Проект "Традиции и обычаи народов России"
проект (старшая группа)

Альмухаметова Лилия Шахидулловна

 Проект осуществлялся в рамках лексической темы "Хлеб" с интеграцией образовательных  областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_narodov_rossii.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Традиции и обычаи народов России»

Актуальность проекта:

Приобщение детей к истокам народной культуры особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. У каждого народа существуют свои собственные традиции и обычаи, касающиеся самых разных сфер жизни — начиная от сбора урожая и свадьбы и заканчивая национальными особенностями кухни и использования тех или иных продуктов.

У каждого народа своя национальная кухня, кулинарные традиции складывались веками, лучшие рецепты народ хранил и передавал своим потомкам. Мы с детьми решили познакомиться с традициями разных народов нашей страны через их традиционные праздничные блюда.

Вид проекта: краткосрочный (2 недели), творческо-познавательный.

Сроки проведения:  апрель - месяц.

Цель проекта: знакомство детей с традициями и обычаями народов нашей страны, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.

 Задачи проекта: 

-дать детям представление о том, что такое “традиции”;

-знакомить с традициями и обычаями народов России;

-познакомить с народными играми и праздниками разных народов;

-познакомить с национальной кухней разных стран;

-развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;

-развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

-воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

-оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний об обычаях народов мира.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы  реализации проекта: 

Проект реализуется по нескольким направлениям:

 -совместная с детьми деятельность;

-непосредственно образовательная деятельность;

- взаимодействие с музыкальным руководителем, логопедом.

Всю работу по реализации данного проекта можно разделить на

три основных этапа:

-подготовительный;

-основной;

-заключительный.

В процессе подготовительного этапа 

Подбор материала о народах России.

Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций о народах России.

 

Знакомство с литературными произведениями: фольклор «Кто пирог съел?», рассказы «Кто хлеб носит, тот есть не просит», «Два кусочка военного хлеба»  ШорыгинаТ А, были В Осеевой «Печенье», «Три ржаных колоса» С Топелиус.

Работа с пословицами и поговоркам. Игра «В мире пословиц и поговорок», придумывание загадок по теме «Хлеб»

Беседа «Мы разные, и все-таки мы вместе» Цель: формировать представления о разных народах, населяющих Россию, об их обычаях и традициях, воспитывать толерантность, чувство общности.

Беседа «Полезная и вредная еда» Цель: продолжать формировать представления  о здоровой и нездоровой пище, значении питания в жизни человека, о том какие блюда готовят в семье.

Знакомство с подвижными играми разных народов, картотека.

Пополнение предметно-игровой развивающей среды.

Рассматривание демонстрационного материала по теме.

Просмотр презентаций, познавательных мультфильмов по теме проекта. НОД  «Хлеб всему голова! Национальная кухня России»  Презентация «Национальные блюда народов России», просмотр мультфильмов из серии Гора самоцветов «Заяц-слуга», «Шейдулла-лентяй»

Основной этап включает в себя:

Речевое развитие НОД Составление рассказа по картине М.В. Каратая «Золотая рожь», «В пекарне».

Составление сенквейнов по теме «Хлеб»

Художественно-эстетическое развитие НОД (аппликация) «Пасхальное яичко», НОД «Хлебобулочные изделия» (лепка), НОД (рисование) «Пасхальные яйца и кулич», «Дорого яичко к Христову дню» работа с раскрасками.

Решение  проблемной ситуации (картотека): тема  «Рецепт пирога»

Подвижные игры народов мира: «Ручеек», «Заря-заряница», хороводная игра «Каравай», «Кострома», «Дядюшка Кондрат»,

Формирование навыков в сюжетно-ролевой игре «Семья» -сюжет «Подготовка к празднику»

Рассматривание и беседа по демонстрационным материалам «Праздники на Руси»«Праздники народов России»«Народы России», «Хлеб» «Откуда хлеб пришел?» на занятиях и индивидуально.

Дидактические и настольные игры: «Что сделано из муки?» «Скажи, какой» «Назови профессию» (связанную с производством хлеба), «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Заключительный этап:

Оформление выставки хлебобулочных изделий из соленого теста.

Пополнение картотеки русских народных игр, примет, пословиц, поговорок, хороводных игр.

Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Итоговое мероприятие «Мы разные, и все-таки мы вместе».

Отчет с результатами работы над проектом.

Отчет по проекту

 «Традиции и обычаи народов России»

(18.04.2022-29.04.2022)

Цель проекта: знакомство детей с традициями и обычаями народов нашей страны, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.

 Задачи проекта: 

дать детям представление о том, что такое “традиции”;

знакомить с традициями и обычаями народов России;

познакомить с народными играми и праздниками разных народов;

познакомить с национальной кухней народов России;

развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;

развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний об обычаях народов страны.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы №8-ф, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы  реализации проекта: 

Проект реализовывалсяя по нескольким направлениям:

 -совместная с детьми деятельность;

-непосредственно образовательная деятельность;

- взаимодействие с музыкальным руководителем, логопедом.

Всю работу по реализации данного проекта мы разделили на

три основных этапа:

-подготовительный;

-основной;

-заключительный.

В процессе подготовительного этапа 

Был подобран материал о народах России.

Дети совместно с воспитателем  рассматривали рисунки, фотографии, иллюстрации о народах России.

 

Знакомились с литературными произведениями: фольклор «Кто пирог съел?», рассказы «Кто хлеб носит, тот есть не просит», «Два кусочка военного хлеба»  ШорыгинаТ А, были В Осеевой «Печенье», «Три ржаных колоса» С Топелиус.

Проводилась работа с пословицами и поговоркам. Игра «В мире пословиц и поговорок», придумывали загадки по теме «Хлеб»

Были проведены беседы: «Мы разные, и все-таки мы вместе» Цель: формировать представления о разных народах, населяющих Россию, об их обычаях и традициях, воспитывать толерантность, чувство общности;

 «Полезная и вредная еда» Цель: продолжать формировать представления  о здоровой и нездоровой пище, значении питания в жизни человека, о том какие блюда готовят в семье.

Познакомились  с подвижными играми разных народов, картотека.

Пополнили предметно-игровую развивающую среду.

Подготовлены и просмотрены презентации, познавательные мультфильмы по теме проекта: НОД  «Хлеб всему голова! Национальная кухня России» с презентацией «Национальные блюда народов России», мультфильмы из серии Гора самоцветов «Заяц-слуга», «Шейдулла-лентяй»

Основной этап включил в себя:

Проведены НОД по речевому развитию: Составление рассказов по картинам М.В. Каратая «Золотая рожь», «В пекарне»

Составили сенквейны по теме «Хлеб»

Проведены НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Пасхальное яичко», «Хлебобулочные изделия» (лепка), (рисование) «Пасхальные яйца и кулич», «Дорого яичко к Христову дню» работа с раскрасками.

Решали проблемную ситуацию (картотека): тема  «Рецепт пирога»

Подвижные игры народов мира: «Ручеек», «Заря-заряница», хороводная игра «Каравай», «Кострома», «Дядюшка Кондрат»,

Продолжили формировать навыки в сюжетно-ролевой игре «Семья» -сюжет «Подготовка к празднику»

Были использованы и проведены беседы по демонстрационным материалам «Праздники на Руси»«Праздники народов России»«Народы России», «Хлеб» «Откуда хлеб пришел?» на занятиях и индивидуально.

Обыграны дидактические и настольные игры: «Что сделано из муки?» «Скажи, какой» «Назови профессию» (связанную с производством хлеба), «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»

Пополнены и обновлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Заключительный этап:

Оформлена выставка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Пополнена картотека русских народных игр, примет, пословиц, поговорок, хороводных игр.

Закреплены знания детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Проведено итоговое мероприятие «Мы разные, и все-таки мы вместе».

Сделан отчет с результатами работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....

Презентация для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Обычаи народов России"

Россия бережно хранит старинные русские обычаи, возраст которых насчитывает уже более 7-10 веков....

Семинар по распространению профессионального опыта педагогов «Об обычаях, традициях и национальном твор-честве народов России»

Протокол семинара по распространению педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников...

01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Пономарёва А.Г., Зайцева М.А., Тюлькова Н.Г.

Учебно-методическая копилка приемов и методов логопедического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи...

01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Утёмова Г.В.

Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития психических проц...

«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»

laquo;Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»...