Консультация для педагогов «Экологическая тропинка на участках ДОУ»
консультация

Жилина Елена Владимировна

практические советы по организации экологической тропы на территории ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическая тропинка на участках ДОУ»

МДОУ «Детский сад «Василек»

 р.п. Мулловка»

 Воспитатель: Жилина Е. В.

Апрель 20

Создание экологической тропы на территории участка ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Цель создания экологической тропы: Создание условий для непрерывного экологического образования детей, развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Правила поведения на экологической тропе:

  1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  2. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
  4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
  5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  1. Экологические беседы;
  2. Наблюдения;
  3. Элементарные опыты;
  4. Экскурсии;
  5. Целевые прогулки;
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  8. Труд в природе;
  9. «Красная книга природы»;
  10. Коллекционирование;
  11. Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Разработка маршрута экологической тропы

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.

Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Объектами на  экологической тропе могут быть:

1.Сельский дворик

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.  Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

На участке детского сада это может быть объект «Сельский дворик» с   малыми архитектурными формами: фигуры животных (корова, поросята и др.),плетень, улий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.

Цель:  знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

2.Центр воды и песка

Объект – центр воды и песка. Центр воды и песка оборудован емкостями с водой, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.

Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.

3.Птичий городок

Объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы могут быть размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

4.Тропа здоровья

Особое внимание в детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

5.Огородик

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, он развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

6.Наши деревья

Цель создания данного объекта экологической тропы на территории: знакомство детей с деревьями на участке, расширение знаний детей о пользе и свойствах деревьев, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

7.Уголок юного пешехода

Цель: расширение и закрепление знаний у детей о правилах дорожного движение, рассматривание дорожных объектов, знаков, светофоров. Проигрывание сюжетно-ролевых и дидактических  игр на данном этапе тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Консультация для педагогов "Экологическая тропа"

В данной консультации представлена совместная деятельность педагогов и детей, различные формы работы, способствующие развитию у детей эстетических чувств (умения видеть и прочувствовать красоту прир...

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в ДОУ»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в ДОУ»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...

Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...