Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»
проект

Дорошенко Наталья Юрьевна

 

 

 

Проект

 организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей

 младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:

 «Первый раз в детский сад»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_vzaimodeystv_s_rod_voo_vremya_adaptatsii.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Проект

 организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей

 младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:

 «Первый раз в детский сад»

Разработала: Дорошенко Н.Ю.

                                                             

         

Назарово 2016 г.

 

Тип проекта:

Познавательный.


Вид проекта: информационный.

Участники: дети и родители  младшей  группы  (3-4 лет), педагогические работники МБДОУ.

Продолжительность: краткосрочный проект

Актуальность проекта.

     Маленький ребенок идет  в детский сад. Адаптация его к новым условиям  протекает порой очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

     Проблема  адаптации – это проблема в основном детей 2-го и 3-го года жизни, т.к. большинство детей приходят именно в этом возрасте, которые  связаны с несоответствием  новых требований характеристикам детей  по разным показателям, например,  по опережению уровня  развития познавательной сферы и отставанию в формировании  необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот.  Многие родители не знают, как помочь своему  ребенку быстро адаптироваться к условиям детского  сада.

Цель проекта: 

- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Основные направления проекта:       

   -Знакомство и успешная адаптация к детскому саду,  коллективу  детей и их родителей.

 - Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Ожидаемые результаты:

- Будет обеспечен оптимальный уровень адаптации детей.

- У детей будет наблюдаться  развитие позитивных  отношений в детском коллективе.

-   У  педагогов и родителей  повысится уровень компетентности по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

- 100%  родителей будут участвовать в жизни   группы и детского сада и установят партнерские  отношения с семьями воспитанников:

  • оформлении  родительского уголка,
  • изготовлении  игрушек из дерева  для центра сенсорного развития малышей.

Механизм реализации проекта:        

- Возникновение идеи создания проекта.

-  Оформление наглядной информации в уголке для родителей.

- Индивидуальные беседы с родителями.

- Организация работы с детьми.

- Родительское собрание "Первый раз в детский сад".

- Анкетирование с целью изучения их представлений об эффективном сотрудничестве с образовательным учреждением.

- Анализ анкетирования родителей.

 Содержание проектной деятельности:

1. Подготовительный этап

  1. Изучение и подготовка нормативно-правовой базы;
  2. Создание методического обеспечения;
  3. Подготовка педагогического коллектива.

2. Исследовательский этап:

  1. Мониторинг здоровья детей;
  2. Изучение контингента родителей вновь поступающих детей;
  3. Оценка и организация предметно-развивающей среды.

3. Основной   этап
- ежедневная работа с детьми и родителями
-  практическая деятельность:

  • работа консультативного пункта для родителей-новичков  «Это Вам поможет»;
  • итоговое  занятие с детьми и родителями.

- результативность

Месяц

Преобразование предметной

среды

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

- Оформление

уголка психологической разгрузки .

- Модернизация уголка ряженья, игрового пространства «Семья».

- Работа с детьми в условиях кратковременного пребывания.

- Ведение адаптационных карт.

- Знакомство с родителями ребенка до поступления в детский сад.

- Родительское собрание «Первый раз в детский сад».

- Анкетирование.

октябрь

- Изготовление мягких и деревянных игрушек для центра сенсорики

  • петрушка
  • деревянные коробочки
  • рамки вкладыши
  • юбка с карманами.

- Информационная ширма для родителей «Если ваш ребенок плачет».

- Цикл интегрированных занятий по развитию речи, психологическому развитию.

- Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением

  • прием детей
  • утренняя гимнастика
  • засыпание (колыбельная)
  • гимнастика пробуждения (закаливающие процедуры)

- Индивидуальные беседы и консультации по вопросам адаптации и развития детей.

- Привлечение родителей к практической деятельности.

ноябрь

- Оформление сенсорной зоны группы:

  • сенсорный стол
  • рельефная стена
  • сухой бассеин.

- Занятия в сенсорном уголке,

 - игры в сухом бассейне,

- игры с водой и песком.

- Заседание родительского клуба «Детский сад – для ребят» (круглый стол по вопросам адаптации детей).

- Организация почтовой связи между родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.

   

Анкета для родителей

«Готов ли ребенок к детскому саду»

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

  1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

  1. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)  - 1 балл

Нет - 3 балла

  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

  1. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

  1. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

  1. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

  1. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

  1. Прогноз адаптации: готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов.

Справка

по результатам анкетирования родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» и  наблюдений за  адаптацией  детей  2 младшей группы.

      По результатам анализа поведенного  анкетирования, получили следующие результаты:  100% родителей считают, что их дети готовы к посещению  ДОУ, так как из анализа анкет видно, что у детей преобладает бодрое уравновешенное настроение, засыпают быстро, спокойно, аппетит хороший, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, легко переносят разлуку с близкими. Но есть дети, у которых взаимоотношение со взрослыми и сверстниками избирательное и разлуку со взрослыми перенесли тяжело.

Наблюдение за детьми при выполнении всех режимных моментов на протяжении адаптационного периода.

64,3 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое  в последующем быстро нормализовалось. В первые дни они  были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

28,6 % детей проявили  среднюю степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение ребёнка неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. Нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются через 2-3 недели. Снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания.  В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую предлагал воспитатель, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдаются трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращаются за помощью к педагогу. Сидят на коленях у педагога или помощника  воспитателя.

7,1%  детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены или сильно возбуждены. Ребёнок часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам, разбрасывает игрушки или отнимает их у других детей. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у ребёнка резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывался от еды, капризничал. Попытки взрослого отвлечь ребенка игрушкой, лаской, словами, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Адаптационный период считается законченным, если у ребёнка хороший аппетит, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, спокойный сон, охотное общение с детьми, адекватная реакция на любое предложение взрослого.

Воспитатель: Дорошенко Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями в период адаптации.

В период адаптации детей к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями особенно актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институ...

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»

Проект   организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей  младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:  «Первый раз в детский сад»....

«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Работа с родителями в адаптационный период. Из личного опыта....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние...

Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложиться, в первую очередь, на педагогов и воспита...