Консультация по организации спортивного уголка в группах ДОУ
консультация

Консультация написана для педагогов ДОУ по организации спортивных уголков в групповых помещениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_sportivnogo_ugolka_v_gruppah.doc64.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

Организация спортивного уголка в группах

(консультация для педагогов ДОУ)

Подготовили:

Методист Козырева О.С.

Методист Русько О.П.  

Гурьевск, 2021

Организация спортивного уголка в группах

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,  действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".

Жан Жак Руссо

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо  иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».  Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. Для формирования всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома).

Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

  • Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
  • Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  • Уголок должен   быть эстетически оформлен.
  • Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  • Доступность
  • Содержательная насыщенность, гибкость игрового пространтва

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.  В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

 Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация уголков

1. Теоретический материал

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцебросс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы);

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

- кегли;

- нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей):

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст);

- бадминтон (старший возраст);

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

10Оборудование для общеукрепляющих упражнений:

         - Бубен

- Султанчики

- Косички

- Мячи

- Ленты

- Гимнастические палки

- флажки

 

Важно помнить, что на разном возрастном этапе задачи двигательной активности будут разные, поэтому и наполняемость атрибутов тоже будет отличаться.  Таблица наполняемости по возрастам представлены в приложении 1.

Также будут отличаться и игры дошкольников. Игры, рекомендованные ООП «Детский сад 2100», отражены в приложении 2.

Паспорт спортивного уголка

Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование.

Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:

 - название уголка;

 - номер группы, возраст детей;

 - цели и задачи уголка;

 - предметы мебели, их количество;

 - атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;

 - дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);

 - картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).

Приложение 1

Перечень необходимого оборудования в спортивных уголках

№п/п

Перечень оборудования

младшая группа

средняя группа

старшая группа

подгото-

вительная

группа

1

Балансиры

1

1

2

Коврик массажный

1

1

1

1

3

Мягкая «кочка» с массажной поверхностью

6

6

6

6

4

Мяч надувной

2

5

Мяч прыгающий

3

6

Мяч футбольный

1

1

1

1

7

Набор мягких модулей

1

1

1

1

8

Набор мячей разного размера (резина)

1

1

1

1

9

Набор разноцветных кеглей с мячом

1

1

1

1

10

Обруч малого диаметра

2

3

5

5

11

Обруч плоский

2

12

Скакалка детская

3

5

5

5

13

Шахматы

1

1

1

14

Шашки

1

1

1



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Перечень подвижных игр в соответствии с возрастом воспитанников

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Игры с ходьбой

«Найди флажок», «Пойдём гулять», «Найди свой домик», «Тишина», «Ровным кругом», «Каравай» (хороводная игра), «Пройди в ворота», «Кто соберет больше шишек»

«Найди свой цвет», «Тишина», «Ровным кругом», «Ворота»

«Затейники», «Ровным кругом», «Море волнуется», «Стоп», «Узнай по голосу»

«Затейники», «Ровным кругом», «Море волнуется», «Стоп», «Узнай по голосу», «Змейка», «Иголка и нитка», «Серая утка», «Тройка»

Игры с бегом

«Бегите ко мне», «Птичка и птенчик», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнёздышках», «Пузырь», «Скворечники», «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Огуречик», «У медведя во бору», «Ловишки» «Перебежки», «Снежинки и ветер», «Догони мяч»

«Цветные автомобили», «Самолёты», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Огуречик», «Карусель», «Трамвай», «Пробеги тихо», «Лошаждки», «Теремок»

«Пятнашки», «Кошка и мышка», «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Карусель», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка», «2 мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель», «Успей пробежать», «Чьё звено скорее соберется», «Космонавты», «Ловишка, бери ленту», «Бездомный заяц», «Паук и мухи»

«Пятнашки», «Кошка и мышка», «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Карусель», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка», «2 мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель», «Успей пробежать», «Чьё звено скорее соберется», «Космонавты», «Ловишка, бери ленту», «Бездомный заяц», «Паук и мухи», «Уголки», «Перемена мест», «Горелки», «Коршун и наседка», «Жмурка», «Найди себе пару», «На лошадке Зорьке еду», «Бусинки», «Птица без гнезда», «Второй лишний», «Ключи»

Игры с прыжками

«Зайка беленький сидит» «По ровненькой дорожке» «Поймай комара» «Воробушки и кот» «С кочки на кочку» «Лягушки», «Через ручеек», «Кони», «Поймай бабочку»

«По дорожке на одной ножке», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «Воробушки и автомобиль», «Перепрыгнем через ручеек», «Птички и кошка»

«Кто скорее», «Прыжки через веревку», «Пастух и стадо», «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Не попадись», «Не оставайся на полу», «Чехарда», «Кто скорее снимет ленту», «Скакалки», «Петушиный бой», «Охотник и зайцы»

«Кто скорее», «Прыжки через веревку», «Пастух и стадо», «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Не попадись», «Не оставайся на полу», «Чехарда», «Кто скорее снимет ленту», «Скакалки», «Охотник и зайцы», «Прыгни-повернись», «Пингвины с мячом», «Лиса в курятнике», «Зайцы, сторож и Жучка»

Игры с подлазанием и лазанием

«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Куры в огороде», «Котята и щенята»

«Котята и щенята», «Перелёт птиц», «Наседка и цыплята», «Выше кладовой», «Пастух и стадо», «Кролики», «Не опоздай», «Не задень»

«Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа», «Кто скорее до флажка», «Белки в лесу»

«Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа», «Кто скорее до флажка», «Белки в лесу», «Раки»

Игры с бросанием и ловлей

«Докати мяч», «Прокати в воротики», «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет», «Прокати обруч»

«Мяч через сетку», «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Кегли», «Кольцебросы», «Попади в ворота», «Охотник и зайцы», «Накинь кольцо»

«Снежные круги», «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча», «Кегли», «Накинь кольцо», «Перебежки», «У кого мяч», «Забрось мяч в кольцо», «Серсо», «Бросить и поймать»

«Снежные круги», «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча», «Кегли», «Накинь кольцо», «Перебежки», «У кого мяч», «Забрось мяч в кольцо», «Серсо», «Бросить и поймать», «Гонка мячей по кругу», «У кого меньше мячей», «Мотоциклисты», «Горячий мяч», «Ягоды, фрукты, овощи»

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано»

«Найди и промолчи», «Найди своё место», «Прятки», «Найди, где спрятано», «Где купался, Иванушка?», «Где постучали?»

Народные подвижные игры

«Дорожки», «Змейка», «Лошадки», «Заря», «Стрекозы», «Колечко», «Челночок», «Платок»

«Горелки», «Городки», «Гори, Гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит двоих», «Дедушка-рожок», «Краски», «Колечко», «Веселый садовник», «Петушиный бой», «Курица и цыплята», «Мяч наверху», «Сторож»

«Горелки», «Городки», «Гори, Гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит двоих», «Дедушка-рожок», «Краски», «Колечко», «Веселый садовник», «Петушиный бой», «Коршун», «Стоп», «Жмурки»

Игры-эстафеты

«Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Забрось мяч в кольцо», «Веселые соревнования», «Эстафета с обручами», «Эстафета по кругу», «Передай мяч», «Сбей кеглю», «Не намочи ног», «Эстафета с мячами», «Пронеси мяч, не задев кегли», «Огородники»

«Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Забрось мяч в кольцо», «Веселые соревнования», «Эстафета с обручами», «Эстафета по кругу», «Передай мяч», «Сбей кеглю», «Не намочи ног», «Эстафета с мячами», «Пронеси мяч, не задев кегли», «Огородники», «Эстафеты в ходьбе», «Прыжковая эстафета», «Мяч над головой», «Эстафета с гимнастической палкой»

Игры с элементами соревнования

«Кто быстрее?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто скорее к своему флажку», «Кто раньше дойдет до середины»

«Кто быстрее?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто скорее к своему флажку», «Кто раньше дойдет до середины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация спортивного уголка в группе.

В помощь начинающему педагогу-физкультурнику. В нашей работе очень важно помнить, что занятия физкультурой  для воспитанников сада, не ограничиваются временем, отведенным на занятие и  ...

Организация спортивного уголка в группах ДОУ

Консультация для молодых педагогов...

Организация спортивного уголка в группе.

Организация спортивного уголка в группе.Консультация для воспитателей...

Организация спортивного уголка в группе. Консультация для воспитателей

Организация спортивного уголка в группе.Консультация для воспитателей...

Организация спортивного уголка в группах ДОУ

Организация спортивного уголка в группахПодготовила инструктор по физической культуре высшей квалификационной категорииМБДОУ д/с №13 г.Дивногорск Красноярский край Гаранина Т.В. "Чтобы ...

Организация спортивного уголка в группах

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо  иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте...

Консультация для воспитателей «Оформление и организация спортивного уголка в группах детского сада»

В консультации для педагогов даны рекомендации по оформлению и организации спортивного уголка в групповых помещениях детского сада с примерным перечнем материалов, атрибутов и оборудования для развити...