Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"
рабочая программа (подготовительная группа)

Оксана Юрьевна Омельченко

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_shahmat.docx160.26 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад № 500»

630073, г. Новосибирск, ул. Стартовая, 1/3, Тел. 347-41-61

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы

«Мир шахмат»

           Разработала:

Омельченко Оксана Юрьевна

воспитатель, I квалификационная категория

                                           

                                               Новосибирск

                                                        2020

                       

Содержание программы:

п/п

Раздел Программы

Страница

Паспорт Программы

3-4

1.

Целевой раздел программы

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.2

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

6-8

1.3

Принципы обучения

8-9

1.4

Требования к материально-техническому обеспечению

9

1.5

Ожидаемые результаты освоения программы

9

2

Содержательный раздел программы

11

2.1

Учебно-тематический план

12

2.2

Календарно-тематический план

13-21

2.3

Мониторинг реализации  программы

22-25

3

Список используемой литературы

26

4

Приложение

27-31


1.

Наименование программы

Программа дополнительного образования по обучению детей  старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Мир шахмат»

2.

Основание для разработки программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4.  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.05. 2004 г. № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».

3.

Заказчик программы

Родители.

4.

Исполнители программы

Воспитатель Омельченко Оксана

5.

Разработчики программы

Омельченко Оксана Юрьевна

6.

Адрес образовательного учреждения – исполнителя программы

Новосибирская область, г.Новосибирск

ул.Стартавая 1/3

7.

Целевые группы

Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми 5-7 лет.

8.

Срок реализации программы

2 года

9.

Вид программы

Адаптированная компилятивная

10.

Источники финансирования

Внебюджетное финансирование.

11.

Цель программы

Знакомство детей с игрой «шахматы» и формирование первичных умений игры в шахматы.

12.

Задачи программы

  1. Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  2. Познакомить:
  1.  с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;
  2.  с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр);
  3.  с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  1. Дать представления о приемах игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  2.  Учить детей играть шахматными фигурами, не нарушая правил.
  3. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

13.

Ожидаемые результаты

  1. Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.
  2. Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
  3. Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  4. У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
  5. Дети умеют играть в шахматы, не нарушая правил.
  6. Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.
  7. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

14.

Система организации контроля за исполнением программы

Исполнение представленной программы анализируется по результатам  педагогического мониторинга, который проводится дважды в каждый год обучения.

Отчет об исполнении заслушивается в конце учебного года на итоговом педагогическом совете учреждения и на Общем родительском собрании.


                                                Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости,

сколько хорошая книга или музыка.

(Т. Петросян)

  1.  Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Мир шахмат» реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 500 и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки – умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.                     

Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы «Мир шахмат» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует развитию психических процессов, становление которых особенно активно происходит в дошкольном возрасте.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития  дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Целью внедрения программы по обучению детей игре в шахматы «Мир шахмат» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям в развитии, открывает дорогу к творчеству, расширяет круг общения, повышает возможности полноценного самовыражения, самореализации.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна для усвоения дошкольниками. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Цель программы:

Знакомство детей с игрой «шахматы» и формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи:

  1. Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  2. Познакомить:
  1. с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;
  2. с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр);
  3. с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  1. Дать представления о приемах игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  2. Учить детей играть шахматными фигурами, не нарушая правил.
  3. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старшая возрастная группа (дети от 5 до 6 лет)

Дети этого возраста могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет) 

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3 Принципы обучения

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.

Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В ходе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

1.4 Требования к материально-техническому обеспечению

  1. Настольные шахматы и шахматные доски.
  2. Демонстрационная магнитная доска с комплектом магнитных шахматных фигур.
  3. Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
  4. Обучающие видео-уроки по шахматам.
  5.  Интерактивные обучающие программы.
  6. Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, принтер), проектор, интерактивная доска.
  7. Литература.

1.5 Ожидаемые результаты освоения программы

К концу первого учебного года дети должны знать:

  1. названия шахматных фигур и отличать их друг от друга;
  2. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого учебного года дети должны уметь:

  1. правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  2. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  3. играть по частям, понимая правила.

К концу второго учебного года дети должны знать:

  1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  3. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго учебного года дети должны уметь:

  1. ориентироваться на шахматной доске;
  2. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3. правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  6. рокировать;
  7. объявлять шах;
  8. ставить мат;
  9. решать элементарные задачи на мат в один ход.

Способы проверки результатов освоения программы:

  1. участие в соревнованиях, проводимых, как в детском саду, так и на муниципальном уровне;
  2. беседа с  родителями;
  3. беседа с ребёнком;
  4. наблюдение;
  5. игра с ребёнком в шахматы.

Мониторинг проводится в начале и в конце каждого учебного года, с последующим обсуждением на педсовете ДОУ и сообщением на Общем родительском собрании.


  1. Содержательный раздел

Программа обучения рассчитана на два года для детей 5-7 лет.

В середине занятий проводятся физкультминутки, с использованием упражнений для глаз, мышц шеи, спины, рук, проходящие в игровой форме.

Формой подведения итогов реализации программы являются участие детей в турнирах, проводимых в детском саду и муниципальных шахматных турнирах, а также результаты педагогического мониторинга.

Отчет об исполнении заслушивается в конце учебного года на итоговом педагогическом совете учреждения и на Общем родительском собрании.

Продолжительность 1 занятия в старшей возрастной группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Периодичность в неделю – 1 раз.

Количество занятий в месяц – 4 занятия.

Количество занятий в год – 32 занятия.


2.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество занятий / часов всего

Теорет. занятия / часов

Практ. занятия / часов

Количество занятий / часов всего

Теорет. занятия / часов

Практ. занятия / часов

1

В стране шахматного королевства

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

1з./30 мин.

-

2

Волшебная доска

4з./1 ч.40мин

2з./50 мин.

2з./50 мин.

3з./ 1ч.

2з./ 1ч.

1з./30 мин.

3

Шахматные фигуры

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

-

4

Начальное положение

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

5

Шахматная фигура «Ладья»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

6

Шахматная фигура «Слон»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

7

Ладья против слона

2з./50 мин.

-

2з./50 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

8

Шахматная фигура «Ферзь»

3з./1 ч.15мин

1з./25 мин.

2з./50 мин.

3з./ 1ч.

1з./30 мин.

2з./ 1 ч.

9

Шахматная фигура «Конь»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

3з./ 1ч.

1з./30 мин.

2з./ 1 ч.

10

Шахматная фигура «Пешка»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

2з./30 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

11

Шахматная фигура «Король»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

2з./30 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

12

Шах

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

3з./30 мин.

1з./30 мин.

2з./1 ч.

13

Шах и мат

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

14

Мат

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

2з./ 1ч.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

15

Ничья и пат

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./ 1ч.

-

1з./30 мин.

16

Рокировка

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

17

Шахматная партия

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

4з./2ч.30мин

2з./1ч.

2з./ 1 ч.

18

Подготовка к шахматному турниру

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

Итого

32з./14 часов

15з./6ч.35м.

17з./7ч.25м.

32з./16 часов

12з./ 6ч.

20з./10 ч.

2.2. Календарно-тематический план программы

1-й год обучения

Месяц

Тема

Задачи

октябрь

Тема 1.

В стране шахматного королевства

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Тема 2.

Волшебная доска

Познакомить детей с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля, «центр» шахматной доски. 

Тема 3.

Волшебная доска

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. 

Тема 4.

Волшебная доска

Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ».

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 

ноябрь

Тема 5.

Волшебная доска

Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей.

Тема 6.

Шахматные фигуры

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Тема 7.

Шахматные фигуры

Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.

Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Тема 8.

Начальное положение

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция»«партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».

Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

декабрь

Тема 9.

Начальное положение

Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Тема 10.

Шахматная фигура Ладья

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Тема 11.

Шахматная фигура Ладья

Игровая практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд.

Тема 12.

Шахматная фигура Слон

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон».

Место слона в начальном положении.

Белопольные и чёрнопольные слоны.

Ход слона.

январь

Тема 13.

Шахматная фигура Слон

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны.

Показать детям, как слон выполняет взятие.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Тема 14.

Ладья против Слона

Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске.

Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Тема 15.

Ладья против Слона

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход. Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 16.

Шахматная фигура Ферзь

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь».

Место ферзя в начальной позиции.

Ход ферзя.

февраль

Тема 17.

Шахматная фигура Ферзь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.

Познакомить детей с правилами взятия ферзём.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Тема 18.

Шахматная фигура Ферзь

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске.

Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход.

Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 19.

Шахматная фигура Конь

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь».

Место коня в начальной позиции.

Ход коня, взятие.

Тема 20.

Шахматная фигура Конь

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

март

Тема 21.

Шахматная фигура

Пешка

Познакомить детей с «пешкой».

Место пешки в начальном положении.

Ход пешки, взятие.

Взятие на проходе.

Тема 22

Шахматная фигура Пешка

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе».

Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Тема 23.

Шахматная фигура Король

Познакомить детей с шахматной фигурой «король».

Место короля в начальной позиции.

Ход короля. Взятие.

Тема 24.

Шахматная фигура Король

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие).

Дать новое понятие – «контролируемое» поле.

Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

апрель

Тема 25.

Шах

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.

Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 26.

Шах и мат

Вспомнить значение понятия «шах».

Познакомить с новым понятием «мат».

Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 27.

Мат

в один ход

Вспомнить значение понятия «мат».

Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».

Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 28.

Ничья и пат

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её.

май

Тема 29.

Ничья и пат

Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 30. Рокировка

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка».

Познакомить с правилами рокировки.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Тема 31.

Шахматная партия

Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют»«миттельшпиль»«Эндшпиль»«ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.

Тема 32.

Подготовка детей к шахматному турниру

Знакомство детей с понятием шахматных турниров, правила проведения соревнования, правила поведения во время шахматной партии и во время самого турнира.

Знакомство с понятием «судья соревнований».

2-й год обучения

Месяц

Тема

                   Задачи

октябрь

Тема 1.

В стране шахматного королевства

Краткая историческая справка о возникновении 
шахматной игры. Понятие шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали,  диагонали, центр, край, угол. 

Тема 2.

Волшебная шахматная доска. Горизонталь.  Вертикаль

Горизонтальная линия.

Количество полей в горизонтали.

Количество горизонталей на доске.

Игра «Нарисуй горизонталь».

Вертикальная линия.

Количество полей в вертикали.

Количество вертикалей на доске.

Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Игра «Исправь ошибку».

Тема 3.

Волшебная шахматная доска. Диагональ

Диагональ.

Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.

Количество полей в диагонали.

Большая белая и большая черная диагонали.

Короткие диагонали.

Игра «Раскрась диагональ».

Центр доски.

Количество полей в центре.

Игра «Собери шахматную доску».

Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску».

Тема 4.

Знаки - символы

 

Объяснить детям, что «шахматная доска помогает записывать шахматные позиции. Не будь этих записей, не смогли бы люди восстановить сыгранные партии. Запись шахматных партий называют шахматной нотацией».

Познакомить детей со знаками-символами при записи партий.

ноябрь

Тема 5.

Шахматные фигуры

Вспомнить шахматные фигуры: белые и черные; ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Правила игры в шахматы.  

Просмотр мультфильма «Советы тетушки совы «Шахматы».

Тема 6.

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: «Ферзь любит свой цвет».

Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Расставь фигуры».

Упражнять детей безошибочно расставлять фигуры начального положения.

 Д/и «Войско из коробки», «Соседи».

Тема 7.

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Тема 8.

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Разноцветные и одноцветные слоны.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». 

«Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

декабрь

Тема 9.

Ладья и слон

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 10.

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь!».  

Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Тема 11.

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 12.

Король и ферзь

Ходы, взятия, удары, сила, понятие «шах». 
Игра
: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу). 
Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход). 
Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу. Варианты: Правило двух королей - нельзя подходить близко). 

январь

Тема 13.

Конь

Ходы, взятие, сила, удары. 
Нарисовать букву «Г» в восьми положениях.

Показать, как скачет конь по шахматной доске.

Игра «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). 

Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках. Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7). 

Тема 14.

Конь

Закрепление. Понятие «Вилка». 
Игра «Соберем урожай» (съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования).

Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ.

Затем дети придумывают вилки сами. 

Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле. 

Тема 15

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 16.

Пешка

Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе).
Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка).

Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и провести на последнюю горизонталь). 
Игра «Война пешкой» (играют одни пешки, действуя по шахматным правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). 

февраль

Тема 17.

Пешка против ферзя, коня, ладьи, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 18.

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Тема 19.

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки),

Тема 20.

Шах

Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в тои или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах.

март

Тема 21.

Ставим шах

Учить детей ставить шах.

Закрепить названия полей.

Тема 22.

Защита от шаха, пат

Учить детей защищаться от шаха.

Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом.

Пат – это почетная ничья.

Тема 23.

Шах и мат

Способы защиты от шаха. Примеры.
Поставить короля на шахматное поле. Предложить «обстрелять» короля фигурой противника.

Вспомнить, что такой «обстрел» называется нападение, а нападение называется «шах».
Поведение короля при шахе: 
• Побить фигуру противника другой фигурой или королем. 
• Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой).
• Уйти из-под шаха на другое поле. 
Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.).

Предложить спасти короля от этого «шаха». 
Сделать вывод, что «мат» - это шах, от которого нет защиты и конец шахматной игры. 
«Шаху - мат» - королю пришел конец (
в пер. с индийского). Шах обозначается знаком «+», мат - «х», 

Тема 24.

Мат

Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кратчайшее время и за наименьшее число ходов.

апрель

Тема 25.

Ферзь, ладья  и слон дают мат в один ход

Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот, кто побьет неприятельского короля.

Но чтобы побить короля, на него нужно напасть.

Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат.

Тема 26. Ничья. Пат

Отличие пата от мата.

Варианты ничьей.

Примеры на пат.

Дидактическое задание «Пат или не пат».

Тема 27. Рокировка

Закрепление понятий «шах» и «мат». 

Дать понятие «рокировка». В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Поставить на начальную позицию короля и две ладьи. Показать, как делать рокировку в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. 

Тема 28. Начало шахматной партии (дебют).

Развитие фигур (8 - 10 ходов). 
Показать несколько вариантов начала партий.

Игры в парах. Цель - развитие фигур (8 – 10 ходов). 
Оценка с позиции трех главных правил дебюта (занять центр, развить фигуры, сделать рокировку)

май

Тема 29.

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

Тема 30.

Шахматная партия

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

 Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 31.

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 32.

Итоговое занятие

Шахматный турнир

Педагогический мониторинг усвоения программы

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)

Количественный анализ результатов мониторинга

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умеют играть по частям, знают правила

Увлечение игрой

Итог

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга

Правила хода и взятия каждой фигуры

Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы.

Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.

Умеют ориентироваться на шахматном поле

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры.

Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре.

Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры.

Не умеют ориентироваться на шахматном поле.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год)
Количественный анализ результатов мониторинга:

Фамилия, имя ребёнка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия каждой фигуры

Ориентироваться на шахматной доске

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

Правильно помещать шахматную доску между партнёрами

Правильно расставляют фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Рокировка

Объявлять шах

Ставить мат

Решать элементарные задачи на мат в один ход

итог

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 
17 – 24 баллов - высокий: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».

Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

Знает, различает и называет шахматные фигуры.

Знает ходы шахматных фигур и их отличия.

Понимает важность первых ходов.

Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: Ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.

Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Не умеет записывать шахматные партии.                 

Литература

  1. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».-М.: Просвещение, 1991.
  2. Костьев А.Н. «Шахматный кружок в пионерском лагере».-М.: «Физкультура и спорт», 1980.
  3. «Психология и педагогика игры дошкольника», - под ред. А.В. Запорожца и А.П.Усовой.-М.: Просвещение, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования  «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"

Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие  дошкольника. Обучение детей...

Вариативная программа дополнительного образования «Берегиня» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"

Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей старшего дошкольного возраста

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...