Конспекты открытых занятий по областям.
план-конспект занятия

Ахунова Альфия Загирьяновна

Открытые занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко"

МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Веселая математика»

Подготвила воспитатель: Ахунова А.З.

Цели:

1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность.

2. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.

Совершенствовать знания о прямом и обратном счете, о порядковом счете в пределах 10; знания о геометрических фигурах; называть соседние числа;

развивать логическое мышление; тренировать умение видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов; закреплять знания об образовании новых чисел путем прибавления единицы.

Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.

3. Учить определять местоположение предметов по отношению к вертикальной плоскости.

4. Развивать зрительное восприятие и внимание детей.

6. Активизировать словарь детей.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.

Оборудование и материалы : презентация, конверты – 1 почтовый и 6 цветных, наборы цифр и знаков.

Раздаточный материал : простые карандаши, чистые листы А-5 («Отыщи геометрические фигуры», люмографы, листы А-5 с точками («Запусти ракету»).

Ход НОД

– Ребята, я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от ребят старшей группы детского сада «Колокольчик». И еще 6 цветных конвертов. Прочитаем письмо? (да).

(Слайд 2)

СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА:

Здравствуйте, ребята. Наша группа готовится к математическим соревнованиям и составляет для этого интересные задания. Очень просим вас выполнить все задания, представленные в цветных конвертах, и сообщить нам о самых интересных. А еще предлагаем вам самим составить интересные задания и поучаствовать в соревновании.

Желаем вам удачи и с нетерпением ждем от вас ответа!

С уважением ребята старшей группы детского сада «Колокольчик»…

– Прежде чем мы начнем просматривать задания, давайте проведем небольшую разминку перед такой ответственной работой?

Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

Разминка

- Какое сейчас время года?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько углов у треугольника?

- А у овала?

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Сколько носов у трех котов?

- Сколько ушей у двух мышей?

-Что больше море или океан?

– Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за столы, и посмотрим что-же за задания в цветных конвертах.

Положить перед детьми конверты.

– Сколько заданий прислали нам ребята? Правильно – 6. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный). Что вы здесь видите? (прямоугольник)

Задание 1. Отыскать геометрические фигуры в изображении предметов.

– Как вы думаете, какое у него настроение? (Грустное, невеселое.)

– А почему он загрустил? (Не знаем)

– Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.

– А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник? ( С другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией, ромбом, многоугольником, прямоугольником, полукругом.)

(Слайд 3)

– Верно! И нам надо найти его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

Для выполнения следующего задания детям раздаются чистые листы бумаги, простые карандаши и линейки с геометрическими фигурами.

ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА, ЧАСЫ, ЭКРАН, ДОЛЬКА АРБУЗА.

– Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросая мяч обратно называет противоположность названному понятию.

Длинный - короткий

Большой - маленький

Высокий - низкий

Широкий - узкий

Далеко - близко

Вверху - внизу

Справа - слева

Вперед – назад

Один - много

Снаружи – внутри

Быстро - медленно

Тяжелый - легкий

– Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

– Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры).

(Проверка задания на экране)

– Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

– Открываем следующий конверт. Какого он цвета?

(Слайд 4)

Задание 2. «Ориентировка на вертикальной плоскости»

– Русалочка Ариэль спрятала в море своих друзей, морских обитателей, и предлагает нам найти их.

(Слайд 5)

Только обязательно надо назвать место расположения найденного обитателя. (в центре картинки спряталась золотая рыбка, в левом верхнем углу – рыбка с бантиком, в правом верхнем – зеленая рыбка, в нижнем левом – красная рыбка, в нижнем правом – синяя рыбка и краб, в центре нижнего края – фиолетовая рыбка, в центре верхнего – медуза, в центре правой стороны – осьминог, в центре левой стороны – морской конек.)

– Молодцы, и с этим заданием вы справились. А вам интересно, что в других конвертах? (да). Тогда открываем следующий конверт.

(Слайд 6)

Задание 3. «Цифры»

Игра «По порядку становись»

– А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Сейчас с цифрами мы поиграем.

Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку. Либо на время 1-2 минуты, каждый из участников должен встать на свое место. Последняя цифра считается потерянной.

– А теперь два человека расставят на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. (Игра-закрепление).

(Слайд 7)

Дидактическая игра «Числа-соседи?»

– Посмотрите на картинку. Это улица чисел, и нам надо узнать какая цифра в каком домике живет.

– Какое число находится между 1 и 3? (2)

– Кто соседи числа 4? (3, 5) и т. д.

– А еще числа любят строить машины, корабли, запускать. И мы с вами сейчас поиграем в игру «Запуск ракеты».

(Слайд 8)

– Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление).

После того как дети справятся с заданием, все вместе проговаривают обратный отсчет и на слайде ракета улетает в космос.

– Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь я вам предлагаю отдохнуть.

(Слайд 9)

Разминка (под минус «Мы веселые мартышки») :

– Представьте себе, что вы веселые и ловкие обезьянки. Вы двигаетесь по залу, пытаясь ничего не зацепить и ни с кем не столкнуться. Когда я скажу «Стоп!» и назову какое-нибудь число, например 3, вы должны остановиться и коснуться пола тремя частями тела (двумя ногами и рукой или двумя руками и ногой). Когда я скажу «Дальше», вы опять двигаетесь и внимательно прислушиваетесь до следующего сигнала.

Задание 4. «Математические знаки. Сравнение чисел»

(Слайд 10)

– А сейчас откроем коричневый конверт. В этом конверте у нас какие-то знаки. >,<,=, +, -. Что они обозначают? В этом задании мы должны расставить правильно математические знаки : больше, меньше, ровно.

Утка клювик повернула

Там где больше вкусного

А где меньше - отвернулась,

Ничего не скушала.

Дети рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки. (Работа на магнитной доске). С помощью математических знаков и ранее используемых цифр составляются различные примеры, ошибки в которых дошколята должны найти и дать правильный вариант используя предложенные знаки и цифры.

(Слайд 11)

Задание 5. Упражнение «Сколько не хватает?»

В данном задании закрепляется умение находить закономерность, знания об образовании числа при помощи уменьшения и увеличения на 1. На экране таблица с рисунками.

– Сколько цыплят в верхнем ряду(1) А в нижнем? (2)

– На сколько больше цыплят внизу? (на 1).

Аналогично рассматривается другой столбик с солдатиками, обращается внимание на разницу в количестве предметов. И т. д.

Задание 6.

«Веселые задачки»

(Слайд 12)

– А сейчас откроем …. конверт. В этом конверте у нас веселые задачки.

«Отрицание» (Слайд 13)

(Показываю иллюстрацию с изображением помидора, красного перца, репы, огурца, гороха.)

Зайцы на огороде поливали овощи не красного и не жёлтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы (Горох.)

«Третий лишний» (Слайд 14)

На слайде изображение медведя, ежа, белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор. (У медведя и белки шуба пушистая, а у ежа колючая. Белка и ёж- маленькие животные, а медведь- большое.)

«Сосчитай курочек» (Слайд 15)

Рыжая плутовка считать умеет ловко.

Пришла в деревню кур пересчитать.

Да куры за забором,

Сколько же курочек?

(На слайде изображение забора и нарисованных под ним куриных лапок. Дети определяют количество кур.)

«Логическая задача»

У моей бабушки Глаши

Есть внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок,

Сколько у моей бабушки животных? (2)

Итог: (Слайд 16)

– Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Какое задание вам показалось наиболее интересным?

Если вы хотите участвовать в конкурсе, то придумайте свои задачи и попросите родителей их решить.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко"

МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему:

 «Волшебная страна — Математика».

Подготвила воспитатель: Ахунова А.З.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Волшебная страна — Математика».

Цель: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление. Учить находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке. Закреплять умения составлять множество из отдельных предметов, видеть в множестве отдельные элементы.

Развивающие:

Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям;

развивать самостоятельность;

воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Образовательные области:

Познание (ФЭМП)

Коммуникация (речевая деятельность)

Социализация (игровая деятельность)

Методические приемы:

вопросы

упражнения

игры

задания

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математику». Но чтобы попасть в эту страну, нужно сесть на волшебный поезд. Для этого вам нужно получить жетончики с номерами вагонов, которые вы должны занять. Получите жетончики и быстрее занимайте свои вагончики. А, теперь все вместе закроем глаза и скажем волшебные слова : «Раз, два, три - в страну математики попади!»

Вот мы и попали в страну математики. Но попасть на ее полянки нам мешают препятствия. Вы готовы их преодолеть?

1. Полоса препятствий с номерами.

Ребята как вы думаете, какое препятствие нам нужно преодолеть первым и почему? Наконец мы попали в страну Математики. Первая полянка называется «Волшебная яблоня»

2. Эта яблоня не простая. На ней выросла цифра. Какая это цифра?

А что растет у нас на яблоне? Дети отвечают. Воспитатель: Правильно. Теперь наша задача повесить на яблоню именно сколько яблок, сколько обозначает цифра на яблоне.

3. Следующая полянка «Дружба». Команде девочек и команде мальчиков нужно положить цифры в кружочки таким образом, чтобы стрелки указывали путь от большей к меньшей и наоборот. Задание выполняется под музыку.

4. Ребята в стране Математики все дружат с физкультурой, а вы любите физкультуру и спорт?

Давайте немножко разомнемся. Музыкальная пауза. Мышь. (Е. Железнова)

5. Следующая полянка «Ромашковая». Найди ромашки с одинаковым количеством лепестков.

6. Ребята, мы с вами приехали на полянку «Весёлые цифры».

-Посмотрите, как много цифр на этой полянке, но они все перепутались. Давайте постараемся выложить цифры так, чтобы они стояли по порядку. Дети выкладывают числовой ряд.

-Ребята, перед вами карточки, на которых написаны по две цифры. Ваша задача поставить между ними знаки «больше», «меньше» или «равно».

7. Гимнастика для глаз «Ёлка».

8. Следующая полянка «Весёлые зверята». Ребята, сейчас мы будем решать задачи. Слушайте внимательно :

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

2) «Четыре овечки на травке стояли,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две).

9. А у какой цифры есть вот такие «соседи»? Показываются карточки с цифрами.

Молодцы, ребята. Но к сожалению пришло время возвращаться в детский сад. Садимся все в свои вагончики никто номер своего вагона не забыл?

Понравилось вам в стране Математике? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились новому? Закроем вместе все глаза и произнесем волшебные слова «Раз, два, три - в детский сад попади».



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко"

МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе  

«Путешествие по математическим островам»

Подготвила воспитатель: Ахунова А.З.

Цель: формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять детей в делении круга, квадрата на 4 равные части, показывать вторую, четвертую части. Закрепить представление об отношении целого и части.

Упражнять детей в освоении состава числа 6 из двух меньших чисел.

Совершенствовать прямой и обратный счет в пределах первого десятка.

Уточнить знания о последовательности дней недели, упражнять их в назывании.

Продолжать учить сравнивать смежные числа, используя знаки < > =

Систематизировать знания о геометрических фигурах.

Закрепить навыки ориентировки в пространстве на слух.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы

Развивающие:

Развивать умение детей соотносить цифру с количеством предметов.

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Развивать логическое мышление, внимание память.

Воспитательные:

Вызывать у детей интерес к математике.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, вырабатывать выдержку, умение выслушивать ответы своего товарища.

Средства:

Предварительная работа: беседы о путешествиях, чтение сказок, рассказов о путешественниках, просмотр иллюстраций, мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», «Кораблик», «Катерок», дидактические игры и игровые упражнения с математическим содержанием: «Рассели жильцов», «Математические цветочки», «Чудесный мешочек», «Целое и часть», «Математические пазлы», «Числовые домики», «Собери фигуру», игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и другие, решение математических задач в стихах, подвижная игра «Живая неделя», сочинение сказок о цифрах и геометрических фигурах, изготовление карты островов.

Материалы и оборудование:

Оборудование: ноутбук, телевизор, макет корабля, пальма, бинокль, сундук, 3 обруча

Демонстрационный материал: карта островов, компьютерная презентация, схема постройки дома, карточки с цифрами.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и предметами, наборы геометрических фигур, билеты на корабль, медали для детей

Методические приемы: компьютерная презентация, игровая мотивация, имитация движений, поиск клада, использование карты, вопросы к детям, пояснения, указания, педагогическая оценка, поощрение, игровые упражнения.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня на улице замечательный солнечный день и поэтому у меня очень хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Подставляйте свои ладошки и ловите его (дети протягивают ладошки, я сдуваю со своих ладоней настроение). Поймали? А теперь и вы поделитесь своим хорошим настроением с нашими гостями.

2. Ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике в группе мы с вами обнаружили карту. Как вы думаете, кто ее прислал? (ответы детей)

Раздается звук пришедшего электронного письма

Посмотрите, ребята к нам и на электронную почту пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно?

Слайд 1 (видео обращение царицы Математики)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я королева далекой сказочной страны Математика. Это я прислала вам карту и хочу, чтобы вы совершили путешествие по островам моего Королевства. Вас ждут незабываемые приключения и интересные задания».

В. Ребята, хотите совершить путешествие по математическим островам?

В. Как вы думаете, ребята, на чем можно добраться туда?

Ответы детей

В. Чтобы узнать на чем мы поедем надо отгадать загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет. (корабль)

Наш корабль немного необычный. Что необычного вы увидели? Правильно, ребята, наш математический и вместо названия у него номер 6. Возьмите билеты и займите места в каюте согласно купленным билетам.

Игра «Математический корабль» (Закрепление состава числа в пределах 6)

В. Поднять якорь. Полный вперед!

Слайд 2 (кораблик, плывущий по волнам шум волн или запись песенки о кораблике)

В. Ребята, чтобы нам с вами было не скучно в пути, давайте поиграем.

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Слайд 3 (остров с цифрами - Цифроград)

В. Прямо по курсу вижу остров. Но мы не можем причалить к нему, пока не узнаем, как он называется?

Посмотрите, кто живет на этом острове? Как вы думаете, как может называться этот остров, если на нем живут цифры?

В. Молодцы, ребята. Это остров Цифроград и правит там наша знакомая принцесса Циферка. (сходим на берег)

Слайд 4 принцесса Циферка

«Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас у себя в гостях. Жители моего острова очень любят игры и хотят с вами поиграть»

В. Ребята поиграем в игры с цифрами?

Игровое упражнение «Цифры и предметы» (игра на соотнесение числа и количества предметов)

Ц. Молодцы, ребята.

Игра «Расставь знаки»

Дети делятся на пары при помощи кубиков с цифрами и находят место за столом, расставляют знаки в карточки.

В. Почему ты… поставила знак больше» (потому что восемь матрешек больше чем пять кукол)

Слайд 5 (плывущий кораблик)

В. Нам снова пора в путь. Занимаем места на нашем корабле. Поднять якорь. Полный вперед! Внимание, ребята, наш корабль попал в шторм. Держитесь крепче.

Слайд 6 (остров в виде геометрической фигуры)

В. Внимание! Прямо по курсу вижу еще один остров. Посмотрите внимательно, какую фигуру напоминает вам остров?

Как вы думаете, кто может здесь жить? (ответы)

Правильно, ребята. Это остров геометрических фигур и правит на нем принц Геометрик.

(раздается сигнал сос)

В. Ребята, что это за звук? (ответы детей). Наверное, с жителями этого острова случилось несчастье и им нужна наша помощь.

Слайд 7 Принц Геометрик

Принц Геометрик «Ребята, сильный шторм и ураган разрушил дома наших жителей. Помогите нам их построить»

Игра «Построй дом» (блоки Дьенеша)

Дети с помощью карточек подсказок находят свою фигуру, делятся на две группы по одному признаку и строят дома каждый по своей схеме.

В. Какие фигуры вы использовали для постройки своего дома?

П. Спасибо вам, ребята за помощь. Жители моего острова хотят с вами поиграть.

Игра «Найди домик»

В. Как называется ваша фигура? Сколько фигур должно быть в вашем домике. (ответы детей)

В. Нам снова пора в путь. Занимаем места на нашем корабле. Поднять якорь. Полный вперед!

Слайд 8 (плывущий кораблик)

Слайд9

В. Вижу остров. Этот остров состоит их 7 маленьких островов. Как вы думаете, кто может жить на этом острове? (Дни недели)

Игра «Дни недели» (с клубком)

Слайд 10 пиратский корабль

В. Ребята, посмотрите, к берегу причаливает пиратский корабль.

Слайд 11 (пират)

Пират: Ребята, помогите, нам пожалуйста, решить задачу.

Капитан и три пирата

Прибыли на остров клада.

С судна на берег сошли,

Якорь золотой нашли.

Стали поровну делить –

Да не знаем, как нам быть

В. Ребята, объясните пирату, как можно разделить предмет на равные части.

Игра «Целое и части» (круг, квадрат)

Возьмите по одной геометрической фигуре.

-Какая фигура у тебя….? А у тебя….? (у меня большой синий квадрат, у меня маленький красный круг)

- … у тебя целый круг или его половина? (у меня целый круг)

-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на 2 равные части? (ее надо разделить пополам)

-Покажите, что у вас получилось?

-Что получилось из твоей фигуры….? (у меня получилась половина круга)

-Как вы думаете, ребята, можно ли вашу фигуру разделить на 4 разные части?

-Как это Можно сделать, ?

-Что у тебя получилось у тебя? (у меня получилась четвертинка круга)

-Как ты думаешь…., что больше целый круг или его половина?

-Как ты думаешь…., что меньше целый круг или его четвертинка?

П. Спасибо ребята. За то, что вы нам помогли, я открою вам секрет. На необитаемом острове мы зарыли сокровища. Найдите их по этому плану, и возьмите себе. (отдает детям план острова)

В. Ну что ребята, наш курс лежит на необитаемый остров? Тогда в путь.

Слайд12 (кораблик)

Слайд 13 необитаемый остров

В. Вот мы с вами и на необитаемом острове. Вперед за пиратским кладом.

Игра на ориентировку по карте.

Дети находят сокровища (сундук с медалями «Юному математику» и монетами из шоколада)

Слайд 14 кораблик

Слайд 15 фото детского сада

Их встречает корреспондент с микрофоном. (Ребенок берет микрофон и “превращается” в корреспондента)

- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Солнечный вестник”. Я очень рада вас всех видеть, таких довольных и счастливых!

- Где вы были?

- Кто живет в математической стране?

- Какие задания вы выполняли?

- Что вам понравилось?

- Еще хотите побывать в этой стране?

- Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего. На память я вас сфотографирую!



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко"

МР Калтасинский район РБ

Занятие по изодеятельности в средней группе

 «Путешествие по разноцветной стране»

Подготвила воспитатель: Ахунова А.З.

Задачи:

- закрепить знания детей о цветах радуги;

- развивать эстетический вкус, творческое мышление;

- продолжать формировать интерес к изобразительному искусству;

- акцентировать внимание детей на том, что окружающий мир многоцветен и разнообразен;

- развивать воображение, чувство цвета, умение составлять узоры из геометрических фигур.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Радуга», К. Сомов «Радуга», А. Куинджи «После дождя. Радуга»; дидактические игры «Собери цветик-семицветик», «Собери радугу», загадки о явлениях природы.

Оборудование: мольберты,, игрушечные персонажи, бабочка, конверт с письмом, помпончики из ниток цветов радуги, геометрические фигуры из бумаги, нарисованный силуэт платья на каждого ребенка, клубочек ниток, вырезанные следы цветов радуги, бусинки цветов радуги, ватман.

Звучит спокойная музыка

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель. Ребята! День у нас сегодня необычный. К нам пришло много гостей. Подойдите ко мне, повернитесь лицом к гостям и давайте представимся.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим

Не отнимим, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Дети, посмотрите, какой красивый рисунок я для вас приготовила (на ватмане нарисована бесцветная радуга). Ой, что здесь произошло? Вчера, я нарисовала для вас яркий рисунок, а теперь он почему-то стал бесцветным? Кто же это над нами так пошутил?

(Звучит «волшебная» музыка и воспитатель обращает внимание детей на бабочку с письмом на шторе)

- Так, а это еще кто? И что это тут? Письмо! Давайте посмотрим. От кого же это? Дети, тут загадка. Попробуем отгадать?

Загадка:

Как над речкой над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.

Дети. Радуга!

Воспитатель. Наверное это письмо нам прислала Волшебница-радуга. Что же она нам пишет? Читают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Волшебница - Радуга. У меня случилась беда. Злой волшебник забрал мои цвета. Он не любит яркие краски и хочет, чтобы весь мир стал бесцветным. А начал он с моего волшебного платья. Посмотрите, какое оно стало некрасивое. Ребята, пожалуйста, помогите вернуть мои разноцветные краски! Вам необходимо собрать бусы из всех цветов моей радуги и тогда ко мне вернутся разноцветные краски. А каждая бусинка, находится, в стране своего цвета. Я надеюсь, что вы дружные ребята и сумеете преодолеть все препятствия, которые будут встречаться на вашем пути. Ваша Радуга»

Воспитатель. Что же тут случилось, ребятки? Ответы детей.

Воспитатель. Так вот в чем дело! Оказывается, здесь побывал злой волшебник. А я и думаю, куда это мой яркий рисунок подевался? Ну что, вы согласны помочь Радуге? (да) Но для этого надо знать все цвета радуги и их расположение? Какие цвета есть у радуги? Как они расположены по порядку? (Дети отвечают. Воспитатель создает такую ситуацию, чтобы дети свободно обменивались знаниями по данной проблеме)

И так, теперь нам можно смело отправляться за бусами в Разноцветную страну.

Звучит музыка, дети идут с песенкой:

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

Находят следы красного цвета

Воспитатель. Что это? (следы) Какого они цвета? Можем ли мы определить по следам сейчас в какую страну мы пришли? Ответы детей

1. «Красная страна». Загадки от куклы.

2. На столе находится кукла. Кто нас встречает в Красной стране? Кукла.

Читает письмо, лежащее на столе: «В моей стране вы сможете получить красную бусинку, если отгадаете мои загадки» .А отгадки вы можете найти среди картинок которые лежат на столе.

Загадки

1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Дети находят отгадку среди картинок.

2. Весною повисло,

Все лето кисло.

А сладко стало -

На землю упало. (яблоко) Ищут отгадку.

3. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор) Ищут отгадку.

4. На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (клубника, земляника) Ищут отгадку

5. Он зеленый, есть и красный.

Если сладкий – вкус прекрасный.

Если горький в рот возьмем -

Все во рту горит огнем. (перец) Ищут отгадку

ВоспитательМолодцы дети, справились с заданием.

Загадки мы отгадали, можем забрать какую бусинку?.

Дети надевают красную бусинку на веревочку. Что надо сказать кукле? (Спасибо)

Воспитатель. Идем дальше, нам нельзя терять ни минутки!

Звучит музыка, дети идут с песенкой:

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

Дети замечают на полу следы оранжевого цвета, обмениваются об этом мнениями. Приходят к выводу, что они попали в «оранжевую страну».

2. «Оранжевая страна». Задание от лисички. На столе находится мягкая игрушка лисичка. Воспитатель читает письмо, лежащее на столе:

«Оранжевую бусинку вы получите, если справитесь с заданием»

«Печать листьями».

Какое сейчас время года. ребята? (осень).

А что происходит осенью?

Опадают листья деревьев.

-Ребята, когда опадают листья с деревьев, как называется это явление?

(листопад).

А рисовать листопад мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики.

В какой цвет их покрасила осень?

Возьмите любой понравившийся листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест.

Окрашенной стороной положите листик на чистый белый лист и плотно прижмите, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечетким и смазанным.

Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

Вот такой у на получился листопад.

- Молодцы. Возьмите оранжевую бусинку и наденем ее на веревочку.

Воспитатель. Идем дальше ребята!

Звучит музыка, дети идут с песенкой:

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

- Смотрите, и здесь следы. Какого они цвета? Желтого!

3. «Желтая страна». Задание от Колобка. На столе находится мягкая игрушка Колобок. Воспитатель читает письмо:

«Вы возьмёте желтую бусинку, если правильно раскрасите предметы, которые бывают желтого цвета.»

На столе листы бумаги с черно-белыми распечатками-раскрасками и желтые карандаши.

- Молодцы.

- Возьмите желтую бусинку, оденем ее на нашу веревочку и пойдем дальше.

Воспитатель. Идем дальше (звучит музыка)

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

Дети находят на полу следы зеленого цвета, приходят к выводу, что они попали в «зелёную страну».

4. «Зеленая страна». На столе находится мягкая игрушка крокодильчик. Воспитатель читает письмо:

«Я отдам вам зеленую бусинку, если вы поиграете»

Здравствуй радуга- дуга (дети выполняют поклоны)

Разноцветный мостик (разводят руками)

Здравствуй радуга-дуга!

Принимай нас в гости. (дети в кругу держатся за руки, поднимают руки вверх)

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком (дети бегут по кругу)

Через радугу-дугу

Перепрыгним на бегу (прыжки на носках)

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком (дети бегут по кругу).

- Молодцы, возьмите зеленую бусинку, наденем ее на веревочку.

Идем дальше (звучит музыка)

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

- К следам какого цвета мы подошли? К голубым!

5. «Голубая страна». На столе находится мягкая игрушка дельфинчик. Воспитатель читает письмо:

«Вы получите голубую бусинку, если сплетете «Паутинку добрых пожеланий».

- Вот это задание! И как нам сплести эту паутинку?

«Паутинка добрых пожеланий»

А как паучок плетет паутину? Вот у меня есть клубочек, который нам поможет сплести «Паутинку добрых пожеланий». Давайте сядем на ковер в круг. Я намотаю на руку ниточку, скажу пожелание кому-то из вас и прокачу клубочек по полу к кому захочу. А теперь вы делайте тоже самое. (ребенок говорит пожелание кому-то, наматывают ниточку себе на ручку и прокатывает ему клубочек. Получается паутинка).

- Давайте встанем. Посмотрите, какая «паутинка добрых пожеланий» у нас получилась! Какое у вас стало настроение от добрых пожеланий? Дети берут голубую бусинку и надевают ее на веревочку.

Идем дальше (звучит музыка)

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

Приходят к синим следам.

6. «Синяя страна». На столе - игрушка Гномик. Воспитатель читает письмо:«В моей стране находится синяя бусинка. Задание такое - украсить геометрическими фигурами платье для моей лучшей подруги Белоснежки» (дети работают за столами, украшая нарисованное платье геометрическими фигурами из бумаги).

Забираем синюю бусинку.

- Ребята, бусы почти собраны, можно возвращаться уже и обратно да? (нет)

- Почему? (не хватает фиолетовой бусинки)

Тогда идем дальше? Да! (звучит музыка)

Мы идем, мы идем,

Весело шагаем,

Бусы все мы соберем,

Радугу спасаем!

7. «Фиолетовая страна»! Что же нас здесь ожидает? На столе - игрушка фиолетовый слоник. Воспитатель читает письмо:

«Молодцы, дети. Вы выполнили все задания! Можете взять фиолетовую бусинку и сундучок с разноцветными красками для Волшебницы – радуги». (надевают фиолетовую бусину на ниточку)

(Открывают сундучок и видят, что там вместо красок лежат помпончики из ниток всех цветов радуги)

- Что это? Что нам надо сделать? (раскрасить радугу) А красок – то нет, чем будем раскрашивать? (дети – раскрасим помпончиками)

(высыпать на пол). Разбирайте помпончики по цветам!

(дети выкладывают радугу на листе ватмана) Звучит песенка о радуге.

Наша радуга готова!

РЕФЛЕКСИЯ:

- Ребята, что мы с вами сегодня сделали? (раскрасили радугу, выполнили задания….подробнее о каждом…победили злого волшебника, помогли Радуге вернуть цвета, нашли все бусинки, были дружными, добрыми и т. д.)

- Нравится вам новое платье Волшебницы-радуги? КАКОЕ ОНО? (разноцветное, красивое, мягкое, пушистое, теплое, приятное, веселое, необычное и т. д.) А как вы думаете, Радуге понравилось новое платье? Да, понравилось, и она вас благодарит!



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко"

МР Калтасинский район РБ

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну красивой речи».

Подготвила воспитатель: Ахунова А.З.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о единицах речи : предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;

2. Закрепить навыки правильного звукопроизношения;

3. Совершенствовать навыки слогового анализа слов;

4. Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;

5. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; 6. Формировать умения обобщать, классифицировать;

7. Развивать коммуникативные способности, внимание, память;

8. Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

9. Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: использование дидактических игр, сюрпризных моментов, схемы для составления рассказа; чтение по слоговой таблице.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, лучезарное, ослепительное.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, слоговая таблица, схема для составления рассказа о весне, иллюстрация с весенним пейзажем.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними.

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли.

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наше солнышко.

Забрали у нее лучики, а чтобы расколдовать лучики надо выполнить задания.

-Ну что, поможем?

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1. Нам нужно вспомнить пословицы о нашей речи.

Красную речь - красно и слушать. Красна птица пером, а речь словом.

Красно поле пшеном, а речь слушание. Доброе слово-путь к сердцу откроет.

Умную речь приятно слушать. Говори смелее-будет вернее. Ласковое слово – что весенний день.

Ласковое слово и кошке приятно. Доброе слово - дом построит, а злое слово – дом разрушит.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь. Не доброе слово - больней огня жжет.

Красную речь - красно и слушать. Красна птица пером, а речь словом.

Красно поле пшеном, а речь слушанием. Доброе слово-путь к сердцу откроет.

Умную речь приятно слушать. Говори смелее - будет вернее. Ласковое слово – что весенний день.

Ласковое слово и кошке приятно. Доброе слово - дом построит, а злое слово – дом разрушит.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Не доброе слово – больней огня жжет.

Слово – горы ворочает. Глупо говорить – людей смешить.

2 задание.

«Положи правильно картинку».

На одном столе разложены большие карточки с одной картинкой в середине, с указанием на конечный слог и пустыми клетками. На другом столе - маленькие карточки. Дети должны правильно заполнить большие карточки мелкими по последнему слогу.

3 задание.

«Наоборот»

Я вам называю слово, а вы мне противоположное.

Примерные слова. Большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, белый, проснуться, раздеваться, светло.

4 задание.

«Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов, узнаем какие?

- Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

- Мальчик с широкими плечами-…

- Дом из кирпича…

- Блюдце из фарфора…

- Баночка из стекла…

- Хлеб из пшеницы….

- Варежки из шерсти…

- Дверь из железа….

А теперь пора отдохнуть!

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

5 задание – игра «Доскажи словечко»

- Наша речь состоит из… предложений

- Предложения состоят из… Слов

-Слова состоят из… букв и звуков.

Ребята, а чем отличаются буквы от звуков (карточки на доске)

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные.)

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).

6. Чтение слоговой таблицы, а затем чтение слов, составленных из этих слогов.

ми ри на

ни ра ша

та ли ка

7. Составление рассказа о весне по схеме.

Схема для составления описательного рассказа. Тема «Времена года. Весна»

Примерный рассказ:

Наступила весна. Весенние месяцы это март, апрель, май. Ярче и теплее стало светить солнышко. Снег начинает таять. Побежали, зажурчали ручьи. Деревья весной оживают, на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики.

На проталинах появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Просыпаются от зимней спячки медведи,ежи,барсуки. Оживают насекомые. Люди весной высаживают овощи, убирают мусор после зимы. Весна приносит всем тепло и радость.

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

-Веселое, лучистое, лучезарное,золотое, ослепительное, сверкающее, румяное, весеннее, радостное…

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

9. Итог.

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!»

-А мы отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка)

И вот мы с вами в детском саду.

Вам понравилось в «стране красивой речи»? Мы будем с вами стараться, чтобы в нашей группе была слышна только красивая речь.

А. Шибаев.

День солнечный июльский.

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой -

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Использованная литература.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Турович. Детство-Пресс, 2004г.

2. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой. М. ,2004г.

3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. М. : «Баласс», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия образовательной области «Коммуникация» в старшей группе Тема «Весенние цветы»

Воспитательно –образовательные задачиЦель: показать знания и умения детей полученные на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательные:-уточнить и закрепить представления детей об изменениях, ...

План конспект открытого занятия в области художественно-эстетического развития: аппликация на тему "Цыпленок"

Расписаны основные задачи, предпологаемые результаты и ход непосредственно-образовательной деятельности....

Конспект открытого занятия в области «Познание» с детьми старшей группы."Космическое путешествие".

Познакомить детей со словами «комета», «солнечная система». Закрепить представление детей о геометрический фигурах, повторить количественный и порядковый, прямой и обратный счет в пределах 10....

Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"

Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...

Конспект открытого занятия образовательная область "Коммуникация" с использованием ИКТ и ТРИЗ технологий в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну сказок"

Цель занятия: активизировать словарный запас дошкольников; закреплять умение детей отгадывать сказки, называя автора; способствовать развитию интереса к окружающему миру; развивать умение находить нес...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе. 4-5 года

Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе.Тема: «Описание» Цель:  Упражнять детей в описании предмета (игрушки).Задачи: 1. Продолжать учит...