Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
материал

Валентина Михайловна Акуленкова

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_plastilinografiya.docx62.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Сказка»

Акуленковой Валентины Михайловны

                                                  ПО ТЕМЕ:

 «Пластилинография

как средство развития  творческих способностей у детей   дошкольного возраста».

Содержание

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик».

1.1. Пояснительная записка.

Раздел №2 Содержание работы.

2.1 Основные этапы реализации

2.2. Образовательная деятельность с детьми

Формы работы с родителями

Заключение

Список использованной литературы

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик».

1.1. Пояснительная записка.

Направленность работы: «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно–прикладной; по форме организации -групповой; по времени реализации - годичной.

Новизна: состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт Система работы разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

«Пластилинография» помогает готовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.            

Отличительной особенностью работы в данном направлении является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.  

Актуальность программы: Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно- творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности. Считаю, что работа с пластилином во всех ее формах, а в частности пластилинография, является одним из средств формирования творческой личности. Лепка из пластилина занимает особое место в развитии ребѐнка, так как способствует формированию художественного вкуса, пространственного мышления, воображения. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются,  этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Во время лепки происходит массаж определѐнных точек на ладонях и на пальцах малыша, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развивается речь и интеллект малыша. При постоянных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук, ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Педагогическая целесообразность работы по «Пластилинографии»  объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем,         что         она         доступна         детям         разного         школьного         возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Это положение стало для меня ведущим в разработке системы работы по пластилинографии.Начиная работу с детьми младшего возраста я поставила перед собой

Цель: Создание условий для формирования практических умений работы в технике пластилинография и развитие у детей индивидуальных творческих способностей.

Подчиняясь решению поставленной цели, я определила ряд задач.

Задачи:

  • Заинтересовать детей художественно-творческой деятельности;
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Формировать у детей изобразительные навыки.  
  • Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
  • Развить воображение, пространственное мышление;
  • Развить общую ручную деятельность, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук;
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Повысить сенсорную чувствительность ребенка, т.е. способствовать точному восприятию цвета, формы, фактуры;
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Воспитывать терпение, трудолюбие, самостоятельность.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  • Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.
  • Поддержка творческой инициативы дошкольников.
  • Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

Работа по «Пластилинография» содержит не только практические задачи, но и воспитательно–образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получат знания, умения, навыки, познакомятся с миром разных предметов в процессе использования, так называемого бросового материала, расширятся возможности изобразительной деятельности детей.

Для решения этих задач я опираюсь на дидактические принципы

( объективные закономерности, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.):

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности- индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности –лепку.
  • Принцип развивающего обучения- чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности, пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
  • Принцип воспитывающего обучения-Обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
  • Принцип свободы выбора- я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Выстраиваю и корректирую содержания тем и задач с опорой на интересы детей.  Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности- постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип сезонности-построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

Раздел №2 Содержание работы.

2.1 Основными этапами реализации моей работы по пластилинографии являются:

Этапы реализации

Задачи

Формы реализации

Подготовительый этап

Изучение психолого-педагогической литературы по изобразительной деятельности и пластилинографии.

Формирование цели и задач.

 Подбор методов и методик.

Подбор диагностического инструментария.  Разработка системы работы с детьми, родителями, направленную на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

педагогическая, методическая литература; -перспективный план занятий; -диагностический инструментарий; -консультации; -беседы; -памятки; - комплекс занятий развивающих мелкую моторику рук.

Диагностический этап

Выявить уровни представлений, практических умений детей в образовательной области «Художественное творчество»

мониторинг по выявлению уровня владения навыками и умениями использования техникипластилинографии

Основной этап

Организация занятий согласно перспективному плану.  Работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки. Ознакомление родителей с техникой пластилинографией

комплекс занятий по пластилинографии

Итоговый этап

Выявить уровни художественных способностей детей посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы.

мониторинг по выявлению уровня овладения навыками и умениями использования техники пластилинографииОформление выставок

2.2. Образовательная деятельность с детьми

  • Этапы введения пластилинографии.
    Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография. Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии
Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)
Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография
Начинаю знакомить детей с пластилинографией в младшей группе и включаю художественно – творческую деятельность в образовательный процесс, в свободное время в ходе режимных моментов. На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинография.
Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии
На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка. Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. 

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.
Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде группы 

Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией. Желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться, восторгаться своими действиями, и действиями сверстников. Но одно желание творить недостаточно. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему предоставляются разнообразные изобразительные материалы, в достаточном количестве и в рабочем состоянии. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Всему этому способствует правильная организация развивающей среды. По данному направлению в развивающей среде мы использовали:

Материал: цветной пластилин, тонированная плотная бумага (картон

Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера,вилки, расчески.
Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки.

Наглядные средства: стенды (правила техники безопасности и др.); технологические карты,иллюстрационный тематический материал, демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография; Энциклопедии, литературные произведения (тематические)книги из серии «Я учусь лепить», предметные картинки, открытки, изготовленные промышленным способом, с изображением животных, людей, рыб, птиц, деревьев и др. дидактический материал из серии «Искусство –детям»; репродукции картин известных художников;

образцы изделий декоративно-прикладного искусства, скульптура малых форм;

раскраски по темам.

Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.

видео-аудио материалы: записи классической музыки, звуки природы, песни, Выставка работ одного ребёнка, детей группы;

Выставка работ совместного творчества детей и родителей;

Продукты детского творчества;

Развивающая предметно - пространственная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия
Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз. Приглашаем на выставки детей и воспитателей других групп, родителей, самые лучшие работы выставляем на выставках детского сада и конкурсах. На этом этапе предлагаю детям сюжетно–ролевую игру «Картинная галерея», где мы с ребятами рисуем афишу, пригласительные билеты, подготавливаем места для зрителей, распределяем роли, назначаем экскурсовода, кассира, администратора галереи, и дети как настоящие экскурсоводы проводят показ творческих работ. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Наблюдая, за тем, как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

  • Алгоритм совместной деятельности.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях использовала музыкальные произведения. Проводила занятия – путешествие в страну «Пластилинографии.» Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. 
Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

  1. Вводная часть начинается с организационного момента (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика др).

Именно здесь старалась создать эмоциональный настрой у детей, создать проблемную ситуацию, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могли свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать мой рассказ. Я в свою очередь использовала различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части дети садились за рабочий стол. Непосредственно на месте объясняю и показываю приёмы рисования пластилином. Далее дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь, на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом и провести индивидуальную работу.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираю по теме занятий. На занятиях использую музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа. 
Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать.
Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия. Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия.

В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Вместе с детьми подводим итог занятия: детей хвалю за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества.
Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваю всех детей, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. 
Анализ детских работ и наблюдения за детьми на занятиях пластилинографией в средней группе показали, что к старшему дошкольному возрасту, дети овладели определенными техническими навыками при работе из пластилина. Движения рук ребят стали более точными, ловкими, дети стали в состоянии составить декоративные, предметные, и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Поэтому постепенно задания для детей я стала усложнять. Опираясь на знания детей, их умения и навыки, разъясняю задание, не прибегая к наглядным действиям, а чаще ставлю вопрос о том, как выполнить то или иное действие.

   Для того, чтобы понять, как дети усвоили полученные знания, навыки и умения, я внимательно слежу за работой детей на занятии, а затем просматривает готовые работы и записываю результаты. Записи после каждого занятия помогают мне проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год. По окончании квартала сравниваю свои записи и работы детей, индивидуальные различия в освоении умений что позволяем мне строить свою дальнейшую работу, а также проводить индивидуальную работу с детьми.

В конце возможно так же использование рефлексии- стараюсь выяснить с какими трудностями столкнулись дети во время работы.

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы моя индивидуальная помощью каждому ребенку, чередовалась с их самостоятельной творческой деятельностью.  Мое место в деятельности по обучению детей, работе с пластилином, меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка

    Данные формы деятельности дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации деятельности стараюсь соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В системе работы предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальной поделки до композиции коллективной работы.  

Основные направления моей работы это в первую очередь:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников.
  • Совместная деятельность детей и родителей.
  • Интеграция образовательных областей в организованной образовательной деятельности.
  • Развивающие игры, рассматривание альбомов иллюстраций по данной теме.
  • Беседы, наблюдения, экспериментирование.

  • Этапы обучения работы с пластилином.

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходило по разработанному перспективному плану.(Приложение №2) Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.  

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.            

Практические работы включают изготовление, оформление поделок с использованием технологических карточек. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.  

Обучение детей технике работы с пластилином  выстраиваю по трем этапам:

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.- важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  1. Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца- требуется при изображении плоских и гладких поверхностей.Выполняется  кончиками пальцев.Основные направления размазывания- сверху вниз, слева направо.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика    между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
  • Научиться действовать по образцу.
  • Научиться действовать по словесному указанию

 Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Формы организации обучения пластилинографии

  • рисование пластилином по образцу;
  • рисование пластилином по замыслу;
  • совместная пластилиновая живопись с педагогом;
  • рисование пластилином по воображению;
  • пластилиновая живопись по модели;
  • пластилинография по условиям;
  • рисование пластилином по изображению;
  • тематическое рисование пластилином.

Условия.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопроссостоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

    Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

  • Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей  в группах.
  • Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото,картины в технике -пластилинография, технологические карточки и таблицы.
  • Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.
  • Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители.

Формы работы с родителями: Одним из важных условий в работе является активизация роли родителей.

Результат может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. О значении нетрадиционной техники работы с пластилином я рассказываю родителям, выступая на родительских собраниях. Объясняю важность лепки, рассказываю о том, какую работу могут провести родители в семье для развития творческих способностей у детей, систематически оформляю выставку образцов работ по нетрадиционной лепке.

В работе с родителями использую не только коллективные формы работы, но и провожу индивидуальные беседы. Я считаю их наиболее эффективными, так как они позволяют наиболее точно объяснить родителям трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе учебной и  самостоятельной деятельности.

 Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр «Пластилинография – это интересно, весело, полезно!», далее оформила стендовую информацию на тему: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики». Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие мелкой моторики руки. Для родителей были подготовлены консультации «Игры с пластилином», «Лепим из пластилина» по данной теме, в них подробно описана технология работы. В работе с родителями так же применяю такие формы работы как: 
1.  Стендовая информация
2.
Анкетирование
3. Раздаточная информация (брошюра)
(«Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы»)
4. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

Распространение опыта

С удовольствием делюсь с педагогами своим опытом.  Выступление на педсовете по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную работу с пластилином -пластилинографию», провела консультацию и мастер- класс.

А также размещаю материал на страницах своего мини-сайта и участвую в конкурсах.

Результативность.

С целью отслеживания результативности деятельности детей по

пластилинографии провела педагогическую диагностику по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года).

Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

Наблюдая положительную динамику в освоении техники пластилинографии, мною была поставлена цель – обобщить, систематизировать и дополнить цикл занятий по пластилинографии.

Можно сделать вывод о том, что пластилинография - как одна из нетрадиционных техник изобразительной деятельности очень актуальна на сегодняшний день. Она охватывает всевозможный спектр разнообразных методов и приемов, позволяющих сформировать творчество ребенка, ведь лепка - один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными.  Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования. 
Первыми, кто оценил результат -это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.


Заключение
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Список используемой литературы:

1. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва 2008г.

2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва 2008г.

3. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва 2008г. 

5. Т.С. Казакова  «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва  2004г.
6. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006. – 48 с. 
7. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. – 61 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»....

Опыт работы..Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность..

Целью опыта является развитие у детей  интереса к математике в дошкольном возрасте...

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики...