Проект "Театральные профессии"
проект (подготовительная группа)

Костина Надежда Владимировна

Творческий проект "Театральные профессии. для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralnye_professii.docx161.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»

Номинация «Лучший образовательный проект»

Творческий проект

 «Театральные профессии»

Сроки реализации: среднесрочный (1 месяц)

Возраст детей:  6-7 лет подготовительная группа

Авторы:

Костина Надежда Владимировна,

воспитатель, высшая кв. категория

Ионина Тамара Владимировна,

музыкальный руководитель,

высшая кв. категория

2020 г.

Введение

В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребёнка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. В рамках творческого проекта «Театральные профессии» дети знакомятся с многообразием профессий, с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Постановка проблемы: 

Дошкольники практически ничего не знают о театре, о том какие бывают театры, сколько различных профессий связано с театральной деятельностью. Дети очень скованы, когда речь заходит о драматизации сказки. Им трудно дается пересказ, они зажаты, стеснительны.

Данный проект был разработан нами для того, чтобы дать детям представления о театрах, театральных профессиях, помочь раскрепоститься, развить свою фантазию, творческие способности, обогатить словарный запас, приобщиться к искусству.

На занятии по развитию речи мы читали сказку С.Г. Писахова «Сахарна редька» и решили поставить по ней спектакль. Но перед нами встала проблема: кто, кроме актеров, должен принимать участие в подготовке постановки. Оказалось, что у детей поверхностные знания о театре и театральных профессиях. Поэтому тема нашего проекта появилась сама собой: «Театральные профессии».

Новизна и практическая значимость проекта

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировидения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.

Знакомство детей с профессиями, воспитание у детей трудолюбия, является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.

Понятие «профориентация» достаточно ново в педагогической науке, оно появилось лишь сто лет тому назад. Сам термин «профессиональная ориентация» понимается как процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Современная профориентация представляет собой процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе, систему оказания комплексной помощи человеку в выборе будущей профессии.

В настоящее время современные программы практически не уделяют должного внимания профориентации детей дошкольного возраста.

Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).

В основу организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста легли подходы Н.Ю. Пахомовой, которая выделяет следующие этапы реализации проекта: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

 Цель проекта: способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с театральными профессиями: режиссёр, актёр, костюмер, художник-декоратор, звукорежиссёр, гример, осветитель, капельдинер (билетёр), гардеробщик;
  • Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку;
  • Знакомить детей с культурой поведения в театре.

 Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Активизировать творческие способности детей;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать артистические способности детей через театрализованную игру;
  • Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • Пробудить интерес детей и родителей к театру;
  • Заинтересовать родителей в обогащении предметно-пространственной среды группы;
  • Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, показать детям значимость и необходимость каждой профессии в театре;
  • Вовлечь родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей и ознакомлению с театральными профессиями;
  • Укрепить культурные связи между педагогами и семьями воспитанников. 

 Участники проекта:        дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный:

Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта, использование «Модели трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)

Постановка проблемы, диагностика знаний детей (Приложение 1), выбор темы проекта, определение цели и задач познавательной и творческой деятельности.

Разработка плана мероприятий, изучение методической литературы, интернет-ресурсов по теме проекта, подбор материала, пособий, дидактических и подвижных игр, оборудования для организации деятельности в рамках проекта.

Анализ предметной среды групп и ДОО,

Оценка рисков реализации проекта.

2 этап – основной

Тема

Мероприятие

С детьми

Театральные профессии

ННОД с ИКТ «Знакомство с обязанностями театральных профессий»

Подвижная музыкальная игра «Дворник и листочки»

Звукорежиссёр

Музыкальная лаборатория «Кукарекающий стакан» (Приложение 2)

Музыкальная лаборатория «Изготовление губной гармошки» (Приложение 3)

Костюмер

Мастер-класс по изготовлению масок для актёров спектакля

Гримёр

Рисование «Создай образ»

Декоратор

Изготовление афиши к сказке «Сахарна редька» (Коллективная работа)

Изготовление билетов для сюжетно-ролевой игры «Поход в театр»

Осветитель

Опытно-исследовательская деятельность «Осветитель»

Театрализованная деятельность

Сказка С. Писахова «Сахарна редька»

Овощная история  «Хозяйка однажды с базара пришла»

Концертная деятельность

Участие в областном фольклорном фестивале-конкурсе «Северные роднички» со сказкой С. Писахов «Сахарна редька»

Участие в открытом конкурсе детских песен советских композиторов «Прекрасное далёко» с театрализованной постановкой «Хозяйка однажды с базара пришла»

Пополнение предметно-пространственной среды

Дидактическая игра Лото «Театральные профессии», маски овощей, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Театр»: билеты, афиши, программки, номерки для гардероба, таблички «касса», «буфет», альбом «Театральные афиши»

С родителями

Домашнее задание: родители вместе с детьми осваивают профессию художник-декоратор: изготовление семейной афиши к сказкам

Выставка тематических семейных афиш «Театральная афиша»

Помощь родителей в оформлении зала, изготовлении театральной ширмы, декораций к спектаклю, театральных атрибутов

Папка-передвижка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, театральных профессий

Видео экскурсия для детей и родителей «Кто делает театр: театральные профессии»

3 этап – заключительный 

Сюжетно-ролевая игра «Поход в театр», в которой дети на практике закрепляют театральные профессии: гардеробщик, кассир, капельдинер (билетёр), актёр, буфетчик.

Презентация проекта. 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Расширение знаний и кругозора у детей о театре, атрибутах, театральных профессиях;
  • Развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
  • Воспитание у детей любви к искусству, театрализованной деятельности;
  • Развитие речи и обогащение словаря у детей;
  • Повышение уровня эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности;
  • Развитие артистических навыков у детей;
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
  • Использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности;
  • Развития умения оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные атрибуты. 

Для родителей:

  • Осознание родителями важности театрализованной деятельности в процессе воспитания и всестороннего развития детей;
  • Повышение интереса родителей к воспитанию детей через театрализованную деятельность; 
  • Укрепление связей между ДОУ и семьёй;
  • Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка;
  • Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

Для педагогов:

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы;
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
  • Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста;
  • Укрепление связи с родителями воспитанников;
  • Обогащение предметно-пространственной среды группы;
  •  Приобретение практического опыта проектной деятельности.

Практическая значимость результатов:

Совместные мероприятия способствуют обогащению знаний детей о театре. Повторная диагностика показала результативность проведённой работы. Дети смогли расширить и углубить знания о театральных профессиях, способах получения информации путём опытно-исследовательской деятельности, с удовольствием участвовали в театральных постановках, ощущали свою значимость в группе. В результате дети стали чаще использовать для игр театральную тематику, с радостью делятся знаниями  со сверстниками и воспитателем. С большим интересом играют в настольно-печатные и дидактические игры.  В свободной деятельности широко применяют пение песен, театрализованные постановки, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

Благодаря полноправному участию родителей в комплексе мероприятий, произошло осознание важности и значимости семейного участия в театрализованной деятельности. Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Родители получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

Нельзя переоценить важность проведенных мероприятий для развития познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей воспитанников. Пополнение методической копилки (конспекты НОД, бесед). Обогащение предметно-пространственной среды группы по теме проекта. Приобретение практического опыта проектной деятельности.

Оценка рисков реализации проекта

  • Не достаточный интерес воспитанников к теме проекта;
  • Нехватка времени у педагогов для реализации проекта;
  • Больничные листы участников-актёров театрализованных постановок;
  • Отказ родителей от участие в проекте.

Заключение

Таким образом, цель нашего проекта: способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности, достигнута.

Данный проект может быть использован педагогами ДОО в работе с воспитанниками других групп. 

      .

Приложение 1

Результаты обследования детей

(диагностика Т.С.Комаровой)

№ п/п

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

2 ч.

10ч.

12 ч.

Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях

6ч.

12ч.

6ч.

Имеет элементарные представление о правилах поведения в учреждениях культуры

4ч.

14ч.

6ч.

Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства

4ч.

14ч.

6ч.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения

4ч.

12ч.

8ч.

Понимает основную идею литературного произведения

4ч.

12ч.

8ч.

Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов

6ч.

10ч.

6ч.

Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля

4ч.

10ч.

10ч.

Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности

2ч.

14ч.

8ч.

С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов

4ч.

12ч.

8ч.

                                                                                         17%        50%       33%          

Вывод: В результате реализации проекта у детей повысился интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Ребята имеют элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях, а также о правилах поведения в учреждениях культуры.

Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства

Дети способны сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения, понимают основную идею литературного произведения.

В театрализованной деятельности дошкольники владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи, и применяют в различных видах художественно-творческой деятельности.  С помощью взрослого, с удовольствием создают эскизы персонажей и декораций, проявляют фантазию в их изготовлении из различных материалов.

Приложение 2

Кукарекающий стакан

Цель: показать детям, как можно создать звук нетрадиционными  способами.

Педагог: В этом опыте мы сделаем с вами устройство, которое будет кукарекать как петух, гоготать как гусь или крякать как утка.

Что понадобится: Нить хлопчатобумажная, бумажный стаканчик, скрепка (канцелярская), зубочистки, влажная салфетка.

 Проделать отверстие в центре дна стаканчика зубочисткой. Отрезать нитку длиной 50-60 см. Привязать скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите? Да, кричит петух или гусь, утка! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз. Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки. Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукареканье», «гогот» или «кряканье» раздающееся из стакана.

                                         

Приложение 3

Губная гармошка

Цель: показать детям, как можно создать звук нетрадиционными способами.

Педагог: Сегодня самое время веселиться! Давайте смастерим какой-нибудь забавный музыкальный инструмент, например… губную гармошку! А потом будем играть и резвиться.

Нам понадобится:
• палочки для эскимо;
• тонкая водонепроницаемая бумага;
• маленькие тонкие резиночки;
 
• украшения: бусины, стразы, наклейки и т.д.

Из бумаги надо вырезать полоску такого же размера, как и палочки. Обе палочки можно покрасить акриловой краской. Окрасить их надо полностью. Когда палочки высохнут можно приступать к сборке гармошки. Процесс прост.

Уложите одну из палочек на стол. Положите бумажную полоску на палочку. Зафиксируйте конструкцию, намотав на концы, резинки. Возьмите вторую палочку и зафиксируйте этой же самой резинкой. В завершении украсьте вашу гармошку наклейками или бусинками.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\gubnaya_garmoshka.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...