Рабочая программа "Дорогою добра"
методическая разработка

Онучина Римма Николаевна

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. 

      Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях. 

      В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах. 

        В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных  областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

       Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество. 

       Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dorogoyu_dobra.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

         Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

      Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

      В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.

        В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных  областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

       Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных  социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество.

       Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

     Цель социального воспитания – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры, как результата человеческого труда, уважительного – к  истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).

       Результативные аспекты социального воспитания в культурологической парадигме представлены теми изменениями, которые обнаруживаются в когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой сферах социально-коммуникативного развития по мере приобщения ребенка к социокультурным ценностям.

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

   Рабочая программа деятельности по интересам «Дорогою добра» составлена на основе следующих нормативных документов:

Конвенции о правах ребенка;

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача России
от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Рабочая программа «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми.

          Программа деятельности составлена на основе программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».

        Цель программы: своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач

  Задачи раздела «Человек среди людей»:

1. Познавательные сведения:

- сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:

- себе (чувства, поступки, поведение, фамилия, адрес, номер телефона, собственная половая принадлежность, различных эмоциональных состояниях)

- членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам; о доминирующих интересах родственников разного пола

- внешних проявлениях мужчин и женщин, об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.

- назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге;

- отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь)

2. Развитие чувств и эмоций:

- способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола;

- стимулировать проявление сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола;

- способствовать проявлению познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослого;

- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослого, воспитывать уважение к взрослым разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда;

- воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;

- способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной;

- формировать общественно-значимые мотивы поведения в семье;

- воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого.

3. Формирование поведения

В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки:

- социальной способности человека воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми;

- восприятие детьми друг друга как представителей разного пола;

- проявлять доброжелательные и бережные взаимоотношения между детьми разного пола;

- культуры межполового общения;

-  проявление симпатии, заботы, доброжелательного отношения к детям своего и противоположного пола;

- произвольности управления своим поведением;

- проявление заботливого и доброжелательного отношения к взрослым разного пола;

- достойного поведения в отношении с людьми разного возраста и пола;

- культуры поведения в семье;

- проявление заботы, доброжелательного отношения в семье, к ближайшим родственникам.

Задачи раздела «Человек в истории».

1. Познавательные сведения.

 В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:

- родном городе, его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его дне рождения, необходимости поддержания чистоты и порядка;

- о родной стране, ее названии, столице, государственных символах;

- правах человека и навыках безопасного поведения;

- развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, разнообразие видов труда)

2. Развитие чувств и эмоций.

- воспитывать интерес к истории цивилизации;

- воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;

- воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране;

- стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению;

-  способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации в отношении к любимым литературным героям.

3. Формирование поведения

 Развивать умения и формировать навыки:

- восприятия человека, как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний;

- выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду;

- поведения в совместной деятельности с другими детьми в общественных местах

- поддержания порядка, чистоты, уюта в доме, группе детского сада, микрорайона, города;

- проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории.

Задачи раздела «Человек в культуре»

Формировать первоначальные представления:

- об отдельных постройках подворья, о назначении избы, ее убранстве;

- об основных видах традиционного труда, орудиях труда и трудовых действиях с ними;

- об отдельных атрибутах русской традиционной одежды;

-  о русских народных праздниках, играх, устном народном творчестве

  Срок реализации рабочей программы деятельности по интересам – 1 год.

 Программа предполагает проведение деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 20 минут.

 Планируемые результаты реализации рабочей программы «Дорогою добра»

         В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом;

- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и самого себя;

- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры и объяснении, и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;

- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1 Особенности организации образовательного процесса.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:

—      образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание
и действия с бытовыми предметами-орудиями, рассматривание картинок, двигательная активность;

—      образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

—      самостоятельной деятельности детей;

—      взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы деятельности по интересам.

 

2. Содержание рабочей программы «Дорогою добра».

   Содержание Рабочей программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», каждый из которых дифференцирован по блокам.

Разделы программы

Блоки раздела

«Человек среди людей»

«Я человек: мальчик, девочка»; «Моя семья», «Мужчины и женщины»; «Детский сад – мой второй дом»

«Человек в истории»

«Появление и развитие человека на Земле»;  «Родной город»; «Родная страна».

«Человек в культуре»

«Русская традиционная культура»

         Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы.

           Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

          Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности:

- первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий;

- практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности; создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. (приложение №1)

 Информационно – методическое обеспечение.

1. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», М., 2015г.

2. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально - коммуникативному развитию», М., 2016г.

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России (средняя группа), М, 2010г.

4. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большой мир» Волгоград: Учитель, 2008

5. О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков (познавательно – игровые занятия)»

  Волгоград: Учитель, 2013

6 Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» Волгоград: Учитель, 2012

7 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: ТЦ Сфера, 2009

8 Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…» М.: Аркти, 2008

                             Перспективное планирование деятельности программы «Дорогою добра»

в средней группе на 2018 – 2019 уч.г.

Дата

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Методическое обеспечение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Блок «Детский сад – мой дом второй»

«Кто работает в детском саду»

Задачи:

1 Формировать эмоционально – положительное отношение к работникам детского сада

2 Обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослого в детском саду.

3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников детского сада.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Территория детского сада»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к результатам труда работников детского сада.

2 Обогащать первоначальные представления детей об участке детского сада, о необходимости помощи взрослым и поддержании участка в чистоте и порядке.

3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда дворника детского сада.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Взаимоотношения между детьми»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду.

2 Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам.

3 Знакомить со  способами проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

«Что такое дружба»

Задачи:

1 Продолжать формировать умение быть доброжелательными и терпимыми друг к другу.

2 Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ -  «портрет»

3 Развивать системность мышления, воображение, творчество.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 139 – 144

Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» стр. 16

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Блок «Я – человек: я – мальчик, я – девочка »

«Как меня зовут»

Задачи:

1 Уточнить представление о собственном имени, о его происхождении.

2 Формировать интерес детей к себе, своему имени.

«Мы растем»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе, первоначальные представления о перспективах возрастного развития детей разного пола

( мальчики – будущие мужчины, девочки – будущие женщины).

2 Воспитывать у детей чувство симпатии к сверстникам разного пола.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Настоящие мальчики и девочки»

Задачи:

1 Становление полоролевой социализации детей.

2 Дифференцировать первоначальные представления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек.

3 Развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Человек и его поступки»

Задачи:

1 Формировать положительное отношение к себе.

2 Конкретизировать первоначальные представления о себе

( чувства, поступки, поведение).

3 Способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых, как образцы своего поведения.

4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 94 – 102

О.Р. Меремьянина

«Развитие

социальных

навыков» стр.23

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Права и обязанности человека»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека.

2 Продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Разное настроение»

Задачи:

1 Содействовать нравственному развитию детей.

2 Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях

(веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций.

3 Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам.

4 Формировать умение проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам.

«Этикет»

Задачи:

1 Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

2 Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми, детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами.

3 Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола.

4 Активизировать в речи слова благодарности, приветствия, прощания.

5  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

«Правила безопасного поведения»

Задачи:

1 Формировать ценностное отношение к себе.

2 Обогащать первоначальные представления о правилах безопасного поведения.

3 Способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения.

4  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 106 – 115

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Блок «Мужчины и женщины»

«Внешние различия мужчин и женщин»

Задачи:

1 Конкретизировать первоначальные представления о возрастных и половых различиях взрослых людей.

2 Формировать первоначальные представления о специфике внешнего вида мужчин и женщин (одежда, обувь, прическа).

3 Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола, стремлению походить на них.

4  Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

«Труд «мужской» и «женский»»

Задачи:

1 Формировать у детей элементарные представления о мужском и женском труде, показать его специфику

(результат трудового процесса, личные качества).

2 Раскрывать значение труда людей разного пола для удовлетворения разнообразных потребностей.

3 Воспитывать бережное, уважительное отношение к разному труду взрослых.

 

«Труд взрослых в родном городе»

Задачи:

1 Закрепить название родного города, достопримечательностей, названия профессий.

2 Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина»

«Что такое доброта»

Задачи:

1 Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям

2 Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

3 Формировать умение оценивать поступки персонажей литературных произведений.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 118 – 123

Н.Г. Зеленова
Л.Е. Осипова «Мы живем в России» стр. 60

Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.44

     Я

Н

В

А

Р

Ь

Блок «Моя семья»

«Моя семья»

Задачи:

1 Формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.

2 Обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье.

3 Воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи.

4 Познакомить со способами проявления заботы по отношению к членам семьи.

«Такие разные интересы»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола.

2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка).

3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Этикет и взаимоотношения в семье»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей об отдельных нормах и правилах поведения в семье.

2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама и папа, бабушка и дедушка, младшие братья и сестры)

3  Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

«Семейные праздники»

Задачи:

1 Обогащать первоначальные представления детей о праздниках, особенностях подготовки к ним.

2 Способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи.

3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 126 – 137

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Блок «Появление и развитие человека на Земле»

«Как жили люди раньше»

Задачи:

1 Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека (разнообразии видов труда, добывании и приготовлении пищи).

2 Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека.

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Жилище русского человека»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.

2 Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Транспорт и средства связи»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о транспорте как средстве передвижения и перемещения грузов.

2 Способствовать проявлению интереса к достижениям человечества.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Транспорт и средства связи»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о средствах связи: почте, телеграфе

2 Способствовать проявлению интереса к средствам связи.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию»

стр. 147; 109 – 113; 156

М

А

Р

Т

Блок «Русская традиционная культура»

«Кто в избушке живет?»

Задачи:

1 Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена.

2 Развивать интерес к старинным играм и забавам

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Предметы крестьянского быта»

Задачи:

1 Формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении.

2 Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

«Труд русских людей»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая.

2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.

3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

«Одежда русских людей»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун).

3 Вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.

4 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной  деятельности.

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.161; 167; 169

И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 24

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Иванушка, Аленушка и их гости»

Задачи:

1 Продолжать знакомить детей с особенностями национальных костюмов

( русского, мордовского, татарского), показать детям сходство и различие в облике разных народов, различие в языке.

2 Обогатить словарь детей названиями деталей костюмов.

3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Знакомство детей с праздничным нарядом русских крестьян»

Задачи:

1 Приобщать детей к культуре русского народа.

2 Продолжать знакомить детей с нарядами русского крестьянства.

3 Воспитывать патриотические чувства к русским традициям.

«Человек и природа»

Задачи:

1 Продолжать формировать дифференцированные представления о домашних животных

(коза, корова, собака, лошадь, куры, гуси, утки), их роли в жизни человека.

2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным.

3 Продолжать знакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , музыкальной, изобразительной деятельности.

«Отношение к природе»

Задачи:

1 Продолжать формировать дифференцированные представления о животных, птицах.

2 Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных

 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 19

В.Ю. Дьяченко,

О.П. Власенко «Маленькие шаги в большом мире» стр. 40

Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.98

М

А

Й

Блоки «Родной город», «Родная страна»

«Мой любимый город»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления о родном городе, его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках.

2 Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Мы заботимся о родном городе»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном городе.

2 Побуждать потребность в поддержании красоты родного города.

3 Стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности.

«Наша страна – Россия»

Задачи:

1 Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице.

2 Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране.

3  Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

«Наша Родина - Россия»

Задачи:

1 Продолжать формировать представление о России как о родной стране.

2 Воспитывать чувство любви к своей родной стране.

3 Закрепить название «Россия»

4 Дать представление о государственных символах России

(флаг, герб, гимн).

Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева,

 Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.150 – 156

Н.Г. Зеленова
Л.Е. Осипова «Мы живем в России» стр. 69



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Тру мужской и женский" по социально-нравственному воспитанию (парциальная программа "Дорогою добра")

Создать условия для формирования уважительного отношения к труду взрослых....

Воспитательная программа " Дорогою добра "

Цель Программы:   Формирование личности учащегося- человека, обладающего духовным богатством, физическим и психологическим здоровьем, готового к самоопределению в жизни, к творчеству и самос...

Программа "Дорогой добра"

В данном материале представлена система работы МБДОУ по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»

Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в...

Рабочая программа "Дорогою добра"

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его их сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир.Я. Корчак...

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей по приобщению к социальной культуре по программе «Дорогою добра» в средней группе.

Перспективное планирование разработано на основе методического пособия "Дорогою добра". Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л...