Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников
консультация

Мисюрина Светлана Николаевна

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад18 «Ласточка»C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

        

Выступление на городском методическом объединении

        

Доклад на тему:

«Организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников»

Воспитатель: Мисюрина Светлана Николаевна

2021 год

Доклад на тему: «Организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников»C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

        Мир, окружающий ребенка – это прежде всего                                                  

                  «мир природы с безграничным богатством явлений,

                                  с неисчерпаемой  красотой. Здесь, в природе,

                    вечный источник  детского разума».

В.Сухомлинский

В современном бешеном ритме жизни ближайшее к нам, взрослым, природное окружение стало привычным, само собой разумеющимся.  Мы редко останавливаемся, просто, чтобы посмотреть на плывущие, куда - то облака, послушать шелест листвы. И даже во время  отдыха на природе многие из нас предпочитают вкусно поесть под громкую музыку. Окружающая нас природа стала просто привычным фоном. Вечно занятым родителям просто некогда погулять с ребенком в парке, сходить в лес. Зачастую вся прогулка это дорога из машины в детский сад и обратно.  И в результате мы получаем ребенка, который равнодушно смотрит на все, что его окружает, он просто не умеет видеть окружающий мир, замечать его красоту, неповторимость, необычность.

Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без  участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, однообразностью, неприятной искусственностью».

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция ребенка. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.

Самым эффективным средством воспитания экологической культуры являются экскурсии, целевые прогулки, где можно получить и закрепить уже имеющиеся знания, укрепить здоровье, прививать интерес и любовь к природе.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Экскурсии как форма занятий (за пределы детского сада), проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. С младшими группами рекомендуются организовывать целевые прогулки по территории детского сада, организовывать наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, экскурсии на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

-   между органами животных и растений и их функциями

-   между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

-между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существованияC:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

-между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при  организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к проведению экскурсий заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.

Папки для растений — 2.

Корзиночки для шишек, листьев — 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений —2-3.

Оборудование для сбора животных:

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.

Посуда для переноски водных животных — 2—3.        

Оборудование для ловли животных

1. Сачок для ловли насекомых в воздухе — 1—2 шт.

2. Сачок для ловли животных в воде — 1—2 шт.

3. Посуда для переноски водных обитателей — 2-3 шт.

4. Коробка с отверстиями для переноски насекомых — 4—5 шт.

Оборудование для размещения собранного материала

1. Цветочный горшок.

2. Садок для насекомых.

3. Террариум.

4. Банка для водных насекомых.

5. Ваза для растений.

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке; рыбок — в аквариумы, мелких животных — в террариумы, садки.

После каждой экскурсии проводится фотовыставка, либо просмотр видео записи снятой на камеру. Это дает детям возможность получить положительный настрой, который вызывает еще больший интерес и любовь к природе.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Кроме плановых экскурсий с детьми подготовительного возраста регулярно должны организовываться целевые прогулки.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом.

Проводятся целевые прогулки в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с образовательной программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Целевые прогулки за пределы детского сада проводятся со старшей и подготовительной к школе группами.

Учитывая физические возможности дошкольников, для целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к целевым прогулкам, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Детей накануне предупреждают о предстоящей целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.

В проведении целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.). При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить грибницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.

Перед возвращением с целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру.

 Заключение

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки пополняют экологические знания детей, учат бережно относиться к природе, формируют определённые нравственные и эстетические качества, развивают наблюдательность мышление и речь.  Приобретенные на целевых прогулках  и экскурсиях в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться во время целевых прогулок и экскурсий на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.

C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Памятка-шаблон по подготовке и проведению экскурсии, целевой прогулки за территорию детского сада

Поставьте в известность администрацию ДОУ о запланированной экскурсии, целевой прогулке не позднее чем за три рабочих дня (заведующего, старшего воспитателя), и не забудьте указать данную организацию совместной деятельности в календарном планировании.

Непосредственно перед проведением экскурсии за 2-3 дня

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии в условленном месте (если это связано учреждением, предприятием, организацией т.п.)

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Еще раз прочтите «Инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике»

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»

 

Непосредственно перед отбытием на экскурсию:

1. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

2. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

3. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей.

4. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

5. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

6. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

7. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

8. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания (нарисовать, подготовить рассказы для воспитанников других групп, которые не попали на экскурсию, родителей) Это позволит ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения, потренировать память и способствует развитию связной речи у ваших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ

Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...

Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.В настоящее время, как ни...

Организация экскурсий и целевых прогулок в природу как средство формирования основ экологической культуры у дошкольников

Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в п...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитани...