Консультация «Сюжетные музыкальные игры – как средство художественно – эстетического развития дошкольников»
консультация

Пунгина Алёна Валерьевна

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Именно в игре достигается полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, происходит  воспитание личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детской сад 1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края

консультация

«Сюжетные музыкальные игры – как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Составитель:

Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Романченко А.В.  

2016 г.


Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Именно в игре достигается полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, происходит  воспитание личности.

Игра имеет наибольшую педагогическую ценность и должна максимально использоваться в педагогических целях.

Формирование в игре творческих способностей, связано с принятием ребенком на себя  роли, умением планировать и направлять игру. Но самое главное, дети в игре раскрепощаются, воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают.

        В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на них.

Предполагается, что использование сюжетно-ролевых игр значительно   повышает интерес детей к игре, тем самым, способствует развитию творческих  способностей, а так же развитию сюжета игры, игровых умений и игровых действий детей.        

        Для развития полноценной сюжетно-ролевой игры рекомендовано параллельно проводить игры с правилами, которые регулируют отношения между играющими, побуждают их к самостоятельным действиям.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий, позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы).

В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети по ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.

        Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Творческий характер музыкальной сюжетно-ролевой игры  определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой, умением отображать свои впечатления об окружающем мире.

        Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактором принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая различных персонажей, и отношения, взаимодействие этих персонажей передают с помощью игрового действия. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции˸ двигательня, исполнительская, слушательская. 

        В двигательной роли бывают самые различные музыкальные образы˸ сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все это может отражаться и в движении.

Исполнительских ролей вообще не счесть˸ роль дирижера, певца, музыканта и др.. Эти роли могут иметь практическое наполнение с дирижированием, игрой, пением, а бывают лишь внешней имитацией под фонограмму.

Слушательская позиция с помощью рисунков или устно может выражаться в играх «Кто на чём играет», «Кто в домике живет?», «Угадай, на чем играю»,  «Тихо-громко» и др.

Как всякая творческая деятельность, музыкальная сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Каждая  музыкальная сюжетно-ролевая игра  имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие.

Цель игры:

  • упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  •  закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умения определять характеры героев.
  • Закрепить знания детей конкретном материале, развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику, воспитывать желание играть в коллективе сверстников.

Музыкальная сюжетно-ролевая игра  «Цирк»

Здесь дети погружаются в атмосферу цирка, распределяют  роли артистов, зрителей.  В этой игре можно использовать такие музыкально- дидактические игры как:

«Цирковые лошадки»- где закрепляется умение детей определять смену частей в музыке, изменяя при этом движения.

Игра «Клоуны»- воспитывает слушательскую культуру, развивает ладовые чувства и музыкальную  память

 «Цирковые собачки» цель игры - упражнять детей в различении неполного звукоряда, развивать звуковысотный слух.

Динамическая пауза "Мартышки"- создает благоприятную атмосферу и снимает эмоциональное напряжение у детей. Развивает мимику лица и воображение.

Слушание - "Лебедь" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К Сен-Санс закрепляется умение  узнавать знакомые произведения по характеру музыки,

Дыхательное упражнение «Лев»- развивает диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха.

Муз.дид. игра «Узнай на чём играю» - упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.

Следует отметить полифункциональный характер музыкальных сюжетно – ролевых игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный:

  • на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре, расширение репертуара, инсценировании, импровизации движений с атрибутами;
  • как одну из игровых форм обучения;
  • как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста;
  • как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно – ролевых игр являются: 

  • увлечённость музыкально – игровой деятельностью. 
  • степень осознания творческого замысла. 
  • инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач. 
  • умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление. 
  • степень законченности и художественность воплощения творческого замысла. 
  • воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями. 

В музыкальной сюжетно – ролевой игре ребенок получает навыки коллективного мышления. Здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Музыкальные сюжетно-ролевые игры могут стать той формой  организации образовательного процесса дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует творческую личность ребенка, Музыкальное восприятие и исполнительское мастерство ребенка.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация  для педагогов.  В консультации раскрыто влияние  дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников, виды дидактических игр, методика использования дидактических игр в р...

Консультация "Музыкальная деятельность как средство художественно - эстетического воспитания дошкольников"

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умению ценить прекрасное в жизни. В содержании воспитания и развити...

Презентация "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"

Презентация "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"...

Статья "Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольника"

Статья "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"...

«Дидактическая игра как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

  Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами ...

Дидактическая игра как средство художественно - эстетического развития дошкольников.(Выступление на ГМО)

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно - эстетическому развитию дошкольников, как одной из важных сторон воспитания ребёнка. Оно способствует обог...

Сообщение для педагогов «Дидактическая игра как средство художественно эстетического развития дошкольников»

Вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх.Это позволяет развить художественно-по...