Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»
материал

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

-развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx57.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

-развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал ( карточки с изображением органов чувств), презентация на тему: «Органы чувств».
  • Баночки с продуктами, различными на вкус и запах, муз инструменты, пирамидка , матрешка, 2 кубика (маленький и большой) ,палочки: длинная и короткая, геометрические фигуры, халаты, чепчики для детей.

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый гостям улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Поприветствуйте наших гостей ( дети приветствуют гостей ) Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим.

Слайд№1

«Здравствуйте, я робот Феликс. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы? И вообще как вы познаете окружающий мир?»
Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в « Институт здоровья» о многом узнать, и даже провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда мы сейчас надеваем специальную одежду и оказываемся в стенах института.

Слайд №2

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответы детей).

Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

Слайд № 3

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга. ).

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

- На что она похожа?

(Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей. )

Слайд № 4

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Слайд №5

- Молодцы!

- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам заглянуть в лабораторию ,где исследуют орган зрения глаза и выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
1) Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?
Как вы определили? (посмотрели глазами) значит, что могут определить глаза? (расстояние)
2) Найдите и ответьте, где большая игрушка, где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер, длину)
3) Посмотрим, смогут ли определить форму? Как называется эта фигура? (геометрические фигуры)
4) Достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зелёное ?Можно ли на ощупь определить цвет? А если я вытащу из мешочка фрукты вы можете определить их цвет?

- Так зачем же человеку глаза?

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

Слайд № 6

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас мы отправимся в следующую лабораторию, слушайте внимательно 2-ю загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слайд №7

- Слух для человека - это большая ценность.

Дотроньтесь до своего уха то, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри.
В конце прохода находится тоненькая плёночка - перепонка.
Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и лучше слышно.

Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха.

Слайд№8

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. Д. ),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Игра «Что звучит ?»

Ну ,а сейчас следующая загадка:

Между двух светил по середине он один (Нос)

Слайд№ 9

- А для чего человеку нос? (Ответы детей)

Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.
И ещё, пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.
Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи.
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус. )

Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает ? Правильно язычок.

Слайд№ 10

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

Игра « Угадай на вкус»

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки нужно выполнять различные специальные упражнения.

Следуем в следующую лабораторию.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Слайд№11

Для чего человеку руки? ( чтобы помогать человеку в жизни, на конце подушечков пальцев есть рецепторы они помогают нам определить предметы какие они - гладкие шероховатые ,теплые или холодные и т.д.)

- Ребята, посмотрите, какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?

- Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего путешествия.
Кто является "командиром" нашего тела ?

А что есть у нашего мозга ?

А кто помогает нашей памяти запоминать?(органы чувств).

Какие органы чувст вы знаете?

И я уверена, что теперь вы сможете ответить на все вопросы робота Феликса, какие помощники есть у человека и для чего они служат ему.

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания.-

Ты молодец и я молодец!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Наша Родина"

Описание материала:  конспект НОД с детьми подготовительной группы детского сада на тему «Наша Родина». Данный конспект будет полезен воспитателям детского сада,. Это конспект познавательного зан...

Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"

цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наша улица» (Правила дорожного движения) для детей старшей группы

Наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Д...