Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников.
статья

Беседина Ирина Геннадьевна

Современной подход к сенсорному воспитанию ребенка через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников.

Современное общество, вступающее в новый информационный период своего развития, предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к уровню образованности молодого поколения в частности, что в последние годы затрагивает и период раннего возраста.

Поскольку в дошкольный период формирование всех функций сознания происходит, по выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», особую остроту приобретает проблема совершенствования сенсорного воспитания детей.

В современном подходе к сенсорному воспитанию существует два направления: усвоение «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Л.А. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, и др.).

В разное время учеными предлагались разные средства для решения проблемы сенсорного воспитания ребенка. Однако, основным средством являлась и продолжает оставаться на своей позиции игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.

Для правильного воздействия игры на ребенка, ей необходимо руководить. Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Очень важно давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Необходимо учитывать, что игры будут способствовать сенсорному развитию лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной методике [4].

В методику проведения дидактической игры входят:

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения дошкольников определенной возрастной группы;

- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- Выбор места;

- Определение количества играющих;

- Подготовка необходимого дидактического материала;

- Подготовка к игре самого воспитателя;

- Подготовка к игре дошкольников;

Проведение игры:

- Ознакомление дошкольников с содержанием игры;

- Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения дошкольников;

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «Угадай что это?», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др [9].

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешки, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми дошкольного возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение дошкольников во время проведения дидактической игры.

Кроме того, мы сталкиваемся с сенсорными эталонами везде и можем знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.  Можно запланировать в своей деятельности и ситуативно-возникающие словесные игры.

Например, одеваясь и раздеваясь, можно обратить внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно возможно расширять словарный запас ребенка.  Пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас в детском саду, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице? Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя?  Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете.

Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, необходимо способствовать накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов.

Для игр, способствующих сенсорному воспитанию детей широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди. Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Рассмотрим это на примере организации игры со снегом. В основе строительства из снега лежит лепка. Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм. Поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда. Знание их поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания.

В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным. Вода на морозе замерзает и образует лед. Его не возьмешь лопатой. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой. Изо льда хорошо делать лодки, кузов машины, колеса. Эти постройки прочнее снежных. Дети замораживают воду в формочках, наблюдают, как образуются льдинки. Украшают разноцветными льдинками свои участки, елку, деревья. При таких наблюдениях ребенок не получает готовых сведений от взрослых, а добывает их сам в процессе активной деятельности. Это облегчает ему ориентировку в характере предстоящей работы, помогает планировать свои действия. Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого — домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой. По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.

Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким?

Очень важно создать в игре условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте: «Подбери фигуры», «Соберем пирамидку» и т. д.; в старшем дошкольном возрасте для сенсорного развития используются такие игры, как «геометрическое лото», домино «Предмет и форма» и т. д.

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно — сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае [2].

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно—сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно—сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по — разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель [22].

Таким образом, с ребенком дошкольного возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при использовании игры как средства сенсорного воспитания ребенка, необходимо соблюдать определенную методику. Необходимо обратить внимание на то, что в игре должны создаваться такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Список литературы

1.Баркова Л. П., Волкова Н. Г. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 26-28.  

2.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста[Текст]/ З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207с.

3.Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. 2004. - № 4. - С. 12-21.

4.Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К. Бондаренко- М.: Просвящение,1991.-160 c;197с.

5.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвящение, 1998г.- 143стр.

6.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000г.-267с.

7.Гризик Т.И. Сенсорное воспитание / Т.И. Гризик, Т.Н. Ерофеева // Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. М.: Просвещение, 2007. - С. 110-122.

8.Зворыгина, Е.В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания [Текст]/ Е.В. Зворыгина – Таллинн: 1994г.-285с.

 9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание [Текст]/С.А Козлова, Т.А Куликова- М.: Академия, 2004г.- 409с.

10.Колесник Н.Н. Воспитание сенсорной культуры ребенка — фундамент умственного развития [электронный ресурс] / Н.Н. Колесник//Волшебный сад детства - Режим доступа: http://el-mikheeva.ru/ (дата обращения: 07.04.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Топ-хлоп, малыши" Авторы Т.Сауко и А.Буренина.

Основы  технологии "Топ-хлоп, малыши" Т.Сауко  и  А.БуренинойПрограмма  представляет  собой  систему  музыкально -ритмического  воспитания  детей  2-3...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ритмическая мозаика". Автор А.И.Буренина

Технология   развития   музыкального  движения  "Ритмическая  мозаика" А.И.БуренинойЦель:  формирование   различных  умений, способностей, качеств  личност...

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ладушки" Авторы И.Каплунова и И.Новоскольцева

Технология  всестороннего  музыкального  воспитания  и  образования  детей  дошкольного   возраста "Ладушки". Авторы И.Каплунова  и И.Новоскольцева.Цель: в...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Танцевальная ритмика" Автор Т.И.Суворова

Технология "Танцевальная  ритмика" Автор Т.И.СувороваВ  программу  входят 6  книг "Танцевальная  ритмика", книги  "Танцуй, малыш"  и  "Танцуй, малыш -2", "Олимп...

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Статья «Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников».

Сенсорное воспитание – это восприятие, его развитие, формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, запахе, вкусе и т. д....