МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
методическая разработка

Орлова Людмила Николаевна

Опыт показывает, что новое направление, которое дано Э.П. Костиной в программе по музыкальному образованию «Камертон», по моделированию музыкальной деятельности – действительно одно из средств оптимизации музыкального образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_emotsionalno-obraznogo_soderzhaniya_.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

МДОУ ДЕТСКИЙ САД №11 «СЕМИЦВЕТИК»

ОРЛОВОЙ Л.Н.

Май, 2003 год.

Работая в дошкольном учреждении музыкальным руководителем, я заметила, что тяжело запомнить последовательность движений в танцах, играх, хороводах.

Если при разучивании танца музыкальный руководитель или воспитатель начинал лёгкими, схематичными движениями подсказывать детям последовательность произведения, то дети моментально привыкали к этим подсказкам и уже ни за что не могли танцевать самостоятельно даже несложный танец или хоровод. Во время исполнения танца они постоянно ловили глазами то взрослого подсказчика, то соседа по танцу. Какая уж тут эмоциональность и выразительность? Дети переставали самостоятельно мыслить, что отрицательно сказывалось на развитии интеллекта; ребёнок, как марионетка, способен был только бездумно повторять движения за подсказчиком.

Всё это побудило меня к поискам новых методов разучивания танцев.

В это время в Нижнем Новгороде вышла новая программа по музыкальному образованию «Камертон» Э.П. Костиной. Одним из новшеств её было моделирование содержания и характера музыкальных произведений, а также моделирование формы песни, музыкальных произведений для танцев, хороводов, игр и т.д.

Мне понравилось, что в программе была заявлена эта проблема, и я начала обращаться к литературе, где могла бы что-то найти по теории вопроса моделирования. К этому времени, проблема была освещена в других направлениях науки и практики, но по музыкальному образованию такого опыта почти не было.

В программе по музыкальному образованию дошкольников «Камертон» Э.П. Костина даёт ссылку на данные учёных, что при разучивании танцев и песен необходимо дать возможность детям 30-40 раз увидеть и услышать произведение, чтобы его запомнить. Но при современной загруженности дошкольников в детском саду, где взять время, чтобы продемонстрировать 30-40 раз танец?

Не выходя за рамки режима для дошкольников, мы с воспитателями попытались дать детям возможность увидеть движения разучиваемого танца, перенеся это разучивание из организованной деятельности в нерегламентированную игровую.

А в программе «Камертон» предлагалось использовать моделирование во всех видах музыкальной деятельности: слушании, пении и т.д.

Автор предлагал два вида моделирования:

  1. условно-образное, когда используются только рисунки по содержанию произведения, песни и т.д.
  2. условно-схематическое, когда используются геометрические фигуры (квадраты, треугольники, полоски, кружочки, цвет)

Что могут моделировать дети?

  • Прежде всего, начиная со 2 младшей группы, детям предлагают моделировать содержание музыки (т.е. необходимо выбрать карточку, на которой изображена берёза) (если дети про неё пели – это условно-образное моделирование). Такое же моделирование можно использовать для передачи характера музыки, т.е. нарисовано лицо ребёнка (грустное ли весёлое), а также характер можно изобразить условно-схематическим моделированием, через цвет.
  • Моделированием можно передать и форму – вот здесь оно будет скорее условно-схематическое (запев – квадраты, припев – треугольники и т.д.).

Все эти аспекты переходят, естественно, в раздел восприятия песни, музыки движений, музыки произведений для игры на детских музыкальных инструментах.

Чисто в самой исполнительской деятельности моделирование может быть использовано в пении (условно-образное и условно-схематическое), в игре на детских музыкальных инструментах (последовательность вступления разных музыкальных инструментов, здесь моделирование также может быть условно-образное и условно-схематическое).

Но особенно моделирование помогло нашим ребятам при усвоении программы «Камертон» в музыкально-ритмической деятельности. И на этом я остановлюсь подробнее.

Мы с воспитателями разработали модели танцев, т.е. последовательность танцевальных движений или их алгоритмы. Эти пособия с детьми сначала усваивались на музыкальных занятиях и лишь затем их передавали в музыкальные центры групп. Первоначально давали задание составить последовательность движений по образцу. Когда дети справлялись с этим заданием, им предлагали составлять последовательность движений по памяти. Третий, творческий этап – составление другого танца из знакомых движений.

К этой последовательности мы тоже не сразу пришли, сначала пробовали разучивать танец, а потом вносили карточки в музыкальные центры групп.

Методика овладения моделированием, предложенной автором программы.

  1. Ребёнку даётся карточка (образец), где всё представлено в завершённой форме (весь танец), а у ребят имеются разрезанные карточки. И ребёнок по имеющемуся образцу составляет танец.
  2. У ребёнка имеются только разрезанные карточки. Он по памяти (по представлению) выкладывает последовательность танца.
  3. Ребёнку предложено из имеющихся карточек (в соответствии с музыкой) составить другую композицию танца. Это – творчество, которое используется в старших группах детей дошкольного возраста.

Сначала нами вводилось условно-образное моделирование, когда передаётся характер, танцевальный стиль (классический, народный, современный) и само движение. Постепенно (со старшей группы) вводится комбинированное моделирование, где показано:

  1. последовательность танца, хоровода, игры
  2. наиболее трудное новое движение представлено образно: на нём ребёнок фиксирует своё внимание, т.к. в движении есть действие, например в «ковырялочке» - носик-пяточка и т.д.

Для алгоритмов хороводов нами использовалось условно-схематическое моделирование, где был нанесён на схему каждый участник в виде кружочков (мальчики) и треугольников (девочки). Начиная со старшей группы, модели, в основном, делались комбинированными. Модель танца для детей среднего возраста, конечно, отличается от модели танца детей старшего возраста:

  1. по сложности содержания карточек
  2. по количеству карточек (от нескольких штук до 2-3 десятков).

Манипулируя карточками, пытаясь сложить знакомую фигуру танца, у детей развивается продуктивное музыкальное мышление, т.е. интеллект. Играя, ребёнок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказывается на развитии его ума, эмоциональной сферы, воображения, музыкальных способностей. Чтобы запомнить последовательность движений, не надо танец много раз повторять от начала до конца, дети запоминают его алгоритм в игровой форме, они упражняются в разучивании танца, играя. Детям дошкольного возраста очень нравятся подобные занятия, в которых они, используя моделирование, реализуют себя в игровой деятельности – ведущей деятельности дошкольного образования.

По методике моделирования я работаю второй год, и вижу очень хорошую динамику развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, опыт показывает, что новое направление, которое дано Э.П. Костиной в программе по музыкальному образованию «Камертон», по моделированию музыкальной деятельности – действительно одно из средств оптимизации музыкального образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

"Шпаргалка" для воспитателей - быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Шпаргалка" для воспитателей и родителей- быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Словарь эмоционально-образного содержания музыки...