Интеграция образовательных областей (познавательно-исследовательская и изобразительная) в образовательной деятельности с детьми в ДОУ.
методическая разработка

Халаимова  Людмила Ефимовна

Из ьопыта работы " Интеграция образовательных областей (познавательно-исследовательская и изобразительная) в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx773.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей (познавательно-исследовательская и изобразительная) в образовательной деятельности с детьми в ДОУ.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности :

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с не интегрированной.

1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.

2. Способствует развитию в большей степени, чем не интегрированные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.

3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.

4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.

5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.

6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.

Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.

Очень увлекательны и интересны для детей старшего дошкольного возраста использование на занятиях интеграцию познавательно-исследовательской деятельности с изобразительной. На таких занятиях дети с интересом узнают новую информацию и тут же могут применить их на практике в изобразительной деятельности.

 Например, в НОД по патриотическому воспитанию «Березовая роща» в ходе познавательно исследовательской деятельности дети узнали много интересной информации о русской березке (бетулин-вещество, дающее белый цвет коре, чечевички –пятнышки, через которые дерево дыши др.), а затем в технике нетрадиционного рисования изобразили березовую рощу. 

                                                                                                                                                               

Очень запоминающимися и интересными  стали для детей занятия, на которых мы с успехом использовали интеграцию познавательно-исследовательской деятельности с изобразительной (в частности –рисование в технике эбру). В первом случае –это была НОД по математическому развитию на тему «Космическая ракета», где дети сначала в игровой форме закрепляли свои математические знания, а затем рисовали в технике «Эбру» мир космоса «вид из иллюминатора».

А когда мы  изучали свойство воды –плотность- в ходе экспериментальной деятельности, дети тут же увидели как можно применить это свойство воды на практике - в очень увлекательном рисовании на воде.          

   C:\Users\User\Desktop\фото нод плотность воды\M2U00945.MPG_snapshot_28.34.893.jpgC:\Users\User\Desktop\фото нод плотность воды\M2U00945.MPG_snapshot_07.57.145.jpg

Таким образом, в ходе систематических занятий с интегрированием данных областей у детей постепенно формировались следующие мотивы и потребности:

- интерес к новым изобразительным техникам и нетрадиционным материалам;

- желание экспериментировать со свойствами и качествами новых материалов;

- потребность самоутверждения в процессе самостоятельной поисковой деятельности;

- желание овладеть новой информацией на основе имеющегося личного опыта

Наблюдения за процессом самостоятельной изобразительной деятельности детей показали, что дошкольники овладели умениями самостоятельно использовать свойства различных материалов для создания выразительных рисунков. Результаты исследования подтверждают эффективность развития детского творчества в условиях интеграции изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности.

При организации воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей  учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточно материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»

Программное содержание:1.      Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,  овал и группировать их по цвету.2....

Развивающая среда по образовательной области: познавательно-исследовательская деятельность

Примерный перечень материалов для уголка экспериментирования в группах (от младшей до подготовительной группы)....

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

Конспект занятия. Образовательная область: Познавательно-исследовательская деятельность «Что растет на грядке?»

Занятие разработано на основе вариативной ОП «Детство» и рабочей программы по Образовательной области: «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По образовательной области познавательно - исследовательской деятельности На тему «Опыты со снегом» в старшей группе

Конспект НОД на тему: «Опыт со снегом» Старшая группа.Бутакова Елена АлександровнаОбразовательная область: познавательное развитиеИнтеграция видов деятельности – социально ...

Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...