Конспект открытого занятия на тему: "Путешествие в шахматное королевство"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_shahmatam_2019g_festival.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы

Конспект занятия по обучению шахматам в

в старшей группе № 5

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»

Разработчик:

воспитатель

Нигамадьянова Г.М.

                                                                                       

Г.Югорск 2019

Цель: Формировать представления детей о шахматах и шахматных фигурах.

Задачи:

1.Закрепить представления у детей о шахматной доске, шахматных фигурах. Закрепить понятия: вертикаль, горизонталь и диагональ шахматной доски.

2.Формировать представления о шахматной фигуре пешка, месте пешки в начальном положении.

3. Развивать, любознательность и потребность в приобретении новых знаний, познавательные способности – речь, память, логическое мышление внимание, восприятие.

4. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Подготовка к занятию

Ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; дидактические игры.

Материал к занятию

Большие шахматы, настенные шахматы, изображение пешки (разрезанное на части)большое и на каждого ребёнка, кубик с изображением шахматных фигур, магнитофон.черные и белые квадраты на каждого ребенка по 10 шт. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Организация

Время

Педагог

Воспитанники

1.Организационный

 Звучит сказочная спокойная музыка

Дети под музыку входят в группу, воспитатель их встречает.

Приветствие:

1мин

Воспитатель: -Ребята я приглашаю вас в путешествие. А куда?  Вы скоро узнаете. Вот послушайте.

 «На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон,

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать! »

Дети слушают и отгадывают загадку про шахматы. Дети стоят в кругу.

2.Мотивационный

2 мин

Воспитатель: -Правильно, эта игра называется шахматы  и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в  шахматное королевство.

Ребята,  очень странно, но нас должна была  встретить одна из шахматных фигур. Что же произошло?

    -Ребята, а здесь стоит шкатулка и рядом письмо…

-Интересно, что же в нём, давайте прочитаем.

-В этом королевстве случилась беда, злой волшебник разорвал  изображение фигуры, которая должна была нас встретить, на части и  спрятал в шкатулке. И только тогда, когда мы правильно выполним все его задания, мы сможем открыть шкатулку и  узнать, что это за фигура и вернуть ее в игру.

- Ребята поможем вернуть фигуру в игру?

Звучит сказочная музыка.

Воспитатель с детьми обращают внимание на шкатулку с письмом.

3. Закрепление и творческое применение

20 мин.

задание 1

Игра на внимание с мячом «Кто лишний». 

- Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Игра на внимание с мячом «Кто лишний».

- Ребята, я буду бросать вам мяч и называть фигуры. Если это шахматная фигура в ы должны поймать мяч, а если нет, то отбить мяч обратно ко мне.

(принц, конь, байдарка, ладья, слон, пешка, король, королева).

-Отлично, вы справились с первым заданием.

Дети встают в круг на ковре и играют с мячом

задание 2

 загадки:

-Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать загадки, которые нам предлагает  волшебник.

-А эта фигура упряма и ходит она только прямо

Не петляет прыг да скок не шагнет наискосок

Так от края и до края может двигаться она

Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. (Ладья)

-Он смел и строен и высок

Ходить и бить предпочитает

Всегда наискосок. (Слон.)

-Он в шахматах можно сказать чемпион

Он может ходить как ладья и как слон

Он очень опасен вблизи и вдали

Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)

-Прыгнет он подковы звяк, необычен каждый шаг

Буква Г и так и сяк, получается зигзаг. (Конь)

-Гладкий он любит, расчищенный путь

На шаг в любую сторону может он шагнуть

Он всех главней, он всех важней

Нет в шахматном войске важнее вождей! (Король)

Воспитатель: - С загадками ребята, вы справились молодцы.

Дети отгадывают загадки, показывая место каждой фигуры на шахматном поле.

Задание 3

дид.игра «Доскажи словечко».

Воспитатель:

А ещё одно задание на внимание - «Доскажи словечко».

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),

Вправо- влево -…(горизонталь).


А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт…(диагональ). ---Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?(8)

-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)

-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8), самая короткая(2).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили задание верно.

Дети встают  за столы и из черных и белых полей выстраивают диагональ из 8 полей, а затем из двух.

Физминутка

Черно-белые поля-(шагают на месте)

Дружно встали у меня-(останавливаются) 

Тут ферзь-(хлопают)

Здесь два коня-(топают)

Защищайтесь от меня-(разбегаются по напольным клеточкам)

Быстро встала вся пехота-(шагают на месте)

Защищают короля-(похлапывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота-(бег на месте)

Начинается игра-(прыжки на месте)

Задание 4 д/и «Кубик»; «Найди свое место»

Воспитатель:- А сейчас задание на смекалку: нужно бросить кубик, назвать фигуру и поставить  эту фигуру на свое место на доске.

 Воспитатель:- Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Дети выполняют упражнение  и садятся за стулья перед шахм. доской.

Дети бросают кубик, называют фигуру и ставят данную фигуру на свое место на доске

Задание 5

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Воспитатель: -Задание, на внимание.

Педагог помещает на доску 5 фигур, (знакомых детям). Просит детей закрыть глаза, и меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательны.

Дети закрывают глаза, а потом открывают и угадывают что изменилось.

Задание 6

Воспитатель: -Ребята, а теперь последнее задание : соберите каждый из вас все части фигуры в одну и вы узнаете какую фигуру похитил злой волшебник.

Воспитатель: - И на этот раз вы справились с заданием. Давайте попробуем  открыть шкатулку. Теперь нам необходимо собрать все части фигуры на доске.

-И что у нас получилось? --Правильно, вы помогли освободить пешку.

-А пешки являются солдатами шахматного королевства и охраняют её жителей. Они маленькие, но храбрые и отважные,

ход в две клеточки они

делают однажды. Я предлагаю поставить пешку и другие фигуры  на шахматной доске.

Дети встают за столы и самостоятельно собирают все части.

Открывают шкатулку и достают все части фигуры.

На мольберте собирают  все части, получают изображение пешки.

Показ фигуры пешки знакомство с ней, шахматная фигура -пешка.

Двое детей выстраивают фигуры на шахматной доске

 4.Рефлексия.

Воспитатель с детьми возвращаются  к большим шахматам

1мин

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей. Выбор детьми фигуры.

5.Заключение.

1мин

Воспитатель: -Вам большое спасибо, вы сегодня постарались и справились со всеми заданиями, помогли вернуться  в шахматное королевство фигуре. Как она называется?

Вы большие молодцы!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ"

Учить передовать содержание сказки в игровой форме,правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем,отвечать полным ответом....

План-конспект открытого занятия на тему: Путешествие в страну знаний

Занятие - соревнование по лексике, фонетике, грамматике для возраста 8-10 лет...

Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект  открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья»  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по теме "Путешествие в лето".

Открытое занятие по теме "Путешествие в лето" с использованием интерактивных технологий, занимательных игр и упражнений, психо-эмоциональной разгрузки. Основной целью является: развитие речи в гуппе д...

Конспект открытого занятия на тему: «Путешествие по стране сказок». (старшая группа).

Тема.  «Путешествие по стране сказок».Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального с...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Путешествие в сказку» (Средняя группа).

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....