изготовление конвертов; «Полицейский»

Лепка: Изготовление кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин).

IV этап — Презентационный:
Создание альбома  «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Сотрудники детского сада глазами детей».

Совместная деятельность  «Путешествие по городу профессий»

Защита проекта – итоговая презентация.

Литература:

  1. • Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
  2. • Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
  3. • «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
  4. • «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
  5. • Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
  6. • Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
  7. • Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников
  8. (Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина)
  9. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. – М. : Просвещение, 1984.
  10. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1983.
  11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990.
  12. Профессии родителей // http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-professii-nashikh-roditelei
  13. Викторина «Пожарным можешь ты не быть… »//http://gudzlena.ucoz.ru/publ/viktorina/pozhar/3-1-0-16
  14. Рассказываем детям про милиционеров // http://www.det-sad.com/23fevralia_v_detskom_sadu_rasskazivaem_pro_milicionerov

                                             

                                                     План реализации проекта

Период

Неделя

Мероприятия

Задачи

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет -ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно -демонстрационного, раздаточного   материала.

Разработка содержания проекта:
«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Беседа о специалистах детского сада «Кто работает в нашем детском саду».

Знакомство с профессией кастелянша, портной, модельер.

Беседа:

«О профессии портного». Рассматривание иллюстраций.

Экскурсия в кабинет кастелянши.

Знакомство с профессией повар

Беседа:

 «Профессия – повар». Рассматривание иллюстраций: 

Рабочее помещение повара, одежда повара, приборы и посуда повара

Экскурсия:

экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.

Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне.

Рассматривание предметов – помощников: мясорубка, дуршлаг, половник.

Знакомство с профессией врача, медицинского работника.,

Беседа:

«О профессии врача». Рассматривание иллюстраций:

Одежда врача, приборы врача.

Экскурсия:

экскурсия в кабинет медицинского работника.

Знакомство с профессией дворник

Беседа:

 «Труд дворника»

Рассматривание иллюстраций:

 «Труд дворника в разное время года»

Наблюдение:

 за работой дворника во время прогулок.

Знакомство с дворником. Рассказ дворника о своей профессии.

Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением.

Повысить компетентность педагогов.

        

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.

Определить объем и содержание работы по проекту.

Вызывать у детей интерес к работникам детского сада.

Знакомить с профессиями (ткач, портной, швея, закройщик, модельер).

Предложить детям доказать необходимость должности повара в детском саду. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому

Предложить детям доказать необходимость должности медицинского работника в детском саду. 

Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.

Март

1 неделя

Знакомство с профессией парикмахер

Беседа с детьми:

 «О внешнем виде и прическе». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». Просмотр 

 Мультимедийная презентация «Профессия – парикмахер»;

Знакомство с профессией военный

Продуктивная деятельность: аппликация «Самолёты»

 рисование «Самолёты будущего»

Познавательные беседы:
- «С чего начинается Родина?» 
- «Профессия – военный» 
- «Беседа о мужестве и храбрости»

Рассматривание с обсуждением фото-материалов: 
- Боевая техника России.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Летчики»
- «Мы – моряки» 

Знакомство с профессией пожарный

Продуктивная деятельность: аппликация «Пожарная машина», рисование «Пожарные машины будущего»

Познавательные беседы:
 «С чего начинается Родина?» 
 «Профессия – пожарный» 
 «Беседа о смелости, мужестве и храбрости»

Рассматривание с обсуждением фото-материалов: 
 Атрибуты пожарного.
Сюжетно-ролевая игра:
 «Мы пожарные»
 

Прививать интерес к профессии «парикмахер». Воспитывать у детей желание следить за своим внешним видом

Расширять представление о Российской армии. Расширять представления о «военных» профессиях (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); о военной технике (танк, самолет, военный крейсер); о флаге России

Формировать представление о профессиональной деятельности пожарного. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к деятельности пожарного.

2 неделя

Знакомство с профессией водитель

Беседа:

«О профессии водителя». Рассматривание иллюстраций:

«Виды транспорта на дороге»

Сюжетно-ролевая игра:
-«Мы -водители»
 

Знакомство с профессией полицейский

Беседа с детьми:

 «Полицейский –какой он, добрый или злой?»

 Сюжетно-ролевая игра: «Полицейский на работе». Просмотр:

  Мультимедийная презентация «Профессия – полицейский»;

Расширить представление детей о профессии «шофер»
Дать понятие, что все что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера.
Воспитывать уважение к труду шофера

Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

3 неделя

Знакомство с профессией аниматора

Продуктивная деятельность: аппликация «Аниматоры на празднике», рисование «Мой любимый герой на празднике»

Познавательные беседы:
 «Кто такие аниматоры?» 
 «Профессия – аниматор, его роль» 
 «Беседа о  том, каким должен быть аниматор:
Сюжетно-ролевая игра:
 «Мы пришли на праздник»
 

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров

Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых

4 неделя

Игра – викторина «Что мы знаем о профессиях»

«В мире профессий»Диагностика

«Представления о труде взрослых»

Доставить детям радость

Изучение уровня информированности детей о труде взрослых

                        Диагностическое задание N1 «Назови профессию»

Цель: выявление уровня знаний названий профессий.

Оборудование: 5 картинок людей разной профессии врач, парикмахер, портной, пожарный, повар.

Инструкция:

 Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Посмотри внимательно и назови профессию этого человека». Затем показывает картинку с изображением парикмахера, портного, пожарного, повара и также просит назвать профессию.

Диагностическое задание N2 «Назови предметы-помощники»

Цель: выявление уровня знаний названий орудий труда.

Оборудование: 5 картинок людей разной профессии врач, парикмахер, пожарный, учитель, повар.

Инструкция:

 Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Подумай и назови 5 предметов-помощников, которые потребуются врачу в его работе». Затем показывает картинку с изображением парикмахера, пожарного, учителя, повара и также просит назвать 5 предметов-помощников.

 Врач – бинт, йод, вата, шприц, градусник.

 Парикмахер – ножницы, расческа, машинка для стрижки волос, фен, бигуди.

 Портной – ножницы, швейная машина, иголка, ткань, катушка с нитками.

 Пожарный-пожарная машина, огнетушитель, спецодежда пожарного, лестница.

 Повар – кастрюля, половник, сковорода, нож, разделочная доска.

Диагностическое задание N3 «Кто что делает?»

Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных действий.

Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и назови 5 слов-действий, которые выполняет врач» и т.д.

 Врач – лечит, слушает, пишет, осматривает, выписывает.

 Парикмахер – стрижет, моет, сушит, причесывает, накручивает.

 Пожарный-тушит, быстро бегает, спасает, помогает, рискует.

 Учитель – рассказывает, слушает, объясняет, пишет, читает.

 Повар – режет, варит, жарит, печет, готовит.

Диагностическое задание N4 «Подбери слово».

Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных качеств.

Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и скажи, каким должен быть врач? (Парикмахер? Повар? Учитель?)».

 Врач – внимательный, заботливый, умный, добрый, отзывчивый.

 Парикмахер – вежливый, добрый, умелый, внимательный, талантливый.

 Повар – добрый, умный, умелый, талантливый, внимательный.

 Пожарный-смелый, ловкий, быстрый, отважный,

Данные критерии оценки разработаны для всего диагностического комплекса «Мир профессий».

 4 балла – точное выполнение задания;

 3 балла – допускаются негрубые ошибки;

 2 балла – выполнил с помощью взрослого;

 1 балл – задания выполнены неверно.-

Результ:

5-8 баллов – низкий уровень;

9-12 баллов – средний уровень;

13-16 баллов – высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...