Семинар- практикум для педагогов "Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ"
методическая разработка

Мельникова Ольга Александровна

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_priobshchenie_k_narodnomu_tvorchestvu.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Сказка» п. Магдагачи





Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

«Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ»




Составлен: старшим воспитателем

Мельниковой Ольгой Александровной


2022г

2слайд Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

                                                                                               /Д. С. Лихачев/

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.

Задачи: - воспитывать патриотические чувства,

- воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,

- пополнять копилку народных игр, загадок, дидактических игр для воспитанников,

- раскрыть внутренний потенциал педагогов.

План:

1. Вступительное слово

2. Игра для сплочения коллектива «Поздороваемся».

3. Мозговой штурм. Викторина «Заморочки из бочки»

4. Объясни пословицу

5. Шумовой оркестр. (муз. руководитель Иващенко Л.В.)

6.  Рефлексия «Все в твоих руках»

7. Заключение.

        3 слайд Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.

          Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

           Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

4слайдНародное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа.

 5 слайд К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся:

-народное творчество,

-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

6 слайд Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

 Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

7 слайд Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

8 слайд В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры.

9 слайдТакже в работе с детьми необходимо использовать народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

10 слайд Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

11 слайд Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

12 слайд Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Новый год, Пасха, Рождество. Во многих группах нашего учреждения стало традиционным делать подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности. Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. 

13,14,15 слайд

2. А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

3. Викторина «Заморочки из бочки»(воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)

-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору»«Мороз-красный нос»«Ловишки»«Пятнашки»«Жмурки»

«Городки»«Казаки-разбойники»«Прятки»«Ручеек»«Колечко»«День-ночь» и др.)

-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

- Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот),

- Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

4.«Пословицы неспроста молвятся»(Объясните, что это значит)

Ведущая: - Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали:

1 Без труда не вытащишь рыбку из пруда

(Чтоб прийти к успеху. Нужно приложить усилия, терпение)

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь

(Перед тем как что-либо делать, надо тщательно обдумать, проверить чтоб не переделывать еще раз, не жалеть о том, что сделано неверно)

3 Слово не воробей, вылетит не поймаешь (прежде чем сказать что-то надо подумать)

4. Как аукнется, так и откликнется (как ты относишься к людям, так и они к тебе)

5. Правду, что шило, в мешке не утаишь. (Тайна всегда становится явным)

6. Утро вечера мудренее (лучше принимать решение на свежую голову)

7. С лица воды не пить (внешность не самое важное в человек, настоящая красота заключается в его сердце, характере, душе, поступках)

5. Шумовой оркестр. (муз. руководитель Иващенко Л.В.)

  6.  Рефлексия «Все в твоих руках»

    На листе бумаги педагоги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

• «Большой» - для меня было важным и интересным…

• «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

• «Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

• «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы.

• «Мизинец» - для меня было достаточно (недостаточно) заключительная часть.

7.Решение семинара-практикума:

1. Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной культуре;

2.. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с различными видами народного творчества.

3. Создать картотеки народных игр, пословиц, загадок.

4. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств.

5. Привлекать родителей к решению проблемы приобщения детей к русской народной культуре с помощью консультаций, бесед, мастер- классов, совместных праздников.

6.. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.

  8.Список используемой литературы:

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2011

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004.

3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. : Школьная пресса,2005

5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М. : Школьная пресса,2005

6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. : Издательский центр «Академия»1998

7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л. А. – М. : ТЦ Сфера, 2005

8. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : Мозаика-Синтез, 2010

9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. -2005

10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003

11. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т. И. – М. : «Мозаика – Синтез», 2007

12. Педагогический словарь : учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2008

13. Рыбалов И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. -2003. №6,с. 45-49

14. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

15. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. с. 160. т. 2

16. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Интернет- источники: https ://infourok.ru/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-narodnoy-kulturi-na-osnove-mestnogo-materiala-iz-opita-raboti-927226.html

https ://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost

http ://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury.html

https ://multiurok.ru/gruppasada/files/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Районный семинар,, Музейная педагогика, как средство приобщения детей к истокам народной культуры "

Семинар дал возможность показать коллегам воспитателям, как в нашем детском саду применяется музейная педагогика. ...