СБОРНИК «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ» Старшая группа
консультация (старшая группа)

 Бочкарёва Надежда Викторовна

СБОРНИК  «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,  ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»  Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_logicheskie_zadachi_problemny_situatsii.docx513 КБ

Предварительный просмотр:

                 СБОРНИК

       «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»

               Старшая группа

https://flyclipart.com/thumb2/maths-clipart-images-free-clipart-download-74141.png

                                                                                Составила воспитатель:

                                                                                 Бочкарёва Н.В.

                                              г Карасук  2022г.

Сборник «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?

7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?

8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?

9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?

10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?

11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

12. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?

13. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?

14. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?

15. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?

16. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?

17. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?

18. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

19. Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у четырех котов?

Сколько ног у воробья?

Сколько лап у двух медвежат?

Сколько в комнате углов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап в двух ежат?

Сколько хвостов у двух коров?

20. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

21. У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?

 (Ответ: 3.)

22. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

23. Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок растет на елке? (Ответ: на елке яблоки не растут).

24. У Лены есть брат. У брата только одна сестра. Как зовут сестру Лениного брата?

25. Мама купила 4 штуки груш и яблок. Яблок было больше, чем груш. Сколько груш и сколько яблок купила мама? (лучше сделать рисунок)

26.  У каждого из двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье?

27.  Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

28.  Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

29.  Мама, папа и я сидели на скамейке. Я сидел слева от папы, а мама – слева от меня. В каком порядке мы сидели?

30.  У кошки 2 правые лапы и 2 левые, 2 лапы сзади и 2 спереди. Сколько лап у кошки?

31.  Из норки высовывалось 4 мышиных ушка. Сколько мышек было в норке?

32.  Веревку разрезали в трех местах. Сколько частей получилось?

33. Какая птица не умеет летать? (Ответ: курица)

34.  Кто своих детенышей в сумке носит?

35.  Кто спит вниз головой? (Ответ: летучая мышь)

36.  Бьют ногой, рукой  и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Ответ: мяч)

37.  Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. (Ответ: часы)

38. Жираф, крокодил и бегемот

жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном

и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном

и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

39. Три рыбки плавали

в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном

и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

40. Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая,

а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

41. У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

42. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

43. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

44. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

45. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную.

Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтое и не красное.

Какая ткань для какой из девочек?

46. В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы?

А бананы и апельсины?

47. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой,

А что под березой?

48. Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

49. Вика и Катя решили рисовать.

Одна девочка рисовала красками,

а другая карандашами.

Чем стала рисовать Катя?

50. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.

Рыжий клоун выступал не с мячиком,

А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

51. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

52. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала легковая машина?

А грузовая?

53. Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)

53. Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?

54. В садике гулял павлин.

 Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами

55. Вышла курочка гулять,  

      Забрала своих цыплят.

      7 бежали впереди,  

      3 осталось позади.  

      Беспокоится их мать  

      И не может сосчитать.

      Сосчитайте-ка, ребята,

      Сколько было всех цыплят.

56.  На большом диване в ряд

       Куклы Танины стоят:  

       2 матрешки, Буратино  

       И весёлый Чиполлино.

       Сколько всех игрушек?

57. Росло четыре осины,

 На каждой по четыре больших ветки,

 На каждой большой ветке по четыре маленьких ветки,

 На каждой маленькой ветке по четыре яблока.

 Сколько всего яблок?

Ответ: Ноль. На осинах нет яблок.

58. Человек  хочет, чтобы он включился. Но когда он включается, человек злится и старается сразу его выключить

Ответ: Будильник

59. У мальчика есть две монеты. В сумме они составляют 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Что это монеты?

Ответ: 1 и 2 рубля

60. Что поднять земли легко,

 но трудно кинуть далеко?

Ответ: Пух

61. «Найди и закрась»

Вопросы и задания:

- из каких геометрических фигур состоит неваляшка? (из кругов – большого, поменьше и двух маленьких).

- из каких геометрических фигур состоит зайка? (из 5 овалов и одного круга).

- из каких геометрических фигур состоит рыбка? (из 5 овалов и 2 треугольников)

- раскрасьте тот рисунок, который составлен из нарисованных внизу геометрических фигур.

- какой предмет закрасили и почему? (рыбку, потому, что только она состоит из 5 овалов и 2 треугольников).

62. «Смотри, считай, записывай»

Вопросы и задания:

- Из каких геометрических фигур состоит кошка? (прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов).

- сколько прямоугольников? Напиши.

- сколько треугольников? Напиши.

- сколько квадратов? Напиши

- сколько кругов? Напиши.

63. «Сколько котят в корзине?»

Предложите детям отгадать сколько котят в корзине, и записать ответ в квадрате. (четыре).

Если дети затрудняются, спросите, сколько ушей у одного котенка? (два).

- Сколько котят спряталось в корзине? (три).

Одного котенка видно, поэтому котят четыре.

64. Кораблики на реке.

 Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.

65. Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»

«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.

О чем рассказала мама сыну?

66. Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет…  Что ищет медведь?

67. Что за зверек?

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?

68. Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь, как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?

69. Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.

Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?

70. Что здесь произошло?

Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась. А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые.

Что здесь произошло?

Задачи на сравнение.

71. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?

72. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?

73. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?

74. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?

75. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?

76. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?

77. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?

78. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?

79. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

80. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?

81. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?

82.  «Кто больше?»

Предложить детям ответить на вопрос кто больше?

- Маленький слон или большая мышка?

-  Маленький бегемот или большой муравей?

-  Маленький ослик или большой зайчик?

- Маленький жираф или большая лиса?

83. Игры со спичками

У нас поровну спичек. Я отдал(а) тебе 2 спички. На сколько спичек у тебя больше?

 Сколько раз надо порезать сосиску, чтобы разрезать ее на 3 части?

 На столе лежат 3 спички. Как из них сделать 4?

84. Игры из серии «Чудо‑мешочек»

Всем известный чудо‑мешочек представляет собой мешочек, наполненный фигурками различных форм и цветов. Он широко используется в обучении дошкольников при формировании у них представления о геометрической фигуре, а также обучающих играх, способствующих развитию сенсорного восприятия. В логических задачах он также нашел себе место.

Задача 1

В чудо‑мешочке находятся три белых и три синих шарика. Сколько нужно вынуть шариков из мешочка, чтобы заранее утверждать, что хотя бы один будет белым?

Как правило, такая задача вызывает затруднения у дошкольников. После проведения следующих игр дети легко справляются с ней.

Игра 1

Необходимо показать ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (синий и белый). Затем положите шарики в мешочек. Задайте вопрос: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Последует ответ: «В мешочке два шарика: один – синий, другой – белый».

Предложите ребенку поочередно несколько раз, не заглядывая в мешочек, вынуть один шарик и назвать его цвет, а затем положить его обратно. Выясняется, что нельзя заранее предугадать цвет, вынимая один шарик.

Игра 2

Теперь положите два синих и два белых шарика. Сначала повторите с ребенком игру № 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Затем предложите ему вынимать, не глядя, по два шарика за один раз.

Повторите этот эксперимент достаточное количество раз. Выяснится, что если вынимать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба белыми, или оба синими, или один из них будет белым, а другой – синим. Пусть ребенок убедится на практике, что другие варианты невозможны.

Далее проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо будут вынуты два синих шарика и один белый, либо два белых и один синий.

После проведенных опытов уместно поставить вопрос: «Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался белым?» Выражение «хотя бы один» надо пояснить. Как правило, многие дети догадываются, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.

Игра 3

Затем положите в мешочек три синих и три белых шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору трех шариков. Выясните все возможные случаи: все три вынутых шарика синие, два синих и один белый, два белых и один синий, все три белые.

Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с двумя белыми и двумя синими шариками: «Сколько надо вынуть из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из вынутых оказался белым?» Больше половины – 4.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Конспект образовательной деятельности «Подарок для медвежонка» (В технологии "Ситуация") Старшая группа

образовательная область: познавательное развитие.Цель:формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда;Задачи:расширять представления дете...

Сборник. Логические загадки для детей 6-7 лет .

Загадки для детей 6-7 лет развивают логическое мышление и память у детей....

Консультация «Образовательные ситуации, как основа современной образовательной деятельности в соответствии с ФОП. Классификация образовательных ситуаций». Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербиновская Краснодарск

Обзовательная ситуация  является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения  определенных задач или зада...