Использование информационно - коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми ТНР
методическая разработка

Ольга Брониславовна Максимишина

В соответствии с ФГОС дошкольного образования дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и развития. Согласно Профстандарту каждый педагог должен владеть ИКТ-компетентностями, чтобы планировать, организовывать и оценивать образовательную работу с детьми. Сейчас все  педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в работе с воспитанниками и в подборе нужных материалов, чтобы создать свой банк электронных образовательных ресурсов, который поможет сэкономить время и качественно обновить психолого-педагогическое сопровождение детей и повысить его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно - коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми ТНР

Актуальность: В соответствии с ФГОС дошкольного образования дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и развития. Согласно Профстандарту каждый педагог должен владеть ИКТ-компетентностями, чтобы планировать, организовывать и оценивать образовательную работу с детьми. Сейчас все  педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в работе с воспитанниками и в подборе нужных материалов, чтобы создать свой банк электронных образовательных ресурсов, который поможет сэкономить время и качественно обновить психолого-педагогическое сопровождение детей и повысить его эффективность.

Целью использования ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей  на основе индивидуального подхода и специфичных видов деятельности.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
  2. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
  3. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям родителям и педагогам в решении психологических проблем и при подготовке детей к обучению в школе.
  4. Исследовать динамику интеллектуального и эмоционально-личностного развития дошкольников имеющих трудности в психическом развитии, используя современные диагностические материалы.
  5. Осуществлять психологическое сопровождение детей при переходе с одного этапа социализации на другой: в период самоизоляции, в процессе подготовки детей к школе и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Психологическое сопровождение освоения детьми с ТНР адаптированной образовательной программы - это система профессиональной деятельности педагога-психолога по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания детей с ТНР, успешного их обучения и развития. Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, поддержка и помощь в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.

Использование информационно-коммуникативных технологий необходимо в процессе развития уровня удовлетворённости работников своей профессиональной деятельностью и повышения престижа профессии педагога.

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, принтер, видеокамера, цифровой фотоаппарат.  

Помещения ДОУ: кабинеты логопеда, психолога и дополнительного образования,  сенсорная комната, музыкальный и спортивный зал.

Методы и формы реализации проекта: Тренинги, консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, анкетирование, с использованием ИКТ.

Основные этапы психологического  сопровождения  и направления деятельности педагога-психолога

Каждое из направлений работы педагога-психолога  строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Педагоги-психологи, логопеды ДОУ организуют работу с детьми, их родителями и воспитателями с учетом специфики, используя ИКТ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям:

1. Психологическая диагностика

2. Коррекционная/развивающая деятельность

3. Психологическая профилактика

4. Психологическое просвещение

5. Психологическое консультирование

6. Организационно-методическая работа

1. Диагностическое направление

Психолого-педагогическое исследование детей с ТНР, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, получение информации об уровне психического развития детей. Психологическая диагностика в работе педагога-психолога также направлена на контроль динамики психического развития детей с ТНР, с целью создания оптимальных условий развития.

Диагностика - это важный подготовительный этап разработки рекомендаций педагогам и родителям детей с ТНР по оказанию помощи в вопросах развития.

Согласно ФГОС ДО, в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение уровня психического развития обучающихся и причин нарушений в развитии, адаптации и обучении, а так же определение проблем субъектов воспитательно-образовательного процесса. Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах, в том числе с использованием ИКТ.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Проводится обязательно: Обследование детей для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Проводится дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОО углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Дистанционные формы взаимодействия:

Консультации с родителями, заполнение листа адаптации, игры с детьми в период адаптации, консультации педагогов, семинар- практикумы с педагогами. Анкетирование родителей в т.ч. С использованием ИКТ (ссылка или QR-код) .

Популяризация опыта работы и консультирования родителей в viber, инстаграм, YouТube канал, консультации через журнал ДОУ и личный сайт педагога и детского сада 77.

3. Проектная деятельность родителей с детьми

4. Самообразование

5. Организация и проведение совместных занятий с родителями

6. Оказание поддержки родителям в период самоизоляции:

Консультации, информация ИКТ (ссылки) через vibe и на сайт ДОУ. Выпуск информационных буклетов. Родители пользовались предложенной информацией через сайт и viber, что способствовало удовлетворительной спокойной адаптации к режиму самоизоляции.

Участие в педагогическом совете: Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов с использованием ИКТ. Тайм –менеджмент и ИКТ для подготовке педагогов к аттестации. Повышение степени благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

В работе с родителями хочется отметить активность и заинтересованность к работе педагога-психолога, материалами по профилактике и тематической информации с использованием ИКТ.

Отличия детей с ОВЗ в игре:

  • В игре осваиваются понятия, времени например, умение проживать эмоции и справляться с трудностями. И для этого не нужны гаджеты! Когда у ребенка сформированы навыки самоконтроля, адекватная самооценка, он не будет скатываться в гаджеты. Тогда ребенок может поиграть или посмотреть видео, но это не будет для него смыслом жизни, не вырвет его из реальности. Он сможет контролировать свое время в телефоне, без напоминаний возвращаться к более важным делам.
  • Когда самооценка у ребенка адекватная он спокойно относится к неудачам, не боится их, а готов поработать в этом направлении и сделать еще 1,2,5…15 попыток. Он становится интересен себе, ему уже не нужны айфоны и дорогие вещи, чтобы заслужить уважение. Ему не нужно играть, сквернословить, курить и пить спиртное, чтобы быть своим.

Формы организации взаимодействия с детьми. 

  • В период адаптации детей  к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности. Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов. Создание условий для общения детей со знакомыми игрушками и вещами.
  • Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
  • Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.
  • Игры направленные на развитие взаимодействия между детьми.
  • Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
  • Пальчиковые игры. Опыты для малышей.
  • Музыкотерапия. Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальные паузы  включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки;
  •  слушание музыки, музицирование на
  •  детских музыкальных инструментах.
  • Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
  • Необходимо: 
  1. Наработка интерактивного дидактического материала.
  2. Активная работа по психологическому просвещению, профилактике психического здоровья.
  3. Необходимо введение дополнительных групп ТНР и педагога-психолога на общеразвивающие группы детского сада.
  4. Оказание помощи родителям: информирование о содержании образовательной программы на текущий период, консультирование по телефону, через мессенджеры и эл.почту, предоставление материалов (игр, упражнений, тематических консультаций) для самообразования родителей и самостоятельных занятий с детьми ТНР

5. Составление индивидуальных программ развития детей, которые родители могут осуществлять самостоятельно, в случае долгого отсутствия ребенка в детском саду; - предоставление дидактического материала родителям для проведения занятий дома.

6. Необходимо отметить, некоторые сложности отмечались при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, которые связаны с длительным отсутствием в детском саду, по причине пропусков, в том числе по причине самоизоляции, что затрудняет оценку эффективности дистанционной работы.

7. В работе с родителями хочется отметить активность и заинтересованность к работе педагога-психолога, материалами по профилактике и тематической информации с использованием ИКТ.

Как планировать занятие в ДОО с использованием ИКТ

1. Четко обозначьте тему и цели занятия.

2. Доступно изложите материал занятия, с использованием ИКТ. В план-конспект занятия включите графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, ссылайтесь на другие известные вам ресурсы или собственные разработки.

3. Создайте условия для самостоятельной работы детей. Формируйте навыки исследовательской деятельности, акцентируйте внимание на развитии личностных ресурсов.

4. Укажите ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, учебные пособия). Найдите ссылки на материалы по изучаемому вопросу.

 Как оценить эффективность использования ИКТ.

Любая образовательно-воспитательная деятельность направлена на достижение определенного результата, пользы, эффекта.

Эффективность – это зависимость между достигнутым результатом и использованными ресурсами. 

 В оценке эффективности стоит выделить два основных аспекта: оценку процесса и оценку конечного результата. Чтобы оценить процесс обучения используют тестирование.

 Смоделируйте ситуации для проверки эффективности обучения. Главная цель – определить, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания. Результаты – это изменения, которые произошли в итоге прохождения участниками обучения. Оценка на этом уровне самая сложная. Используйте контрольную группу (не проходившую обучение). Проводите оценку через некоторое время, чтобы результаты стали заметны, либо оценивайте до и после обучения.

 При использовании оценочных методик обращайте внимание на возрастные и психологические особенности детей.

Авторские образовательные ресурсы, по сути, объединяют несколько средств представления информации в одной системе. При их разработке используйте учебно-методические материалы и цифровые образовательные ресурсы, которые соответствуют требованиям ФГОС и позволяют вариативно использовать блоки информации. 
Какие требования соблюдать

При разработке авторских ресурсов в содержание ИКТ включайте только научно-достоверную информацию, соответствующую материалу учебного пособия. Содержание, глубина и объем научной информации должны учитывать познавательные возможности и уровень работоспособности воспитанников, их психологические и возрастные особенности. Включайте в ЭОР разнообразные познавательные задания, которые связаны с предлагаемым экранным материалом.

При отборе материала для зрительного ряда используйте крупный и средний планы, избегайте дальних планов и мелких деталей. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью ваших комментариев.

Информацию преподносите в живой эмоциональной форме. Не используйте кадры, вставки, эпизоды, которые не связаны с изучаемой темой.

 Соблюдайте гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления детей дошкольного возраста. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста – не менее 16 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 14 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки выделяйте увеличением кегля.

При выборе цвета фона и изображений учитывайте их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются: белый – синий; черный – желтый; зеленый – белый; черный – белый.

Используйте возможности компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием, сообщаемой информацией.

Выбирайте стандартный интерфейс программ. Стремитесь к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняйте их расположение на экране.

10 существенных недостатков

1. Фактические ошибки.

2. Выразительные возможности экрана не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами.

3. Интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она обусловлена заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием.

4. Способы предъявления учебной информации ограничиваются большими текстами, в которые включены редкие фрагменты анимации или аудиотекста.

5. Обучаемый испытывает значительные трудности при чтении текста из-за неудачного соотношения цветов фона и шрифта, его размера и гарнитуры.

6. Визуальная информация слабо связана с текстами, хотя должна служить иллюстративным материалом.

7. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты анимации, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение детей за событиями на экране.

8. Ребенок не получает помощи при изучении нового материала и выявлении недостатков в полученных знаниях.

9. Недружественный интерфейс – детям нужно предварительно изучить правила работы с программами.

10. Авторы не предоставляют повторной попытки ответа и не создают «ситуации успеха» при работе с программой.

Педагог использует мультимедийные технологии, учитывая:

– индивидуальные возможности детей, в том числе владение ИКТ; 

– наличие интерактивного оборудования, его возможности;

– содержание электронных образовательных ресурсов.

Программное обеспечение и содержательные наглядные презентации позволяют педагогу экономить время при подготовке материала и вносят разнообразие в его подачу.

 Соблюдайте требования к мультимедиа средствам. 

Мультимедийные возможности включают:

– манипулирование экранными объектами;

– линейную и иерархическую навигацию;

– интерактивные справки;

– обратную связь: программа отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий, ответы показываются на экране, давая возможность не только проверить, но и усовершенствовать свои знания;

– конструктивное взаимодействие: программа позволяет создавать и настраивать, и управлять экранными объектами (пользователи могут добавить гиперссылки, расширить структуру мультимедийного приложения и пр.);

– рефлексивное взаимодействие: программа учитывает действия пользователя для последующего анализа;

– имитационную интерактивность: экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их поведение, имитируя реальное функционирование технических устройств, систем, социальных процессов;

– поверхностную контекстную интерактивность: пользователя вовлекают в деятельность, имеющую неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности используют в обучающих программах и дидактических играх;

– углубленную контекстную интерактивность: пользователь погружается в имитируемый компьютером и программой мир (виртуальная реальность).

С помощью мультимедийных средств педагог: 

– повышает информативность занятия;

– стимулирует мотивацию;

– делает процесс наглядным; 

– организует повтор наиболее сложных моментов занятия; 

– реализует доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в визуальной и слуховой форме; 

– обеспечивает внимание детей в фазе его биологического снижения (например, последние минуты занятия). 

– достигает высокого качества усвоения материала за счет художественно-эстетического выполнения ЭОР или разумно примененной анимации и звукового эффекта; 

– организует повтор материала предшествующего занятия (обзор, краткое воспроизведение). 

Максимального обучающего эффекта воспитатель достигает, когда мультимедийное занятие – цельный осмысленный продукт. Он должен учитывать все возможности мультимедийных средств обучения и содержательный аспект ЭОР, состоять из учебных эпизодов

Требования к информации: текст читабелен; количество текста и наглядности сбалансировано и продумано; наглядность соответствует письменной и устной информации (комментариям воспитателя); время демонстрации графического ряда и видеоряда оптимально; объем и содержание соответствуют целям и задачам темы; работа с графической информацией мобилизует ресурсы образного мышления. 

Не превращайте все мультимедийное занятие в демонстрацию, включайте интерактивные моменты. Демонстрация хороша на этапах сообщения нового материала. Интерактивность актуальна при активизации воспитатнников, обсуждении материала, контроле полученных знаний, самостоятельной работе. 

Составление банка электронных образовательных ресурсов . Данная форма организации информационных ресурсов для реализации образовательной программы очень практична, удобна и незаменима в детском саду, в котором активно используют информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ). Это презентации, видеоролики, компьютерные игры в программе Smart Notebook. Некоторые материалы были подобраны в Интернете для внутреннего использования в целях развития, воспитания и обучения воспитанников.

Каталог имеет удобную структуру. Мультимедийные ресурсы объединены в тематические папки: «Животные», «Морской мир», «Насекомые», «Птицы», «Растения», «Дидактические игры», «Арт--терапия», «Праздники», «Сказкотерапия», и др. Содержание папок подобрано в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ. Родители с интересом участвуют в родительских собраниях, заседаниях родительских клубов, совместных мероприятиях, на которых используются ИКТ. В соответствии с требованиями ФГОС ДО родители должны стать активными участниками образовательной деятельности. Поэтому педагоги создали для них данную папку на сайдо ДОУ. Родители используют предлагаемые мультимедийные ресурсы для развития детей дома.

Благодаря такой структуре педагогам легко найти нужный мультимедийный ресурс, чтобы спланировать образовательную деятельность с детьми по теме недели и взаимодействие с родителями. 

Методы взаимодействия с семьей и детьми 

  1. Метод психодрамы, семейная терапия, Сказкотерапия занятия в кабинете релаксации
  2.  Арт-терапия (пескотерапия, техника ЭБРУ на свободную или на заданную тему музыкотерапия, танцевальная терапия…)

Проективный рисунок ( игра в рисование историй)

  1. Игровая терапия (кукольная), квесты, конструирование, олимпийские игры группы, проведение тематических детских праздников в которых ребята раскрывались

4)  Проектная деятельность -презентация проектов, подготовленных семьями.

Разработка и реализация индивидуальных маршрутов, учитывая индивидуальные особенности..

Пробелы в развитии:

  • Низкий уровень самостоятельности; Несформированность самоконтроля;
  • Недостаточно сформированное умение различать и сравнивать фигуры, объекты и пр.;
  • У значительной части детей - недостаточное развитие устной речи, низкий словарный запас, неумение пересказывать текст; Увеличение речевой патологии;
  • Низкая способность действовать по заданной инструкции
  • Первоклассники с высоким уровнем развития устной речи обладают недостаточным уровнем развития мелкой моторики. 

Выявленные проблемы психологической службы:

  • Недостаточный временной ресурс очного этапа психологической работы с детьми, по причине дистанционной работы в период пандемии.
  • Отсутствие необходимой технической оснащенности.
  • Недостаток интерактивного дидактического материала.
  • Размытое представление о дистанционной работе педагога-психолога у сотрудников и у родителей.
  • Превышена норма по наполняемости  детей в группе ТНР по причине высокой востребованности группы для детей с ТНР.
  • Несоответствие установленных детям на ПМПК диагнозов действительности. Непонимание родителями важности правильного установления диагноза и правильного выбора образовательной программы по потребностям и возможностям ребенка.

Пути решения выявленных проблем: Наработка интерактивного дидактического материала.

  • Активная работа по психологическому просвещению, профилактике психического здоровья.

Оказание помощи родителям: информирование о содержании образовательной программы на текущий период, консультирование по телефону, через мессенджеры и эл.почту, предоставление материалов (игр, упражнений, тематических консультаций) для самообразования родителей и самостоятельных занятий с детьми ТНР

  • Составление индивидуальных программ развития детей, которые родители могут осуществлять самостоятельно, в случае долгого отсутствия ребенка в детском саду; - предоставление дидактического материала родителям для проведения занятий дома.

Необходимо отметить, некоторые сложности отмечались при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, которые связаны с длительным отсутствием в детском саду, по причине пропусков, в том числе по причине самоизоляции, что затрудняет оценку эффективности дистанционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационной технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация подготовлена для выступления на педсовете. В ней представлены: выдержки из нацпроекта "Образование", квалификационных характеристик должностей работников образования, средства ИКТ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога

Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного  образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технолог...

Использование информационно-коммуникационной технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В данной презентации говорится о возможностях ИКТ, как может развить ребенка и рпедъявляемые требования к компьютерным программам....

Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников

статья: Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Современные условия модернизации образования требуют от педагога-психолога качественного выполнения ряда функций: профессиональных, методических, психологических. Стремительная информатизация общества...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Применение ИКТ технологий. Диагностическая работа. Методическая работа. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родите...