Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"
материал

Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

Выступление на РМО по теме:

«Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи».

Подготовила:

Достовалова Т.В.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - логопеда и воспитателя.

Многие из коррекционных задач решаются учителем – логопедом и воспитателем совместно. Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора.

Цель и задачи развития ребенка с ОВЗ определены в индивидуальной адаптированной образовательной программе в части работы воспитателя. В моей группе 4 ребенка с ОВЗ, трое из которых имеют диагноз ТНР (тяжёлые  нарушения речи), и сегодня я хотела бы представить вашему вниманию свой опыт   работы с такими детьми во всех видах детской активности: на занятиях, в режимных моментах, свободной деятельности.

 «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Поэтому в первую очередь мне бы хотелось сказать о предметно  речевой среде в группе, которая позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Это различные центры (зоны, уголки), которые  мы постоянно пополняем и обновляем.

А так же в наше время невозможно представить обучение детей без технических средств. В группе имеются: магнитофон и ноутбук, с помощью которых, мы организуем обучающие презентации, проговариваем звуковые чистоговорки, проводим артикуляционную гимнастику. Технические средства помогают улучшить и ускорить процесс обучения.

Опираясь на опыт таких детей, и учитывая их предпочтения, подбирается наглядный материал для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением,  как с воспитателем, так и со сверстниками, это: различные энциклопедии; предметные, сюжетные картинки по интересам детей; настольные игры (многие из которых сделаны своими руками).

Например: Савелий очень любит рассматривать энциклопедии о животных. Планируя работу с ребёнком,  я располагаю в книжном уголке яркую, красочную энциклопедию о животных, зная, что она обязательно привлечёт его внимание, в данном случае я могу решить сразу несколько задач: обогащать природоведческий словарь; уточнять высказывания мальчика;  помогать более точно характеризовать животное, с помощью наводящих вопросов;  учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;  формировать умение отстаивать свою точку зрения;приучать к самостоятельности суждения.

Огромную роль в совершенствовании речи как средства общения и  освоении речевого этикета играет сюжетно – ролевая игра.

Например: Играя в кафе, Савелий, взял на себя роль официанта, а вы знаете, что дети очень любят, когда к ним в игру включается воспитатель. В первую очередь, Савелий, обслуживая клиентов должен быть вежлив, используя в речи соответствующую, интонационную выразительность. Пользоваться вежливыми словами, строить сложноподчинённые предложения, используя языковые средства для соединения частей (потому что, если и т.д.), совершенствовать диалогическую речь, в чем ему помогает воспитатель, который играет роль клиента.

Так же мне очень нравится использовать мнемотаблицы. Как вы знаете, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ТНР практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.Мнемосхемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и  заучивании стихов.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

 Константин ДмитриевичУшинский.

Очень часто в своей практике использую различны  словесные игры.  Например: «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», где дети должны договориться между собой и показать задуманное. В этой игре я предварительно выбираю пару для ребёнка с ТНР, для того, чтобы между детьми состоялся диалог, так как не все ребята умеют договариваться, чаще навязывают своё мнение.

В свободные минутки после прогулки, перед приёмом пищи ребята с удовольствием играют в словесную игру, например, каждый ребёнок начинает свой рассказ с повторяющейся  фразы: «Если бы я был волшебником, то я бы ...», что способствует совершенствованию монологической речи и  умению сочинять.  Так же мы часто играем в игру «Что лишнее». Например: Я говорю: «Кресло, диван, кукла, стол, шкаф», а дети называют, что лишнее и почему. А так как дети с ТНР не могут запомнить на слух длинную цепочку из слов им, заданное количество слов сокращается.

При организации   непосредственно – образовательной деятельности всегда предусматриваю индивидуальную работу с детьми ТНР. Так например, на занятиях по формированию  элементарных математических представлений при формировании навыка правильного согласования числительных с существительными в родительном падеже применяем счёт: двух карандашей, пяти карандашей, трёх елочек, пяти ёлочек; сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет: вижу три-четыре белочки, елочки, пять-десять бабочек, листиков.

В утреннее время с помощью разнообразных заданий  проводим работу по подготовке руки к письму, развитию логического мышления, внимание и т.д. Ребятам с ТНР всегда подбираем задания согласно их индивидуального развития, а так же задания направленные на «зону ближайшего развития».

В профилактике и раннем выявлении детей с проблемами в развитии огромную помощь оказывает работа консультативного пункта «Академия семейного воспитания», руководителем которого я являюсь.

Ежемесячно приглашаются родители с детьми раннего возраста, не посещающие дошкольные учреждения для прохождения игровой психолого – логопедической диагностики, как правило это детки либо не говорящие, либо говорящие совсем плохо. После обследования специалисты дают  рекомендации, в том числе и по стимуляции речевого развития ребёнка, и по организации речевой среды в семье.

Так же для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе родителей и детей раннего возраста организовали выездное мероприятие в «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Монтессори – педагог провела  для родителей консультацию «Как с помощью бросовых предметов и материалов организовать предметно – пространственную среду в домашних условиях» и провела мастер – класс. В итоге несколько родителей записались на полный курс к учителю-логопеду, а так же на диагностику к педагогу – психологу.

Родители, а особенно дети с удовольствием посещают праздники, на которые мы их приглашаем.

На сайте ДОУ создана страничка, где регулярно выставляются консультации по запросам родителей.

Я считаю нам воспитателям необходимо вовремя увидеть проблему  в развитии ребенка через наблюдения, педагогическую диагностику уровня развития, помочь родителям увидеть и принять эту проблему, и тогда положительные результаты  в преодолении отставаний будут гарантированы. И положительные примеры в моей практике уже есть.

В 2018 году в младшую группу  к нам поступил мальчик. Федя был гиперактивный ребёнок, не реагировал на обращения к нему, кусал всех детей, просто проходя мимо. Вы знаете, что на фоне других детей, эти детки сразу выделяются. После прохождения адаптационного периода мы стали очень аккуратно, тактично говорить маме о проблемах, которые у нас возникают с Фёдором. Мама выслушивала, кое – с чем соглашалась, какие – то  поступки пыталась оправдать. Мы со вторым воспитателям постоянно обсуждали проблемы, пытались корректировать поведение ребёнка на занятиях, в свободной деятельности, но результатов не было, а если и были, то незначительные. Ребёнок до 4 лет папу называл мамой, хотя слово папа произносил чётко. Это продолжалось 1,5 года, пока однажды, проводя утренник, который мы снимали  на видео, так как родители не присутствовали, и мы  хотели им его показать. Получив видео, мама на следующий день пришла в ужасе, увидев что «вытворял» её ребёнок, увидела его на фоне других детей, которые играли, пели, мы четыре педагога, находившиеся на празднике не могли его заинтересовать ни чем.  Маме было предложено написать согласие на психологическое обследование ребёнка. Мы с коллегой написали служебную записку, в которой подробно описали проблемы ребёнка. После диагностики  на заседании ППк МБДОУ «Горный ДС», родителям было предложено пройти ТПМПК. Мама, осознав проблему выполняла всё, что ей предлагали специалисты. Прошли всех врачей, у мальчика нашли проблемы со здоровьем, связанные с родовой травмой. Из больницы мама прислала нам смс со словами благодарности, но самой большой наградой для нас является, то, что  сейчас наш Федя хоть и не совсем догнал своих сверстников, но 80% того, что должен усвоить согласно своего возраста он знает, ребёнок разговаривает и мы надеемся, что к выпуску ребёнок пойдёт в школу без статуса ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описано влиние сказок на развитие речи детей, приведены примеры сказок и упражнений по ним  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Использование нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Обобщение опыта.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной ...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....