Мастер – класс «Волшебный песок»
методическая разработка

Окошкина

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека -  своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

 

Актуальность: Песочная терапия  – это инновационный  и доступный метод в работе специалистов и набирает темпы, как новая нетрадиционная форма работы с детьми по развитию. Занятия в песочнице дает больший эффект, нежели стандартные формы коррекционного обучения.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешную самостоятельную речевую активность ребёнка.

 

Цель: развитие речевой активности детей средствами песочной терапии.

 

Задачи:

- Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

- Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

- Активизировать словарный запас детей;

- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей

 

Перспективы:

Использование песочной терапии в игровых ситуациях с детьми по развитию речи, будет способствовать:

 - развитию артикуляции;                     

 - развитию речевого дыхания;

 - развитию мелкой моторики рук;

 - расширению словарного запаса;

 - развитию фонематического слуха и восприятия;

 - развитию лексико-грамматических   представлений;

 - развитию связной речи; обучению рассказыванию

 

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

- Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

- Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);

- Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей.

 

Структура занятия в песочнице:

 

1.  Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2.  Знакомство с правилами игр на песке;

3.  Формулировка темы занятия, инструкции к играм;

4.  Содержание занятия;

5.  Итог занятия, ритуал выхода.

 

Материалы: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик.

Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо

Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

2.Чистый, просеянный песок.

Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком

заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. Цветной песок.

Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим.

4. Цветная морская соль.

Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см).

В набор игрушек могут войти:

- Человеческие персонажи. Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо так же иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок. Сказочные герои (злые и добрые). Так же должны быть люди с разным цветом кожи, а так же в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы лего.

- Животные (домашние, дикие, животные жарких стран и крайнего севера, доисторические, морские и др.)., птицы (домашние, дикие, хищные)., рыбы., насекомые.

- Символы социализации. В эту группу входят дома, постройки, различные виды транспорта (наземный, водный, космический, и др.) заборы и другие виды ограничений.

- Растительный мир. Достаточно условная группа,  сюда входят фигуры деревьев, кустарников, цветов, овощи, фрукты и пр.

- Символические предметы (ракушки, веточки, камни, бусы, кристаллы, пуговицы.

- Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки). Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

 

Мастер – класс «Волшебный песок»

Использование песочной терапии в игровых ситуациях

 по речевому развитию

 

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

(Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз…) Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Сейчас я предлагаю посмотреть видео о песочной терапии.

Видеофильм «Песочная терапия»

«Песок - это удивительный таинственный материал. Он обладает способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким. Он может быть влажным и пластичным. К песку так приятно прикасаться.

Песок - это удивительный материал для детских игр. Именно игра помогает детям строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства. Через песок вы можете помочь ребёнку выразить то, для чего трудно подобрать слова. «Что нужно для песочной терапии?» Поднос – шириной 50 см, длинной 70 см и глубиной 8 см. Дно борта подноса, выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Песок и вода (для увлажнения песка). Коллекция миниатюрных фигурок. Это могут быть люди разного пола, возраста и профессий, животные, птицы и насекомые, различные здания и транспорт. Дополните всё это, камнями, шишками и листьями, чтобы ребёнок мог сам создать то, чего ему не достает».

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Сегодня у вас, появилась возможность познакомиться с игровыми приемами, данной технологии.

 «Прошу вас, проходите , не стесняйтесь, дружно присоединяйтесь, я научу вас, из песка творить, будите песком играть и композиции создавать!»

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком. Сейчас, я вас познакомлю с игровым приемом который называется «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения у вас вызывает песок? А теперь расскажите , песок какой? (Ответы педагогов)

А сейчас погладьте песок между ладоней. Расскажите, какие ощущения у вас вызывает песок? А теперь расскажите , песок какой?  (Ответы педагогов) Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует, расслаблению, развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук, дети самостоятельно проявляют речевую активность, играя с песком подбирают к существительному, прилагательное… т.е самостоятельно подбирает  признак предмета.

Затем  4 педагогам, предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда, это будет главный персонаж вашей композиции.. Затем, я предлагаю создать самостоятельно композицию, немножко пофантазировать на песке, используя выбранную вами игрушку, так же  другие фигуры, растения, символические предметы: ракушки, веточки, камни, бусы, кристаллы и т.д. На создание композиции на песке дается 2 минуты.(Играет  музыка)

А теперь, я попрошу подумать, как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? И рассказать немножко о ней. (Ответы педагогов) 

С помощью этой игры, ребенок самостоятельно создавая своими руками свой собственный замысел, в виде композиции на песке, может не принужденно рассказать о ней самостоятельно, развивая собственную творческую речевую активность и связанную речь.         

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие речи, которые очень просты  для ребёнка.

 Спасибо за внимание!

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Волшебные тарелочки"

Хочу, предложить несколько вариантов использования одноразовых бумажных тарелочек в работе с детьми и оформлении группового помещения. Поделки из тарелочек можно использовать в разных видах де...

Мастер-класс "Волшебные тарелочки"

Изготовление поделки из бумажной тарелочки. На примере игрушки-неваляшки "Лошадка" показана последовательность изготовления данного изделия....

Мастер-класс "Волшебные трубочки"

Цель: научить детей и их родителей применять накомленные знания и навыки в повседневной жизни....

Мастер -класс "Волшебные цветы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5243302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 185px; height: 247px; float: right;"}}]]Мастер -класс по изготовлению цветов из...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...

Мастер-класс - Волшебные жгутики «Пасхальное яичко»

В данном виде образовательной деятельности «Пасхальное яичко» с детьми старшего дошкольного возраста мною решались следующие задачи: развивать тактильное восприятие; работа с мелкими и хрупкими деталя...

Мастер-класс "ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК"

Мастер-класс для родителей «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»подготовила воспитатель группы №1Чекурова Е.Е.      Цель:Расширить знания родителей о нетрадиционных с...