Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гафизова Людция Хасановна

      Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом стихотворений, но и когда составляют рассказ, пересказывают текст. Они не  могут запомнить текст, а если и рассказывают, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.

          Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путѐм постоянной тренировки дикции и голоса (выполнять различные упражнения для речевого дыхания, отрабатывать произношение отдельных звуков при проговаривании скороговорок, произношение поговорок с разной интонацией «Проворонила ворона вороненка» (радость, грусть, злость, удивление, вопрос.). Это целое искусство.

      При заучивании стихотворений с детьми, прежде всего, воспитатель ставит перед СОБОЙ  задачи: 1. Вызвать интерес ребенка к стихотворению (мотивация). 2. Помочь понять содержание произведения, объяснить непонятные ребенку слова, фразы. 3.Научить выразительно, с интонациями, паузами читать стихотворения. Научить правильно ставить ударение в каждом слове. 4. Воспитать любовь к поэзии.

     Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

      Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи: укрепляем память; вырабатываем четкую дикцию, интонационную выразительность (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр), развиваем творческие способности ребенка; расширяем кругозор; воспитываем нравственные качества (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к игрушкам и т.п.).

Все задачи должны решаться одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

При заучивании с детьми стихотворений  всегда нужно  придерживаться следующего плана:

• стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Для детей 5-7лет стихотворения должны быть до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти;

• стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с простым ритмом);

• прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, мы просматриваем его заранее, тренируемся прочитать стихотворение с выражениемСтихотворение читаем вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название.  Обязательно вникайте в суть самого стихотворения. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение;

• при заучивании стихотворений обращаем внимание детей на средства выразительности, которые используются нами при чтении стихотворения;

• выбираем нужный темп чтения. Как правило, темп чтения зависит от содержания т. е. грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые; соблюдаем паузы, знаки препинания. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т. д. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным;

• разбейте стихотворение на несколько частей. Учите стихотворение по блокам. Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.

• чтение вслух мы сопровождаем мимикой и жестами, так как они сделают наше выступление более интересным и эмоциональным;

• не рекомендуется заучивать стихи хором, так как хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума;

• не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.

Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка.

Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Также хочется напомнить методы, которые помогают в работе по заучиванию с детьми стихотворенийМетоды запоминания использовать можно разные:

• Визуальный метод.

Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Картинный план особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Можно построчно читать стихотворение и изображать то, о чем говорится. Рисовать может как взрослый так и ребенок. Затем, по вашему «картинному плану» вместе с ребенком несколько раз воспроизводите стихотворение. Через некоторое время опора убирается.

• Двигательный метод.

Вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Можно предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть, нанизывать пирамидку, бусы и т. д.

• Слуховой метод.

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. •               • Логический метод.

Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка»,  Е. Благинина «Огонек», Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»; Е.Серова«Одуванчик», и др.). В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. 

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В этом возрасте популярны скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения юмористического стихотворения.

 В подготовительной к школе группе даются для заучивания сложные стихотворения, басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ПРЕЗЕНТАЦИЯ2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методика заучивания стихотворений» Учитель-логопед: Гафизова Л.Х. МАУДО «Детский сад №5»

Слайд 2

Задачи: 1. Вызвать интерес ребенка к стихотворению (мотивация); 2. Понять помочь содержание произведения, объяснить непонятные ребенку слова, фразы; 3. Научить выразительно, с интонациями, паузами читать стихотворения; 4. Научить правильно ставить ударение в каждом слове; 5. Воспитать любовь к поэзии.

Слайд 3

Методические требования к заучиванию стихотворений - стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию; - стихотворение должно быть динамичным; - текст стихотворения заранее должен быть знаком воспитателю; - в процессе заучивания стихотворения следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности, вкусы. - при заучивании стихотворений обращаем внимание детей на средства выразительности; - выбираем нужный темп чтения; сопровождаем чтение текста мимикой и жестами; рекомендуется учить стихотворение поэтапно, по куплетам.

Слайд 4

Методы заучивания: Визуальный (использовать различные наглядные пособия: картинки) Двигательный (используя жесты и мимику) Логический (опираясь на смысловые связи) Слуховой (средства интонационной выразительности)

Слайд 5

Возрастные особенности В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик). Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации и стихотворение разучивается для какого-то события.

Слайд 6

Особенности детей старшего дошкольного возраста В данном возрасте у старших дошкольников наблюдается кризис восприятия поэтических произведений, поэтому педагогу необходимо подбирать произведения соответствующие их эмоциональному состоянию, чтобы воспитать у них любовь к литературе как к виду искусства . Для детей данного возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих.

Слайд 7

Нетрадиционный метод заучивания стихов с помощью мнемотаблиц: - Используется готовая таблица, либо мнемотаблица создается вместе с детьми. - Далее взрослый читает стихотворение, а ребенок показывает картинки, согласно стихотворению. - Обязательно объясняются непонятные слова. - Попросите детей, глядя на картинки-подсказки, повторить прочитанное. - Если ребенок справился с этим заданием без особых трудностей, попросите его рассказать стихотворение без картинок-подсказок.

Слайд 9

«Шинель» Почему ты шинель бережешь? – Я у папы спросила. – Почему не порвешь, не сожжешь? – Я у папы спросила. Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше! Потому я ее берегу, - Отвечает мне папа, - Потому не порву, не сожгу, - Отвечает мне папа. – Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели! (Е. Благинина)

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его...

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

-Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Выразительное чтение стихотворений, произведений – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Заучивание стихотворений для детей дошкольного возраста имеют огромную положите...