Консультация для педагогов "Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника"
консультация

Седова Мария Владимировна

Данный материал о влиянии на развитие дошкольника народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_pedagogov.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Народное творчество как средство нравственно-эмоционального развития дошкольника»

С первых лет жизни у ребенка начинают развиваться те чувства и черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, которые усваивает ребенок, в его песнях, языке, играх и игрушках, которыми он забавляется. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций и представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им, и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках предстает перед ним родина. И чем ярче, живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на ребенка. Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками своей страны.

В народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями – ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления – представления о культуре своего народа. Собиратель русского фольклора Киреевский П. В. говорил: «Тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не сопровождали во всех подходах, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит». Ребенку доступен мир сказок и игр. Как не стремится ему быть храбрым, когда сказка учит его побеждать смелостью и высмеивать трусость. Приключения колобка в русской народной сказке поистине героическая эпопея для ребенка. Игра учит быть ловким: мышка не должна попасть в лапы к кошке, гуси, зайцы – к волку. Воспитательное влияние народного творчества очень многообразно. Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это целая сокровищница народной мудрости.

Народная песня и пляска передает гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. В народных играх блестяще соединены художественное и педагогическое начало. Если ребенок играл в игры с раннего детства, то позднее уже взрослым он легко их воспроизводит.

Необходимо занимать детей такими народными играми, песнями и сказками, которые органично входили бы в их жизнь, были бы интересны и понятны, которые они смогли бы самостоятельно применить.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребенка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки – всё это произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли люди из народа. Их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались из уст в уста.

В наши дни тоже сочиняются новые поговорки и пословицы, частушки, прибаутки, новые загадки и сказки. Произведения устного народного творчества выражают мысли, чувства и мечты народа. Поэтому знакомство с народным творчеством помогает лучше узнать обычаи и традиции нашего народа.

В детском саду уже в первой младшей группе можно начинать знакомить детей с народным творчеством. Заметен интерес малышей к потешкам, сказкам и колыбельным песням. Детям нравится, когда педагог берет куклу Катю на руки, ласковым и нежным голосом начинает петь колыбельную ей, покачивая :

Баю, баю, баю – бай,

Ты, собачка, не лай!

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди!

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка, используя игрушку, и разбудить куклу. После короткого обыгрывания малыши легко запоминают всю песенку и переносят ее в повседневную игру.

Знакомство с потешками можно начать с рассматривания картинки или игрушки. Рассказать о персонаже потешки, о его особенностях, объяснить значение некоторых слов:

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелену.

Он головушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечки – бряк, бряк, бряк!

Все звоночки – звяк, звяк, звяк!

Во время умывания и расчесывания для лучшего запоминания хорошо познакомить малышей с песенкой «Водичка, водичка…»

Приятно наблюдать, как во время игры девочки использовали потешки, как бережно и с какой любовью они относились к своим куклам.

Деткам среднего возраста детского сада нужно подбирать потешки посложнее и поставить задачу не только запоминать песенку, но и обыграть ее. Всей группой дети учатся двигаться, говорить, как лиса, заяц, курочка, медведь, кошечка, ежик и т. д. в зависимости от того, о ком говорится в потешке:

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: Поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь: Могу песни я петь!

В старшей группе разумно больше внимания уделять сказкам. Но сказки эти не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику и эмоции. Этот метод помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. А еще более действенный метод – это переодевание педагога в костюм, например, бабушки-сказательницы или Василисы-Прекрасной. Любую сказку можно начать с присказки:

За ступенькою ступенька станет лесенка.

Слово к слову ставь складенько, будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка,

Сядь со мною на крылечко – будет сказочка!

После сказки интересно наблюдать, как дети делятся друг с другом впечатлениями, спорят, доказывая свою правоту. Чтобы узнать, как хорошо дети запомнили сказку и поняли ее, можно подобрать соответствующие игрушки и задать вопросы по содержанию, например: из какой сказки к нам пришел этот герой?

С детьми старшего дошкольного возраста также можно проводить этюды-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Проигрывая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать эмоции и чувства друг друга. Использование этюдов – драматизаций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Эмоционально разряжаясь, дети становятся добрее, мягче, увереннее в себе.

Помимо сказок также детям интересны пословицы и поговорки. Ведь это «жемчужины» народного творчества, которые оказывают воздействие на разум ребенка, на его чувства. Слова в пословицах и поговорках легко запоминаются, потому что они образны и поэтичны, наделены яркими эпитетами, сравнениями, определениями. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Загадки – это тоже устное народное творчество. Это полезное упражнение для ума, для развития логического мышления. Чтобы облегчить отгадывание загадки, на первых порах можно показать детям несколько игрушек, среди которых будет отгадка. Позже можно научить детей придумывать загадки самостоятельно. Дети всегда будут с нетерпением ждать в гости Бабушку-Загадушку, которая приносит в корзинке игрушки, природный материал, бросовый материал, чтобы вместе смастерить отгадку.  

Дошкольники очень любят развлечения, в которых исполняют русские народные песни, играют в народные игры, хороводы. Они с удовольствием переодеваются в русские народные костюмы, с задором исполняют частушки. Целью таких развлечений является расширение знаний о фольклоре, обогащение словаря детей.

Обращаясь к кладезю народной мудрости нужно учитывать не только его воспитательный характер, но и богатый речевой потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с приобщением детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация «Сюжетные музыкальные игры – как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Именно в игре достигается пол...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представ...

Консультация. «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

  Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как...