Необходимость применения народных игр педагогами в воспитании дошкольников.
статья (младшая группа)

Киреева Виктория Сергеевна

В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека.

Сегодня дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и обычаи с традициями национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; воспитать в себе любовь к своей Родине, своему народу и ко всему, что связано с народной культурой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость применения народных игр педагогами в воспитании дошкольников.

Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье и вообще веселье. Отличительной чертой, вернее, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни – и в ритуально-обрядовую, и в повседневную. В народном представлении не противопоставлялись, например, забавы детей и игра в шар на Троицу, «чтобы лен был длиннее», пение песен и перекатывание молодоженов по снегу «на многие лета и на многих детей» и т.д. В этом выражается синтетический характер народного мировоззрения, не разъединяющего строго обрядовую и повседневную сторону жизни. Очевидно, что игры не были преимуществом и людей одного возраста, они сопутствовали человеку с рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определенные функции. Так, для детей наиболее важными можно признать задачи физического и психического развития.

Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют о кризисе системы воспитания. У детей усиливается конфликтность и агрессивное поведение. Этому часто способствует жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д. Исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора приводит к тому, что образуются пробелы в эстетическом воспитании, которые заполняются далеко не лучшим образом.

Одна из основных причин этих и других негативных явлений –сокращение игрового времени и игрового репертуара. В первую очередь из детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравственности.

Факторов, вызвавших сужение игровой деятельности, много. Среди них урбанизация образа жизни и связанное с этим падение престижа народной традиционной культуры, все более широкое распространение телевидения и профессионального искусства, а также различных официально поддерживаемых видов спорта, стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, изменение общественного отношения к играм детей – взгляд на них как на занятие бесполезное в противовес полезным занятиям иностранным языком, музыкой и т.д.

Стремительно возрастающий поток информации, воспринимаемый ребенком, требования в образовательных заведениях по расширению кругозора и определенных умений детей, стремление родителей обеспечить интенсивную подготовку ребенка диктуют необходимость усиления интеллектуального развития детей дошкольного возраста любыми способами. Все это также отодвигает игру на второй план и, к сожалению, не только в домашних условиях, но и во многих дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека.

Сегодня дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и обычаи с традициями национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; воспитать в себе любовь к своей Родине, своему народу и ко всему, что связано с народной культурой.

В дошкольном учреждении, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, необходимо отдавать предпочтение русским народным играм. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много шуток, юмора, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Через игру ребенок познает окружающий мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познает ценности и символы культуры своего народа. Играя, он укрепляет свое здоровье, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребенок через игру получает от взрослых и сверстников разнообразную информацию о мире и о себе. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.

Игры бывают: хороводные; словесные (интеллектуальные); игры с диалогом; игры-забавы; игры-соревнования; подвижные игры.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют здоровье ребенка.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках с детьми можно сыграть в игру «Краски». В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Заучивая наизусть считалки и зазывалки, детям не только прививается любовь к русскому творчеству, но и развивается детская память.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки.

«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка. Или дети испытывают друг друга в молчании. Кто дольше всех промолчит, тому и водить. Примечательно, что ведущая роль остается за самым выдержанным и терпеливым.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счет). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Также с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

        «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни»...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников.

Современной подход к сенсорному воспитанию ребенка через игру....

Статья «Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников».

Сенсорное воспитание – это восприятие, его развитие, формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, запахе, вкусе и т. д....

Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:- о...

Семинар для педагогов: "Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания".

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...