Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"
материал

Косарева Ольга Ивановна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов  ДОУ

«Особенности работы с тревожными детьми»

Цель семинара - практикума:

создание условий по формированию психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми.

Задачи:

  • раскрыть особенности тревожного ребёнка,
  •  выработать эффективные приёмы взаимодействия с тревожными детьми.

Оборудование: карточки с описанием качеств тревожного ребенка, листы, ручки, искусственная конфета, изображения тревожного ребенка.

Ход семинара – практикума:

Педагог-психолог: 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре – практикуме «Особенности работы с тревожными детьми»!

Актуальность. 

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети осваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.

Актуальность данной проблемы заключается в своевременном выявлении «тревожных» детей, в оказании им психологической помощи. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка, нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

  1. Игра «Красная шапочка и Серый Волк»

Цель: снять напряжение с участников, активизировать их деятельность.

 Воспитатели сидят в кругу.

 Инструкция: «Красный мячик - это Красная Шапочка. Серый мячик – это Серый Волк.  Мы  передаём соседу справа Красную Шапочку, помогая ей убежать от Серого Волка.  Когда же нам передают Серого Волка, мы помогаем ему догнать Красную Шапочку».

 

2    Коммуникативная игра «Найди пару»

  Цель: способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Педагоги выполняют движения в соответствии с текстом:

«На прогулку косолапый вышел мишка погулять

 (участники расходятся по кабинету)

По тропинке громко топал, друга он пошел искать:

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить!»

(каждый участник выбирает себе пару и пожимает руку)

Мишка с другом покружился…(кружатся)

Он в лесу устроил бал.

А потом остановился,

По головке гладить стал (гладят друг друга по голове).

Спины звери почесали…(поворачиваются друг к другу спинами)

Вправо, влево, вверх и вниз (трутся спинами)

И немного потолкались (слегка толкаются),

Крепко-крепко обнялись (обнимают друг друга

3   Теоретическая часть

Цель: дать теоретическое определение понятия «тревожность» и причинах ее появления.

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».

Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом;

- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);

-негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Психолог Е. Ю. Брель выявила такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растёт.

Симптомы тревожности, проявления на физическом уровне:

* Дрожь в руках

* Жалобы на тошноту, головную боль

* Беспокойство

* Повышенная утомляемость, усталость

* Трудности с концентрацией

* Раздражительность

* Мышечное напряжение

* Частое мочеиспускание

* Испуганность

4  Портрет тревожного ребенка (возраст 4—6 лет)

Цель: формирование навыков выявления тревожных детей в детском коллективе.

Оборудование: карточки с описанием качеств тревожного ребенка, листы, ручки.

Педагогам предлагаются карточки с описанием проявлений ребенка, имеющего нарушения в эмоционально-личностной сфере (гиперактивность, агрессивность, тревожность).

 В течение 3 минут педагогам необходимо выбрать те критерии, которые относятся к тревожному ребенку.

1.  Имеет завышенную самооценку (самомнение)

     Часто теряет контроль над собой

     Опасается вступать в новые контакты, игры и т. д.

    Постоянно контролирует свое поведение

    Не понимает чувств и переживаний других людей

    Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

2. Часто спорит с взрослыми

    Руки обычно холодные и влажные

    Создает конфликтные ситуации

    Смущается чаще других.

    Суетлив, беспокоен в движениях

    Имеет мускульное напряжение в области лица, шеи

3. Имеет заниженную самооценку

    Плохо координирует движения

    Совершает стереотипные механические движения

    Сваливает вину на других

    Имеет соматические жалобы (на боли в животе, горле, голове и т. п.)

     Робко здоровается

4. Импульсивен

   Часто дерется

    Пуглив, многое вызывает у него страх

    Толкает, ломает, крушит все кругом

    Чувствует себя беспомощным

    Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

5. Часто бывают нехорошие предчувствия

     Мало и беспокойно спит

     Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

     Слишком говорлив

    Часто не может сдержать слезы

     Не уверен в себе, своих силах

Обобщение психолога: Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они бояться не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение и др.

5     Способы снижения тревожности у дошкольников.

Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки

2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения

3. Обучение детей умению управлять своим поведением

1. Повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.

Игра- комплимент «Волшебная конфета»

Цель: повышение самооценки, положительный настрой

Сейчас мы с вами будем передавать конфету друг другу и постараемся увидеть что-то хорошее в каждом из нас. Это может касаться не только внешности, но и особенностей внутреннего мира. Нужно посмотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Не забудьте поблагодарить за добрые слова.

В круг друзья вы встали

Конфету в руки взяли,

Вкусняшку надо передать

Добрые слова сказать!

Игра «Король на троне»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Выбирается «король». Остальные присутствующие друг за другом подходят к королю, делают реверанс и говорят: «Его величеству» комплимент.

«Ваше величество, у вас замечательные глаза, они светятся как изумруды»

«Ваше величество, вы очень добры»

«Ваше величество вы прекрасны, как майская роза» и т. д.

 На протяжении всего этого времени, король сидит на троне и выслушивает и после каждого комплимента отвечает: «Да, это так!» 

2. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить мышечное и эмоциональное напряжение можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Возможно использование элементов массажа и даже простое растирание.

Игра-релаксация «Волны»

Цель: снятие психомышечного напряжения, повышение самооценки

Если вы были на море, то, конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет «купающимся», а остальные - «волнами»«купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его, приговаривая: «Мы любим тебя, мы любим тебя»

   Шалтай-Болтай

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

3. Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх). Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.

Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

   Игра «Потерялась девочка»

Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» - и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

6 Подведение итогов. Рефлексия.

Участники тренинга передают по кругу мяч и отвечают на вопросы:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что (не) понравилось в проводимом мероприятии?

- Будете ли вы использовать полученную информацию в практической деятельности?

По окончании семинара воспитателям вручаются информационные материалы (памятка воспитателям в работе с тревожными детьми, перечень игр для работы с тревожным ребенком, упражнения на релаксацию и дыхание).

Памятка для воспитателей в работе с тревожными детьми

-Не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;

-Не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);

-Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;

-Не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);

 -Использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;

 -Закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;

 -Попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

 Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

 Не сравнивайте ребенка с окружающими.

 Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

 Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

 Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

 Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

 Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

 Будьте последовательны в воспитании ребенка.

 Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

 Используйте наказание лишь в крайних случаях.

 Не унижайте ребенка, наказывая его.

Игры

Смелый чебурашка

Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко читает вслух стихотворение.

Книга моих подвигов

 Цель – содействовать повышению самооценки у детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.

Ау!

Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

Потерялась девочка

Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» - и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

Смена ритмов (программа “Сообщество”)

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.                  

Зайки и слоны (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.        

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Волшебный стул (Шевцова И.В.)

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Слепой танец

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Гусеница (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Упражнения на релаксацию и дыхание

Драка

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Корабль и ветер

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

Подарок под елкой

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Дудочка

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц  

Штанга

 Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

Сосулька

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

Шалтай-Болтай

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

Винт

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.

Насос и мяч

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению

Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Водопад

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

1.  Имеет завышенную самооценку (самомнение)

     Часто теряет контроль над собой

     Опасается вступать в новые контакты, игры и т. д.

    Постоянно контролирует свое поведение

    Не понимает чувств и переживаний других людей

    Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

2. Часто спорит с взрослыми

    Руки обычно холодные и влажные

    Создает конфликтные ситуации

    Смущается чаще других.

    Суетлив, беспокоен в движениях

    Имеет мускульное напряжение в области лица, шеи

3. Имеет заниженную самооценку

    Плохо координирует движения

    Совершает стереотипные механические движения

    Сваливает вину на других

    Имеет соматические жалобы (на боли в животе, горле, голове и т. п.)

     Робко здоровается

4. Импульсивен

   Часто дерется

    Пуглив, многое вызывает у него страх

    Толкает, ломает, крушит все кругом

    Чувствует себя беспомощным

    Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

5. Часто бывают нехорошие предчувствия

     Мало и беспокойно спит

     Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

     Слишком говорлив

     Часто не может сдержать слезы

       Не уверен в себе, своих силах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Рекомендации психолога для педагогов ДОУ по работе с тревожными датьми...

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми...

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результат...

Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...

Статья для педагогов «Как работать с тревожными детьми»

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:Повышение ...