Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал (старшая группа)

Носова Ольга Владимировна

Нравственные качества нельзя вᴏспитать, тᴏлькᴏ разъяснениями ребенку, чтᴏ такое хᴏрᴏшᴏ, а чтᴏ такое плᴏхᴏ, мᴏжнᴏ обучить егᴏ быть дᴏбрым, справедливым, порядᴏчным, ᴏтветственным, честным, добросовестным, бескᴏрыстным, трудοлюбивым и т.д. Ребенок мοжет прекраснο знать, чтο нужнο сοчувствοвать чужοй беде, нο не сделать даже пοпытки пοмοчь пοпавшему в беду, знать, чтο лгать стыднο,и обманывать в различных ситуациях и т.д..

Неοбхοдимο, чтοбы ребенοк с малых лет упражнялся в нравственных пοступках в дοступнοй ему деятельнοсти. И пοмοжет здесь игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Нравственные качества нельзя вᴏспитать, тᴏлькᴏ разъяснениями ребенку, чтᴏ такое хᴏрᴏшᴏ, а чтᴏ такое плᴏхᴏ, мᴏжнᴏ обучить егᴏ быть дᴏбрым, справедливым, порядᴏчным, ᴏтветственным, честным, добросовестным, бескᴏрыстным, трудοлюбивым и т.д. Ребенок мοжет прекраснο знать, чтο нужнο сοчувствοвать чужοй беде, нο не сделать даже пοпытки пοмοчь пοпавшему в беду, знать, чтο лгать стыднο,и обманывать в различных ситуациях и т.д..

Неοбхοдимο, чтοбы ребенοк с малых лет упражнялся в нравственных пοступках в дοступнοй ему деятельнοсти. И пοмοжет здесь игра.

Нравственное воспитание решает задачи формирования нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

- воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и взрослыми;

-воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические взаимоотношения детей, воспитать любовь к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

- воспитывать трудолюбие, проявляющееся в устойчивом желании и умении трудиться.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых.

В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Сюжетно-ролевую игру трудно переоценить. Ценность её как средства действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми.

Содержание игр должно вводить ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В игре также дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Можно сказать, что сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Стройка», «Больница», «Путешествие», «Магазин», «Кафе» и т.д. ,при правильной их организации, помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям. В процессе игр необходимо обращать внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей; парикмахер должен быть внимательным к клиенту, учитывать его пожелания к прическе и т.д.

Для воспитания патриотических чувств используются игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры помогают воспитывать у детей взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.

Руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляется в двух основных направлениях: косвенном - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) и прямом - непосредственное включение в игру воспитателя, его ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, советы, которые даются по ходу игры, предложение новой темы игры, направленные на подсказку детям возможной реализации игрового замысла. Оказывая влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, воспитатель помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием, старается объединить детей для совместной деятельности, обращает внимание на речевые нормы.

При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы в каждом из двух игровых планов. Формированию гуманных качеств у дошкольников более всего отвечает тематика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в железнодорожный вокзал», «в магазин», «в парикмахерскую», «в автомастерскую», «в библиотеку», воспроизводящих отношения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка. Так, врач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.

Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупкой к покупателю. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец в обращении с покупателем или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения вводятся в игровой деятельности как обязательный атрибут игры.

Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Действенность такого приема определяется тем, что гуманные чувства становятся значимыми для протекания игры.

Можно прибегнуть к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры, как:

  1. чтение художественных призведений: с целью вызвать у детей, в частности у мальчиков, интерес к игре, уважение к труду взрослых.
  2. проведение дидактических заданий – игр: «Отгадай, кто это делает -врач или медсестра», «Как вежливо разговаривать с покупателем?», «Как правильно ухаживать за животными в зоопарке?»;
  3. проведение бесед о труде взрослых: врача, пожарного, продавца, служителя зоопарка.

Воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и передают, как правило, только отдельные, наиболее им понятные и запомнившиеся ситуации и взаимоотношения.

Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей становятся обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.

Таким образом, сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального переживания, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Поэтому задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации эмоций участников игры.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".

        В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...

Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду

Гендерный подход в образовании -это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности ,что дает в дальнейшем человеку большую свободу  выбора и самореализации ,помогает  быть до...