Проект "Экологическое воспитание через игровую деятельность"
проект (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_2022.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ПРОЕКТ

«ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

группы ЗПР»

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                      Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

   

Тейково

2022

                                    ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА:
 исследовательско – творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный, январь – май.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средне – старшей группы «Пчёлки», воспитатель, родители.

                                   АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: 
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу — вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка.

Большинство современных детей редко общаются с природой. 

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

 Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.

Девиз:

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Предварительная работа:

 - подбор иллюстраций по теме;

 - подбор художественной литературы по теме;

 - подбор дидактических игр по экологии;

 - оформление уголка «Природа – наш дом» в группе;

 - наблюдение в природе на прогулке.

 - беседы,

 -  чтения художественной литературы.

Сотрудничество с семьёй:

 -  Анкетирование родителей по теме.

 -  Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

 -  Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми»

- наглядный материал в раздевалке (папки – передвижки);

 - информационный стенд;

 - педагогические беседы с родителями, дискуссии; викторины по теме.

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;

 - создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

 - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;                                                                                                - развивать умение детей решать проблемные задачи, учить объяснять наблюдаемое.

- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

                                        Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

 - Наглядные, словесные, практические.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

 - Показ, разъяснения, объяснения, рассказ, рассматривание.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

 - Доступность, систематичность, наглядность.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

С Детьми: - НОД, беседы; рассматривание картин, иллюстраций; выставки детских работ; чтение поговорок, стихов про природу и т.д.

С Родителями: - беседы, консультации, праздники, опыты и исследования; выращивание «Огород на окне» (практическая деятельность: посев семян и посадка лука).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.

-  Создание в группе предметно – развивающей среды.

- Подбор художественной литературы, иллюстраций, стихотворений.

- Составления плана работы по проведению проекта.

- Работа с родителями.

                                               

  - Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
 -  Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
 - Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
 - Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  - Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

 - Проведения цикла познавательных НОД на темы: Беседы, рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов.

 - Чтение художественной литературы: «Репка», «Колобок», рассказ «Как Костя не умывался», «Водичка, водичка», «Девочка чумазая».

 -Продуктивная деятельность:

Рисование «Птицы на деревьях», «Сосульки капают»

Аппликация «Весенние цветы в вазе»

 Лепка (на выбор воспитателя).

Дидактические игры: «Назови фрукты, овощи», «Поможем кукле одеться на прогулку», «Чудесный мешочек».

Пальчиковая гимнастика: «Водичка, водичка»

Игра – опыт «Что в пакете»; игра «Пускание мыльных пузырей», опыты с воздушным шариком.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- выявление знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения проекта.

Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

 «Водичка, водичка»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы о свойствах воды.

СВОЙСТВА

-Какой может быть вода? (горячей, теплой, холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед)

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

-Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения

2

Чтение художественной литературы.

Разучивание потешек, прибауток, закличек

Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

«Дождик, дождик, пуще…»

«Как на беленький снежок»

«Водичка, водичка…»

3

Игры – опыты

Экспериментирование

Эксперимент

«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.


«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному

 
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом

Игра: «Тонет – не тонет»

4

Рисование

 Аппликация 

«Капает дождик» Цель: научить рисовать разные по длине линии и капельки.


«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности

5

Музыкальные произведения для прослушивания

«Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик).  

Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» ⎫ (громко-тихо).

Музыкальная игра: «Солнышко и дождик»

6

Просматривание мультфильмов

 «Солнышко ясное, солнышко красное»

Виды деятельности

Название, цель

1

Беседа

Тематическая прогулка 

 «Учимся радоваться солнышку и природе»

 Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы


«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком

2

Чтение художественной литературы.

Разучивание потешек, прибауток, за кличек

 Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»

 Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук

«Солнышко, появись, красное, покажись.»

«Смотрит солнышко в окошко»

3

Игры – опыты

«Солнечные зайчики»

4

Рисование

 

Аппликация 

Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру

«Лето»

Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце, трава, цветы, насекомые)

5

Музыкальные произведения для прослушивания

Песня: «Улыбнулось солнышко»

Музыкальная игра: «Солнышко и дождик»

6

Просматривание мультфильмов

«Рыжий, рыжий, конопатый.»

Игра-ситуация

Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности

 «Воздушные чудеса»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы

Наблюдение

 «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздух

«Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку

2

Чтение художественной литературы.

Отрывок из сказки А. С. Пушкина: «Ветер по морю гуляет…»

«Ветер, ветер, ты могуч»

3

Игры – опыты

Экспериментирование

Эксперимент

«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.


«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится

«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.»

 Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)

Послушный ветерок»

 Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу

4

Музыкальные произведения для прослушивания

Звуки природы. Ветер, ураган, шторм…

Песня «Ветерок»

5

Игры.

«Пускание мыльных пузырей»

Стимулировать двигательную активность

Игры с вертушками.

 Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее

 «Фокусы с песком»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы

«О свойствах мокрого и сухого песка»

 Развивать познавательную и речевую деятельность детей

2

Игры – опыты

Экспериментирование

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком 

«Пирожки для Машеньки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы

3

Рисование на мокром песке.

«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей

4

Игры

Проблемная ситуация, игра 
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра с песком 
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений

Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение

Эксперименты, исследования и опыты

  1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.


3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).


4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).


5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.


6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.


7. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.


8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.


Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.

2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.


3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.


4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.


5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).


6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.


7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата». На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д..  А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д..  Дети рисуют на песке.

Проект по экологическому воспитанию «Природа — это наш дом»

• Развивающие игры; «Вершки и корешки»«Чудесный мешочек», «Экологическое лото», «Животные»«Цветы»«Собери картинки в ряд»«С какого дерева листок»;

• Просмотр иллюстраций и презентации по теме: «Природа весной»; «Природа летом»; «Природа осенью»; «Природа зимой»; «Дикие и домашние животные»«Деревья»«Цветы»;

• Продуктивная деятельность – рисование «Птицы»; аппликация «Угощение для ежика»;

• Чтение художественных произведений: «Репка»«Вершки и корешки»«Колобок»;

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов;

• Прослушивание музыкальных произведений, звуков природы;

• Экскурсии на другие участки детского сада;

• Труд на участке детского сада;

• Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых;

• Оформление уголка природы комнатными растениями, соответствующими возрастным особенностям, поделками из природных материалов.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.

Вывод

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться с природой, учить ценить ее красоту и помогать ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Экологическое воспитание через игровую деятельность

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей любого возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заб...

Консультация для педагогов"« Экологическое воспитание через игровую деятельность»

      Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Речь пойдет об игровых технол...

Патриотическое воспитание через игровую деятельность

Консультация для педагогов о актуальности и методах и приемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...