Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду.
материал

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

влага, удобрение…

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

взрослых.

И. Сеченов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsiiii54.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

влага, удобрение…

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

взрослых.

И. Сеченов

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной организации, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Известно, что адаптация детей к новым условиям представляет для ребенка значительные трудности, изучением которых на протяжении многих лет занимаются отечественные и зарубежные ученые. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно ребенка раннего возраста, ограничены, поэтому переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или к замедлению темпа психофизического развития.

 Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими  признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых  «читать»  эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и педагогов должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехам, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. (становимся в круг, беремся за руки,  похлопали в ладоши, попрыгали, улыбнулись друг другу и т.п.)

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии.

В нашем детском саду "Ромашка" две группы раннего возраста.

Чтобы научить детей понимать своё настроение, свои эмоции, мы изготовили " центр настроения".

Утром дети берут свои фотографии и размещают под картинками "настроения". Пока дети маленькие, мы учимся определять только 2 эмоции - весёлый и грустный. Как только дети освоили значение эмоций весёлый - грустный, мы добавляем сердитый - спокойный и т. д. В течение дня, если настроение поменялось, фотографии перемещаются под другие картинки. Центр настроения можно пользоваться во всех возрастных группах, у нас изготовлен для группы раннего возраста. Разместить можно при входе в игровую комнату. У нас он размещён в центре эмоциональной разгрузки.

Дети даже в раннем возрасте начинают понимать, что люди могут иметь различные эмоции. Разнообразие оттенков настроения может быть достаточно много, это радость или грусть, счастье или обида, гнев и т. д. Наличие уголка настроения должно помочь и научить ребенка разобраться в своих эмоциях и эмоциях окружающих, и пробовать ими управлять.

Центр помогает детям для снятия стрессовых ситуаций при утреннем расставании с родителями и для поднятия настроения. Дети играют в своё настроение и могут попытаться убедить других изменить своё настроение на более положительное. Центр работает и действительно повышает настроение.

Необходимость сделать в группе центр эмоций назревала давно. Но все как-то не складывалось: то одно, то другое нужно сделать. Но в сентябре я наконец решилась сделать «центр настроения». После чего началась подготовка к его созданию.

Попутешествовав по просторам Интернета, я обнаружила, что там по этой теме почти ничего нет. Пришлось изучить горы литературы по эмоциональному воспитанию дошкольников. Но так уж устроен человек - всегда хочется достигнуть идеала. Долго думала над оформлением центра эмоций. Придумала повесить на стену два смайлика: синий – грусть, желтый – радость. Но и это еще не все: на смайлы должны крепиться фотографии моих воспитанников. Придумала взять тонкий фетр, вырезать из него сердечки, обшить их по краю и вовнутрь каждого сердечка наклеить с помощью термопистолета фотографию воспитанника.

Через некоторое время я обратила внимание на тот факт, что дети стали использовать смайлы не только для отражения своих эмоций, но и в качестве центра «Здравствуй, я пришел!». Утром приходя в группу, они вешают свою фотографию-сердечко на смайлик, показывая тем самым, что они уже находятся в группе. В течение дня, по мере изменения эмоционального настроя, фотография путешествует по смайликам с различными эмоциями. Детки следят за настроением друг друга и перевешивают фотографии друг друга на смайлик с другой эмоцией.

Это наш центр эмоций!

Мой вариант "центра настроения". На ватмане приклеила кармашки по количеству детей , на кармашки  наклеила  картинки (маркировку). Изготовила смайлики: грусть и  радость. Внизу ватмана 2 кармана где и хранятся смайлики грусти и радости. Утром каждый ребенок берет тот смайлик с каким настроением он пришел в детский сад , и помещает в свой кармашек.

         Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. И сейчас мы покажем один из вариантов игры «Эмоции».

Представляем вам набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать эмоцией на карточках, подходящей к  вашему настроению. На карточках изображены четыре эмоции: радость, грусть, злость, удивление.

  1. Что вы почувствовали когда у вас сломался каблук по дороге на работу.
  2. Получила зарплату.
  3. Вам сделали комплимент с утра.
  4. Какую эмоцию вы испытаете, если вас вызывает к себе заведующая.
  5. Забыли поставить будильник и проспали на работу.
  6. Завтра у всех выходной.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ."...

Памятка для родителей "Как снять эмоциональное напряжение ребенка в период адаптации к детскому саду"

Данная памятка содержит рекомендации для родителей о том, что они могут сделать дома для снятия эмоционального напряжения у ребенка после посещения детского сада....