ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ LEGO -конструирование
рабочая программа

Зандакова Милана Расуловна

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Лего-конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_2021.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАСМОТРЕННА:

На заседании Педагогического совета

Протокол №

От «___»______________г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

_________Г.В. Морозова

Приказ№____ от «____»________г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ

LEGO -конструирование

Составитель:

Педагог- психолог

Первой квалификационной категории

Зандакова М.Р

Покачи

2021

Содержание

Раздел I- Целевой

Пояснительная записка

3

Направленность

4

Цели и задачи

5

Ожидаемые результаты

6

Раздел II- Содержательный

Особенности организации образовательного процесса

7

Формы организации учебных занятий

8

Продолжительность программы

8

Тематическое планирование

9

Раздел III- Организационный

Технические средства обучения

11

Программно-методическое обеспечение

11

Список информационных источников

12

Раздел I- Целевой

Пояснительная записка

В современном дошкольном образованииособое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Лего-конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике,технологии, математике и ИКТ.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ,потому что:

  • позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
  • дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
  • формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе.

Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит впроцессе специально организованного обучения.

Направленность.

Программ«LEGO»  -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками  старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Представленная программа  является пропедевтической для подготовки к дальнейшему изучению LEGO –конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность программы

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Данная программа раскрывает для дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO -  конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Новизна программызаключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в платной образовательной услуге «LEGO–конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Направленность: социально – педагогическая.

Вид: модифицированный,интегрированный.

Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:

  • об основных  деталях Лего-конструктора (назначение, особенности);
  •  о простейших основах механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
  • о видах конструкций - плоские, объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталях;
  • о технологической последовательности  изготовления несложных конструкций.
  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  •  конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;

 с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • реализовывать творческий замысел.

У дошкольников сформируются знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции, научаться фантазировать и творчески мыслить.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • наблюдение за работой детей на занятиях;
  •  участие детей в проектной деятельности;
  •  в выставках творческих работ дошкольников.

Раздел II- Содержательный

Особенности организации образовательного процесса.       

При разработке Программы учитывались подходы, базирующиеся на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

 В ее основе:

1. Дидактические принципы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (принципы научности, развития, развивающего образования, связи науки с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности в обучении, прочности и др.).

2. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который раскрывается через:

  • принцип воспитания и обучения в деятельности – образовательный процесс основывается на собственной активности ребенка в совместной жизнедеятельности с взрослыми и сверстниками;
  • принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Через собственную активность и внутренние силы ребенок сам открывает новые знания, принимает решения, делает осознанный выбор;
  • принцип ориентации на зону ближайшего развития – обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития». Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития.

3. Фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии.

4. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Это принцип обогащения развития, принцип, который противостоит идеологии «акселерации», идеологии резкого, искусственно интенсифицированного развития ребѐнка. В теории амплификации детского развития Александр Владимирович подчѐркиваетсамоценность дошкольного детства, непреходящее его значение. То, что ты здесь не доработал, уже не сможет возвернуться к ребенку, он будет развиваться дальше, уже без этой пропущенной основы. Очень важно обогащѐнное развитие всех сторон ребѐнка, а особенно развитие его эмоционального мира, его образного мышления, воображения.

5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Формы организации учебных занятий

  • беседа (получение нового материала);
  • самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
  • ролевая игра;
  • соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
  • разработка творческих проектов и их презентация;
  • выставка.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

Продолжительность программы

Продолжительность освоения образовательной программы составляет 4 месяца, с учетом возрастных особенностей каждой группы. Для детей с 4-х до 8 лет.

Занятия будут проводиться в неделю 2 раза, продолжительностью 30 минут, количество учебных часов 36.

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности «LEGO– конструирование»

Тема занятий

Количество часов

1.

  1. История Лего – конструктора
  2. Мониторинг образовательных ресурсов

Теория

1

1

Практика

-

1

Всего

1

2

2.

1. Знакомство с Лего продолжается: исследование деталей конструктора на цвет, форму, размер.

2. Строительство столбиков и лесенок.

3. Скреплялки.

4. Волшебные кирпичики. Строим стены.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

3.

1. Плоскостное конструирование:

Лего – симметрия.

2.Лего –мозайка

3. Узоры из Лего – конструктора.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

4.

1. Архитектура и мосты: ворота.

2. Конструирование забора.

3. Строительство гаража для машин.

4. Конструирование моста.

5. Новогодняя елочка

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0.5

0,5

1

1

1

1

1

5.

1. Строительство домика.

2. Типы мебели. Конструирование различной мебели. Диван.

3. Стол и стул.

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1

2

1

6.

1. Дикие животные: жираф.

2. Верблюд.

3. Слон

4. Конструирование по замыслу.

0,5

0,5

0,5

-

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

7.

1. Подарок маме: конструирование цветка. Выставка работ

2. Модель человека

3. Конструирование по замыслу.

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1

2

1

8.

1. Городской транспорт. Машины.

2. Воздушный транспорт.

3. Водный транспорт.

4. Светофор.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

9.

1. Конструирование по замыслу.

2. Мониторинг образовательных ресурсов.

0,5

-

15,5 часов

1,5

2

20,5 часов

2

2

36 часов

Раздел III- Организационный

Технические средства обучения: мультимедийное устройство; компьютерный моноблок; многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).

Учебно-наглядные пособия: схемы построек; модели; технологические таблицы; альбомы с фотографиями объектов архитектуры; альбомы с фотографиями построек из лего-конструктора; картотека строительных игр, лего-игр, творческих заданий.

Оборудование для лего-конструирования включает строительный материал, детали лего-конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, модели из различных конструкторов, разнообразные игрушки, иллюстрации к сказкам, картинки с изображением предметов реального мира.

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

автор

название

издательство

примечание

Кузнецова О.В.

«Лего в детском саду»

Москва:2015г.

Учебное пособие

Мельникова О.В.

Лего – конструирование

5 – 10 лет.

Волгоград: Учитель - 51 с. 2012г.

Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении.

Фешина Е.В.

Лего – конструирование в детском саду.

Москва: ТЦ Сфера 2012г.

Учебное методическое пособие.

Список информационных источников.

1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.

2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.

3. 4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.

Электронные версии:

1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.

http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

2.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Играем вместе с LEGO»

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные и технические механизмы и о...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ «НАУРАША в стране Наурандии»

«Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».«Наураша в стр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКА

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рацио...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...