Развитие музыкальных способностей дошкольников через осознанное восприятие классической музыки
статья

Сараева Наталья Александровна

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_sposobnostey.docx20.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей дошкольников через осознанное восприятие классической музыки

Рассматриваю музыку не как искусство

забавлять слух, но как одно из величайших

средств трогать души и возбуждать чувства.

К.В. Глюк

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, именно дошкольный возраст – это период особой восприимчивости детей.

Музыка – это один из источников различных эмоций, ей дана волшебная власть, заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального и радостного, поэтому так важно, чтобы начиная с ребёнка и до взрослого, в руках оказался «Золотой ключик», открывающий дверь в волшебный мир классической музыки.

Проведенный опрос среди родителей показал, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка. Они слушают её везде: дома, по радио, в парке, даже в транспорте. Первыми проводниками в прекрасный мир классической музыки становятся музыкальные занятия. Задача педагога заключается в помощи детям услышать, пережить и осознать всю гамму человеческих чувств, помочь детям войти в мир музыки и пережить её чувственно.

Известный исследователь процессов музыкального восприятия, Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в понимании художественного произведения, значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его, и уже на этом основании, поразмыслить над ним. Используя категории «переживание» и «чувство», Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая и ладовое чувство, и музыкально- ритмическую способность, и музыкально-слуховые представления непосредственно с эмоциональным переживанием.

Основой осознанного восприятия являются и художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их восприятие. Очень важно организовать образовательную деятельность так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался музыкой.

Исходя из особенностей режима работы нашего детского сада, технического, наглядного оснащения и собственных возможностей, я выбрала те направления музыкальной деятельности, которые позволят сделать жизнь в детском саду эмоционально насыщенной, разнообразной, содержательной:

  • Непосредственно образовательная деятельность,
  • Совместная деятельность: художественно-творческий мастерская «Музыка на ладошке»,        включающий в себя разделы - эстетические островки:
  • островок «Волшебной музыки страна»
  • островок «В мире загадочных звуков»
  • островок «В стране фантазии и выдумляндии»
  • островок «Чудес и превращений»
  • островок «Радуга звуков»

Непосредственно образовательная деятельность

Основа музыкального воспитания – это качественная образовательная деятельность. В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников. Я остановила свой выбор на программе «Ладушки» (авторы Ирина Михайловна Каплунова и Ирина Арсентьевна Новоскольцева). Ведущими принципами этой программы являются личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, его музыкальным возможностям и способностям, ориентация на творческое осмысление музыки, творческое самовыражение.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, целенаправленно, переживает и анализирует ее.

Для регулярных встреч с классической музыкой и возникла такая идея организации совместной деятельности, как художественно-творческая мастерская «Музыка на ладошке», которая, как пять пальчиков на руке, включает в себя пять разделов – эстетические островки. Попадая на эстетические островки, ребёнок погружается в творческую атмосферу.

Познавательный островок «В мире загадочных звуков»

Я учу детей понимать эмоциональный язык музыки. Для осознанного восприятия в моей педагогической копилке есть комплекс творческих заданий и игровых упражнений, выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки.

Дети выполняют творческие задания на обоснование художественного замысла в ситуации «Если бы мы были композиторами, художниками, режиссёрами».

И вот одно из заданий: «сочинения сочиненного» Я прошу детей: Представьте, что я композитор, а вы художники. Я написала музыку, и прошу нарисовать картину к той музыке, которая сейчас будет звучать.

Ваша задача: послушать и рассказать, что вы как художники нарисуете.

В процессе этой деятельности педагог находится в позиции композитора, сочинившего произведение автора, а ребенок в позиции художника, который должен как бы нарисовать картину к услышанной музыке. А значит, ребенок «пропускает музыку» через себя, свою душу, эмоции, запомнив и полюбив её. Музыка становится родственной ребенку.

Глубоко убеждена, что нельзя давать оценки «не верно». Ребёнок всегда прав. А моя задача, педагога, логически выверить последовательность шагов в технике понимания музыки.

Творческий островок «В стране фантазии и выдумляндии»

Моделирование творческого процесса. Рисуем музыку, подбирая к ней линию и цвет. Рисование под музыку как один из приёмов арттерапии позволяет детям снять внутренне напряжение. Ребёнок рисует не столько музыку во время её звучания, сколько своё настроение и восприятие. Как происходят такие занятия? Конечно же, в игровой форме. Дети с закрытыми глазами слушают музыку. Затем пытаются передать цветом (красками) свои ощущения, возникающие при прослушивании музыки, не пытаясь отображать сюжет.

Я часто практикую задание «Нарисовать музыку», т.е. «перевести» на язык    линий   и    красок    музыкальное     произведение.   В   частности    – П. Чайковский «Болезнь куклы»

Предварительно я не сообщаю названия, сначала мы подбираем линию музыки, а потом цвет.

Познавательный островок «Радуга звуков»

На этом островке дети продолжают знакомство со звуками. Здесь они узнают, что звуки бывают шумовые и музыкальные. С помощью инструмента и человека - музыканта музыкальные звуки могут нам многое рассказать. Дети с удовольствием играют в оркестре, своему творческому коллективу дали название «Весёлый оркестр». Они с удовольствием включаются в творческие игры: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем»; импровизированные диалоги инструментов «Сыграй свою музыку». Играют в оркестре под фонограмму. И здесь очень важна музыка, под которую играют в оркестре. Я выбираю в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку.

Творческий островок «Волшебной музыки страна»

Восприятие музыки – это особый сенсорный опыт, и понимание музыки заключается в ощущении её мышцами, движением. На этом островке дети учатся слушать музыку, понимать и выражать её через пластическое интонирование. Они с интересом включаются в пластические игры- фантазии, с        предварительным        анализом музыкального произведения или без него. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, животные, явления природы, насекомые, стихии и др.

Детям очень нравится моделировать, создавать пластические импровизации с предметами. Одним из любимых предметов является гимнастическая лента на палочке. Самой лентой можно выполнять большое количество элементов.

В процессе такой деятельности у детей рождаются целые связки пластических этюдов, что я всегда стараюсь отметить и беру на вооружение для постановки пластических композиций в будущем. Вот из таких пластических этюдов с лентой и родился «Вальс с лентами и палантинами». Мы с ребятами назвали его «Вальс голубых волн».

Творческий островок «Мир чудес и превращений»

В последние годы стала использовать метод проектов для формирования у детей осознанного восприятия музыки. Приступая к проектной деятельности, учитываю, что сам ребёнок ещё не может быть её организатором. Я вижу свою роль в том, чтобы создать условия для актуализации опыта детей. Например, в процессе деятельности по проекту

«Путешествие по городу Звуколяндия» стремилась к тому, чтобы краски и звуки пришли к детям, как увлекательный игровой материал, так как ребёнок воспринимает окружающий мир через игру. Путешествуя по сказочному музыкальному городу, дети придумывали сказки на основе музыкальных интонаций и художественных иллюстраций. На улицах необычного города они встречались с волшебными звуками, цветом, эмоциональным настроением.   В   ходе   проекта   были   проведены   тематические   занятия «Путешествие в цветомузыкальное пространство», «Как играть с музыкой», «Как подружились радуга и музыкальные звуки». В рамках презентации проекта была оформлена выставка рисунков «Что мне рассказала музыка». Этот проект дал возможность детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Выполняя творческие задания ребёнок пропускает музыку через себя, свою душу эмоции, запомнив и полюбив её. Музыка становится родственной ребёнку.

Хочу увлечь всем тем, что люблю сама, хочу «достучаться» до сердца каждого. Верю в большие воспитательные возможности музыкального искусства, т.к. оно обращено к духовному миру ребёнка.

Для себя я определила следующие показатели развития восприятия музыкального произведения учащимися во время слушания:

•        способность        ребенка        воспринимать        музыкальное        произведение осмысленно, эмоционально, ассоциативно;

•        способность адекватно оценивать произведение искусства;

•        выраженность        эмоционально-личностных        переживаний        ребенка        в творческих проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность"

В методической разработке рассматриваются основные элементы развития музыкальных способностей на занятиях в детском саду по средствам музыкально- ритмической деятельности...