мастер-класс по ФМРГ В.В. Емельянова
учебно-методический материал

Мареева Юлия Евгеньевна

Материал предназначен для педагогов и узких специалистов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fmrg.docx97.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Березка»

Мастер-класс для педагогов  на тему:

«Фонопедический метод развития голоса. Голосовые игры В,В, Емельянова»

Подготовила и провела музыкальный руководитель

Мареева Ю.Е.

г. Вихоревка 2021г.

Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с фонопедическим методом развития голоса (ФМРГ) автором которого является Виктор Вадимович Емельянов. Это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим, благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Он направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы, ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров. Мастер-класс предназначен для педагогов, большинство которых не имеют музыкального образования, и то, о чем я хочу сегодня рассказать, не требует никакой музыкальной подготовки. Дошкольный возраст – это не только возраст, когда детей учат чему-то специфическому, а когда должна идти комплексная работа, и в том числе по развитию речевого голоса детей, речевой, произносительной функции. Наша задача состоит не в том, чтобы научить детей петь, а в том, чтобы подготовить их голосовой аппарат к этой работе, через развивающие голосовые игры познакомить детей с тем, что у них есть в голосе, какие возможности.

На занятиях я использую упражнения 1 уровня ФМРГ, состоящего из 3 циклов. Состоит он из развивающих голосовых игр. Игровая форма упражнений позволяет детям быстрее усвоить материал, формирует и развивает интерес к музыкальным занятиям. Упражнения этого уровня направлены на формирование навыков мышечной активности в вокальной деятельности, отличной от речевой, знакомство с режимом работы голоса и гортани, активизацию всей голосообразующей системы. Их последовательность обусловлена постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей, а также формой их изложения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму.

Артикуляционная гимнастика (1 цикл I уровня). Важность этих упражнений проявляется в подготовке мускулатуры лица к

дальнейшей активной вокальной деятельности, а их правильное выполнение

позволяет размять мышцы, наладить циркуляцию крови. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими, очень важно подготовить, почувствовать их, «разогреть».

  1. Слегка покусать зубами кончик языка. (происходит рефлекторное слюноотделение, увлажнение слизистой оболочки)
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и «шумовое» двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе. (Кривляние. Ребенок экспериментирует со своей лицевой мускулатурой, как вообще экспериментирует со своим телом, изучает свое тело и его возможности)
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.( Так мы чувствуем работу квадратных мышц щек)
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  16. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  18. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот. (Когда мы массируем челюстно-височный сустав, мы автоматически активизируем всю нашу дыхательную систему)
  19. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место.
  20. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и вернуться в И.П.
  21. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулачка, а левую руку от туловища.
  22. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперёд-вверх, не отрывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  23. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  24. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперёд-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

Интонационно-фонетические упражнения (2 цикл I уровня).

Развивающие голосовые игры, на которых основаны упражнения,

предусматривают создание ситуаций, в которых дети непринужденно

восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают

эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети

познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают

энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию. Голос ребенка устроен так же, как голос взрослого человека. У каждого человека есть 4 режима работы гортани – штро-бас (шуршащий шумовой звук, урчание), грудной режим, фальцетный (головной, певческий) режим, свистковый режим работы гортани.

№ 1. «Штро-бас»   («Кот-воркот») 

Задание: произносить стихотворный текст урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Лицевые мышцы расслаблены, глаза прикрыты. Руки, согнутые в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Приём: необычное движение.

Показатели: произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

котик запрыгнул ко мне на колени,

громко урчит, развалился в лени.

я осторожно чешу за ушком,

ласково глажу урчащее брюшко.

№ 2. «Страшная сказка» На этом упражнении дети знакомятся с «грудным режимом» работы гортани. И.П.: рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица – испуганное.

Задание: в таком положении произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди (по графической записи), постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ» (или «ЫЭАОУ»). Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на legato в пении.

В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: учитель – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Приём: отключение управляемой мускулатуры.

Показатели: произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

При выполнении упражнения пальцы мешают внятно произносить текст – это и есть тренинг – это сопротивление нужно преодолеть.

Абстрактный:      Конкретный:

У

СЛУШАЙ…

У О

СЛУШАЙ  ШОРОХ…

У О А

СЛУШАЙ  ШОРОХ  ЧАЩИ…

У О А Э

СЛУШАЙ  ШОРОХ  ЧАЩИ  ЛЕСА…

У О А Э Ы

СЛУШАЙ  ШОРОХ:   ЧАЩА  ЛЕСА  ДЫШИТ.

Ы

ВЫШЕ…

Ы Э

ВЫШЕ  ВЕТЕР…

Ы Э А

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК …

Ы Э А О

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК  ГОНИТ…

Ы Э А О У

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК  ГОНИТ ГУЛКО.

        Следующее упражнение «Вопросы-ответы» знакомит детей с тем, что у них есть еще и фальцетный режим и как он соединяется в одном упражнении с грудным режимом:

 № 3. «Вопросы –  ответы»

И.П.: как в № 2.

Задания: 

1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру – диалог героев какой-либо сказки, мультфильма или игрушек. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный   на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

Символические действия:

  • для сохранения формы гласного  в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);
  • для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

Приём: дополнительный режим работы гортани; отключение управляемой артикуляционной мускулатуры.

Показатели: целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

Конкретный вариант:                               

ос?                                                                                                                

У  ЖИРАФА  ЕСТЬ ВОПРО-

П

ост?

ДЛЯ  ЧЕГО  ВЫСОКИЙ   РО-

П

ы

ВИДНО  С  ЭТОЙ  ВЫСОТЫ

 П

ы!

ВСЕХ,  КТО ПРЯЧЕТСЯ  В КУСТЫ

П

 

№ 4. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

у! у!у!          у!у!          у!у!              у!у!          у!у!                                  

       П              П               П                 П               П

               

            У               У О            У О А          У О А Э     У О А Э Ыххх

ы! ы!ы!      ы!ы        ы!ы!!          ы!ы!          ы!ы!

         П              П              П                 П                П    

                                                         

 

         Ы            Ы Э          Ы Э А         Ы Э А О    Ы Э А О Уххх 

Конкретный вариант:

кто-

П

О   ТАМ  ХОДИТ  ПО  БОЛОТУ ххх  

но-

П

ОГИ  КАК   У  БЕГЕМОТА  ххх

го-

 П

ОЛОВА  НА  ДЛИННОЙ  ШЕЕ ххх

хво-    

П

ОСТ  ЗА  НИМ  ЕЩЁ  ДЛИННЕЕ ххх                                                                                        

                                                            

№ 5. «Бегемот» На этом упражнении учащиеся получают представление о вибранте мягкого нёба (механика храпа). Предваряя упражнение, попытаться издать его на вдохе и выдохе.

Задание:издавать вибрант мягкого нёба в конце каждой строки стихотворного текста, произносимого учителем.  

Дополнительное воздействие: осознание ещё одного вибранта в голосовом аппарате человека (предыдущий – вибрант голосовых складок – штро-бас); в дальнейшем развитии – косвенное управление мышцами мягкого нёба и их тренаж с целью предотвращения носового призвука в тембре голоса, произвольная организация максимального объёма ротовой полости, наведение вибрационных ощущений в носоглотке; профилактика простудных заболеваний и возникновения храпа во время сна.

Сладко спит в своей постели бегемот  –  [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот  –  [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот  –  [ХР], [ХР]

И во сне он громким голосом поёт  – [ХР], [ХР]

№ 6. «Губной вибрант» Губной вибрант – имитация звука «Р» вибрацией губ. Таким способом дети часто изображают звук работающего мотора.

        Перед выполнением упражнения в его стихотворном виде необходимо провести подготовительную работу для проверки возникновения у детей данного приёма, т.к. могут быть трудности. Предложить игровую ситуацию, в которой задания преподавателя будут отражаться детьми в звуковысотном и штриховом разнообразии имитации звука «Р». Например: «едем на большой машине по ровной дороге; дорога стала очень неровная; дорога очень скользкая и машина виляет то вправо, то влево; съехали в один кювет; съехали в другой кювет; поднимаемся в гору; съезжаем с горы; пересели на маленькую машинку» и т.д.

Задание: предварительно хорошо выучить текст и проговаривать его достаточно скоро! Вибрацию губ перевести без перерыва в проговаривание стихотворного текста. Так же без перерыва перевести текст снова в вибрант губ, который плавно соединить с гласным «Ы». Взяв дыхание, таким же образом проработать вторую и далее строки. Задание одинаково для грудного и фальцетного режимов. Отличие в эмоционально-образной и ролевой принадлежности стихотворного текста и включении соответствующего режима работы гортани.

Приём: необычное движение.

Показатели: активный и продолжительный фонационный выдох для длительного удержания сомкнутых вибрирующих губ; произвольное включение разных режимов работы гортани, обуславливаемое содержанием и эмоционально-образной окраской текста.

(Р) – ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ – (Р) Ы            

(Р) – НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ – (Р) Ы        

(Р) – ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ – (Р) Ы          

(Р) – ПРИЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ – (Р) Ы.              

                                       

(р) – рисовал мороз узоры – (р) ы            

(р) – звери все залезли в норы – (р) ы        

(р) – и сидят там до поры – (р) ы          

(р) – дожидаются жары – (р) ы.    

         

Дальше в 1 уровне обучения есть упражнения, которые называются – «От шепота до крика», «Крик-вой», «Крик, вой, визг». Казалось бы для чего давать детям такие упражнения, ведь они умеют кричать, выть, визжать. Но делают они это неосознанно, а с помощью этих упражнений они осознают, что они, оказывается, умеют делать, а когда человек что-то осознает, то с этого начинается управление чего угодно, потому что управление начинается с осознания. «Управление это есть навязывание некоторой системе некоторого поведения, отличающегося от естественного, и при этом достигается поставленная цель». Т.е. мы учим детей сначала осознать, что у них есть в голосе, а потом управлять тем, что мы осознали, и это управление обязательно будет отличаться от естественного, которое возникает у детей спонтанно в игровой ситуации. В спонтанной игровой ситуации дети могут творить чудеса, но когда попросишь ребенка повторить то, что он сейчас сделал, ребенок будет хлопать глазами, потому что он не помнит, что он только что делал, он не ОСОЗНАЛ то, как он только что играл.

Вдох и выдох у человека генетически укорененные, но их тоже нужно осознать. Вдох осознается очень просто – нужно просто открыть рот (автоматически происходит вдох) – это называется «активная пауза». Дальше мы используем следующие приемы:

- Певческий выдох (или активный выдох) гораздо длиннее и интенсивнее, чем обычный речевой. Для того, чтобы научить ребенка интенсивно выдыхать одновременно с голосом, нужно попросить подуть на горячую воду, а дальше соединить с голосом:

               № 9.  «Выдувание»  

Основным элементом упражнения является фонация гласного «У» с одновременным выдуванием воздуха (далее – «У с выдуванием»).  

И.П.: плотно сомкнутые губы вытянуты трубочкой при разомкнутых челюстях, щёки могут быть слегка надуты.

Перед выполнением упражнения в его стихотворном виде рекомендуется провести подготовительную работу для точного выполнения детьми данного приёма, т.е. одновременного выдувания и звучания гласного «У». Предлагается игровая ситуация, в которой будет уточнена данная координация. Например: «задуть свечу; задуть несколько свечей; задуть много свечей; долго дуть на свечу, не гася её; имитировать завывания ветра в трубе, надувая щёки и вытягивая губы трубочкой; имитировать завывания ветра высоко – низко» и т.д.

Задание: выполнение этого упражнения полностью совпадает с предыдущим упражнением. Символические действия заключаются в организации постоянного ощущения на руках потока воздуха во время «У с выдуванием» в игровой форме. Например: в грудном режиме – соединённые ладони рук находятся близко к лицу, изображая «толстые щёки ветра»; в фальцетном – пальцы рук соединены в щепотку и находятся в непосредственной близости ко рту. Игровой ситуацией может быть сюжет обучения «папой – ветром» своему искусству «сына – ветерка».

Приём: необычное движение.

Показатели: активный и продолжительный фонационный выдох и длительное выдувание потока воздуха; произвольное включение грудного и фальцетного режимов работы гортани, обуславливаемое содержанием и эмоционально-образной окраской текста.

(У) – ЗАВЫВАЕТ  ВЕТЕР – (У)                                

(У) – ПЕСНЬ  ПОЁТ  СВОЮ – (У)                              

(У) – ВЫ  НЕ  БОЙТЕСЬ  ДЕТИ – (У)                      

(У) – ПЕСЕНКУ МОЮ – (У).                                        

(у) – вейся,  вейся,  ветерок – (у)                                  

(у) – вейся,  вейся,  озорной – (у)

(у) – ты  нам  расскажи  стишок – (у)                      

(у) – песню  нежную  пропой – (у).

№ 10.  «Слоник»  

Заднеязычный носовой сонант или «N–носовой» – звук «N» с характерным (как при заложенном носе) носовым призвуком.

И.П.: на «N-носовом» рот (рупор) принимает специфическую форму «прямоугольника» (см. стр. 10).  Специфическое положение языка на носовом сонанте: короткий и толстый как валик язык стоит поперёк рта как можно дальше от зубов (не должно быть видно выпяченной и натянутой уздечки и острого кончика языка).

Задание: вначале освоения упражнения стихотворный текст с носовым призвуком рекомендуется произносить учителю, а учащимся – только «N-носовое» со специфическими формой рупора и положением языка в конце каждой строки. Игровой ситуацией может служить мультфильм про Слонёнка, Мартышку, Удава и Попугая. При устойчивом результате приёма, учащимся предлагается читать стихотворный текст характерным звуком, чередуя грудной и фальцетный режимы («слоник весёлый» и «слоник сердитый»), издавая «N-носовой» в конце каждой строки.

Приём: необычное движение; произвольное включение грудного и фальцетного режимов работы гортани, обуславливаемое содержанием и эмоционально-образной окраской текста.

                                                                                                                                                      

Слоник по  двору  ходил – [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ]

Слоник хоботом водил – [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ]

Мы за  слоником  пойдём – [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ],[Ŋ]

Голос в хоботе найдём – [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ], [Ŋ].

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (3 цикл 1 уровня). Контроль дыхания, «Волна», счет до 10.

Благодаря тому, что данный метод основан на голосовых сигналах до речевой коммуникации (крик, визг, вой, писк, стон) и состоит из многократных повторений последовательности из простейших операций, его использование решает сразу несколько задач:

- Развитие физиологического диапазона;

- Стабилизация певческого выдоха;

- Профилактика заболеваний голосового аппарата;

- Развитие способности интонирования;

- Формирование регулировочного образа собственного голоса

№ 1. «Буквоежка»

Руки

 [A] Ш   [A] Ш   [A] Ш   [A]Ш   и так далее в последовательности:

                    Ш,  С,  Ф,  К,  Т,  П,  Б,  Д,  Г,  В,  З,  Ж.

№ 2.   

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A] h   [A] h   [A] h   [A]h                            

4) [A] h  [A] A   [A] h   [A] A   [A] h   [A] A   [A] h   [A] A

5) «Волна»: х  х  х  А  х  х  х  А  х  х  х  А  х  х  х

6) «От шёпота до крика»:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ, ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ!!

шёпот  

тихо  

p

не громко    

mf

громко  

f

очень      громко

ff

крикнуть

7) «Крик»:

                                           

РАЗ, ДВА, …                           ДЕСЯТЬ!!  [A] A!  [A] A!!  [A] A!!!

   

 шёпот …                                              крикнуть

8) «Крик - вой»:                                           у!

                                                      П

                                  [A] A!!!

   

9) «Волна» с воем»:                                у!

                                                               

                                                  П                   П                                               

   х х  х А х х х А х х х А                                      ххх

10) «Крик – вой – визг»:                                                   а!!!

                                                                                                   

                                                                    у!

 

                                                         П

                                  [A] A!!!

11) «Волна» с «Криком чайки»:                        

      a!  [A] a!  [A] a! [A]a!

                                             

                                                 у!                                                                                                               

                                    П         

х х  х А х х х А х х х А     

№ 3. «Песенка про смех»

ЭТО  ПЕСЕНКА  ПРО  СМЕХ – (Г)А(Г)А   (Г)А(Г)А   (Г)А(Г)А   (Г)А

МЫ  ПОЁМ  ЕЁ  ДЛЯ  ВСЕХ – (Г)А(Г)А   (Г)А(Г)А   (Г)А(Г)А   (Г)А

ТАК  СМЕЮТСЯ  МЕДВЕЖАТА – (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А

И ТИГРЯТА  И  СЛОНЯТА – (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А

ОНИ  БАСОМ  ВСЕ  ХОХОЧУТ – (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А   (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А

ВСЁ  ВОКРУГ  ГРЕМИТ,  ГРОХОЧЕТ –  

                                                   (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А

это  песенка  про  смех – (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а

мы  поём  её  для  всех – (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а

так  смеются  лягушата – (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а

и  цыплята  и  мышата – (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а

они  тоненько  хохочут – (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а

всё  вокруг  свистит, стрекочет –  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а  (г)а(г)а                                                                                                                       

На таких простых упражнениях основаны голосовые игры, а начинаются они с осознания и управления артикуляционной мускулатурой, чтобы ребенок осознал, что у него есть язык, который можно ощутить, например, покусать, пожевать, пощелкать. Есть губы, которыми можно покривляться.

Всегда важен вопрос дозировки. Упражнений много, потому их можно сокращать, осваивать постепенно. По времени нужно уложиться в «урок», который должен быть не более 18 минут. Это время достаточно для того, чтобы возникла определенная инерция работы дыхания, артикуляционной мускулатуры, голосового аппарата полностью, а самое главное – инерция работы мозга.

После этого можно переходить к основной деятельности, в зависимости от рода деятельности, которым занимается педагог. Упражнения из данного метода можно вставлять в утренний и вечерний круг, перед организацией театральной деятельности, во время занятий по развитию речи и обучению грамоте в качестве разминки, перед разучиванием песенного репертуара и музыкальными занятиями, а также в качестве здоровьесберегающей технологии.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...