сообщение из опыта работы "Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму и к школе"
материал (подготовительная группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой стороны.

Для подготовки ребенка к школе, укрепление и развитие руки. Немаловажное значение имеет изобразительная деятельность, а именно декоративное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_dekor._risovaniya_k_shkole.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта педагогической  работы:

Тема «Роль декоративного рисования в подготовке детей к письму и к  школе».

Детский сад являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. От того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-6 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находясь на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделять из целой буквы. Да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Вот как говорил В.А.Сухомлинский в книге «О воспитании»стр.90

«Я уже не один год думал: каким трудным, утомительным, неинтересным делом для ребенка становится в первые дни его школьной жизни чтение и письмо. Как много неудач постигает детей на тернистом пути к знаниям,- и все от того. Что учение превращается в чисто книжное дело. Я видел, как на уроке ребенок напрягает усилия, чтобы различить буквы, как эти букв прыгают у него  перед глазами, сливаются в узор, в котором невозможно разобраться. И в то же время я видел как легко запоминают дети буквы. Слагают из них слова, когда это связано с игрой и – это особенно важно – когда от ребенка никто не требует: обязательно запомни. Не будешь знать – плохо тебе будет».

«Процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием».

Для большинства малышей буквы – это рисунки. И каждый рисунок что-то напоминает. Что же?

Стебелек травы. Перегнул стебелек – и получился рисунок «Л». Сложил два стебелька – вот и новый рисунок «У».дети подписывают рисунок словом «ЛУГ». Потом мы читаем это слово. Каждый элемент буквы напоминает элемент из декоративного рисования. Вот и получается незатейливый узор из букв, в котором мы читаем слово.

Чуткость к музыке природы помогает детям почувствовать звучание слова. Запоминается начертание каждой буквы, дети вкладывают в каждый рисунок живое звучание, и буква легко запоминается. Рисунок слова  воспринимается как что-то целое.

Доказано наукой, что легче запоминается то, что не обязательно запомнить; эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет исключительно большую роль в запоминании.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв и т.д.

Для подготовки ребенка к школе, укрепление и развитие руки. Немаловажное значение имеет изобразительная деятельность, а именно декоративное рисование.

На занятиях, в свободной деятельности по декоративному рисованию, ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиций. Знакомятся со способами и приемами работы карандашами и кистью. Чтобы этот процесс стал более действенным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников познавательную активность.

В сферу познавательного интереса в изобразительной деятельности исследователи включают приобретаемые детьми знания, умения и навыки.

К.Д.Ушинский писал : «Дитя..мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование по его мнению является одними из лучших средств развития и наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

Одним из важнейших условий познавательного интереса, внимания к изображаемым предметам является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями по изобразительной деятельности, та в частности перед декоративным рисованием. Под предварительной работой, способствующей формирования познавательной активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества, мы понимаем следующее:

  • Наблюдение предмета, явлений природы
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок
  • Беседы воспитателя с детьми
  • Рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства
  • Прослушивание музыкальных произведений
  • Тщательное обследование образца
  • Игры и игровые упражнения

Знакомство с народным прикладным искусством способствует эстетическому развитию детей и оказывает большую помощь при обучении их декоративному рисованию, а в последствии к обучению письма. Знакомясь с образцами Дымки, предметами, украшенными мастерами Городца и Хохломы, Гжели и Жостовской росписью дети постепенно усваивают своеобразный колорит, орнаментальные мотивы и композиционные приемы, присущие различным видам этого искусства, приучаются узнавать и любить его, испытывать эстетическое удовольствие от общения с ними, желание самим что-то делать. Именно поэтому, решая задачи обучения детей декоративному рисованию, мы закладываем предпосылки обучения письму.

Совершенствовать навыки изобразительной деятельности можно с помощью всевозможных упражнений: прорисовка предмета или его элементов пальцем, кистью, карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге и др.При выполнении таких упражнений допустимо даже в старших группах вводить прием пассивных движений (охватив руку ребенка, рисовать вместе с ним), чтобы показать силу нажима на карандаш или амплитуду (размах)движения.

Эти приемы и упражнения очень целесообразны, дети не только зрительно, но и мышечно воспринимают узор, как бы готовят руку к его воспроизведению. Многократное повторение отдельных элементов узора при прорисовке делало движения рук более свободным и уверенным. Важно усовершенствовать эти навыки, научить детей сознательно управлять движениями своих рук в зависимости от формы, размера и расположения орнамента, что в дальнейшем поможет легко и непринужденно запоминать и воспроизводить написание букв.

Чтобы обогатить замыслы декоративных рисунков детей, развивать творческие способности необходимо постоянно создавать предметно-пространственную среду. В  детском саду создана социально-бытовая комфортная среда , а именно  «Русская комната»,которая постоянно пополняется и дополняется предметами, поделками, старинной посудой  и образцами народно-прикладного искусства и народного творчества. А в нашей группе оформлен уголок изобразительной деятельности, в котором так же собраны предметы народно-прикладного искусства и создается мини-музей на разнообразные  актуальные темы, в зависимости от познавательного интереса детей. На занятиях и в свободной деятельности используются дидактические игры  по декоративному рисованию: «Дорисуй узор», «Подбери роспись», «Положи в вазу конфету». «Почему Матрешка грустная?», «Пройди по дорожке», «Быстрый карандаш» и другие. В ходе игр по декоративному рисованию дети вспоминают и закрепляют знания элементов той или иной росписи, рассказывают истории возникновения росписи; развивают мышление, пространственное представление, память, выдумку, фантазию. Игры направлены на развитие у детей разного возраста чувство цвета при составлении узоров, формирующих технические навыки, развивающих речь, координацию и точность движений рук.

Таким образом, очень высока роль декоративного рисования в подготовке детей к письму, а соответственно и к школе. Занятия , игры и упражнения  по декоративному рисованию – важное средство развития личности. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей ребенка, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях и в свободной деятельности по декоративному рисованию формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе такой деятельности ребенок приобретает графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать. Анализировать предметы и явления окружающего мира. Важно поддерживать самостоятельность и  детскую инициативу в ходе таких игр и занятий.

Используемая литература:

В.А.Сухомлинский «О воспитании»

З.А.Богатеева «Декоративное рисовании в детском саду»

И.П.Костерин «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»

Подготовила воспитатель : Бирюкова О.Я.

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."

В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...

Декоративное рисование при подготовке ребёнка к школе

Для чего можно и нужно использовать  выполнение декоративных элементов ....

Консультация для родителей «Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе».

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармоничн...

Подготовка дошкольника к письму средствами декоративного рисования

Детям трудно дается письмо. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму. Они большое внимание уделяют ручному труду. Рисуя узоры, дети учатся держать строку. Многие узоры похожы на элементы б...

Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму.

Детский сад являясь первой ступенью в системе народного образования , выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.От того на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школ...

«Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе»

Консультация для родителей«Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе»...