Консультация для воспитателей "Организация мини-музея в группе детского сада"
консультация

Киселева Марина Алексеевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_mini-muzeya_v_gruppe_dou.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Организация мини-музея в группе детского сада»

Музей – помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Главная задача мини – музея – образовательно – просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Также специфической чертой мини – музея является его игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что – то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей, т.е. ребенок имеет возможность проявлять активное поведение по отношению к экспонатам. Главное – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Участие детей в создании мини – музеев, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

В основе музея обычно лежит какая – нибудь коллекция. Неправильно организованная работа в мини – музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

Основной признак любого музея – наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото, ксерокопии, макеты, схемы.

Принципы организации мини – музея

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.

9. Принцип экологичности.

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Как оформить мини – музей

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и высоты, тумбы.

В мини – музее может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же основная задача мини – музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;

- рассказ педагога;

- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, вся информация разделена на подтемы);

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

- занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Игры для мини – музея

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими и т.д.

Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Правила игры должны быть хорошо знакомы детям, педагоги лишь изменяют содержание заданий в зависимости от тематики музея.

Существует ряд «универсальных» дидактических игр, которые можно использовать при работе в любом мини – музее, изменяя лишь содержание заданий в зависимости от темы музея. Например, Лото, Бродилки, Солнышко, Четвертый лишний, Найди пять отличий, Разрезные картинки, Лабиринт, Угадай, что в мешочке, Узнай по силуэту, Найди, кто спрятался.

Также в мини – музее должно быть представлено достаточно много иллюстративного материала – рисунки, фотографии, иллюстративные альбомы, макеты, детские творческие работы по теме мини – музея и др., которые можно размещать на стенах и полках.

Мини – музей должен содержать разделы:

1) история темы,

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4) уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

Экспонаты и разделы мини - музея могут быть обозначены знаками (символами), обозначающими назначение раздела (экспоната): поиграй; попроси взрослого прочитать этот текст; трогать нельзя; эти экспонаты можно понюхать; эти экспонаты можно трогать; эти экспонаты можно только рассматривать.

Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"

В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации  развивающей среды в группе для детей с ОВЗ....

Работа по созданию мини-музея в средней группе детского сада

Отражена работа по созданию мини-музея "Солнечный мир" в средней группе детского сада...

Презентация мини-музея "Русский колокольчик" в детском саду

СценарийПрезентация мини-музея «Русский колокольчик»Открывает презентацию «Романс» (Динь-динь-динь, колокольчик звенит…)Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, доро...

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Проект создания мини-музея "Русской Матрешки" в детском саду

Актуальность: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря...

Презентация мини-музея «Русский колокольчик» в детском саду

Презентация мини-музея «Русский колокольчик»...