Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми
статья

Валекайте Данутэ Пятросовна

Использование мыслительных карт  в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена

в работе с детьми

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране, актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения.

Основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности ребенка. Создать условия, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого, научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.

В поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных (интеллектуальных) карт.

     Метод интеллект - карт - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты или карты мышления - это уникальный и простой метод запоминания информации.

Мыслительная карта (от анг.сл.MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме.

Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта.

Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Ментальные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавлять и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые.  Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. В школе, нередко и в дошкольном образовании в первую очередь в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети  - правополушарные, поэтому у них могут возникать  сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Создание таких карт позволяет активизировать своё правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.

Преимущество ментальных карт в том, что:

1. Их легко составить.

2. Можно запомнить быстро и качественно много информации.

3. При составлении данных карт развивается мышление, память, воображение.

4. Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).

5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6. Концентрация информации на важных моментах.

Свойства мыслительных карт:

1. Наглядность (всю проблему, с её многочисленными сторонами, можно окинуть одним взглядом).

2. Привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).

3. Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается).

4. Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает).

5. Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).

6. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи)

Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать их задачи:

-Развивать познавательный интерес

-Расширять пассивный словарь

-Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в обучении

-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий.

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость,

сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать воображение и творческую активность.

Ментальные карты могут использоваться для:

1. планирования деятельности

2. разработка проектов

3. закрепление и обобщение материала

4. составление детьми рассказов

5. упорядочивания и систематизации информации.

 Правила создания карт:

1. Всегда используйте чистый лист бумаги, расположенный горизонтально. Он должен быть достаточно большим, чтобы вместить все ветви. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.  Если вы делаете записи только синим или черным цветом, результат по умолчанию получится скучным. Это означает, что мозг начнет понемногу отключаться, пока и вовсе не перейдет в спящий режим.

2. В центр листа поместите изображение, представляющее основную тему; используйте не меньше трех цветов.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать пиктограммы. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Используйте изображения, символы, коды и размерность при работе над интеллект-картой. 

5. Подберите ключевые слова и запишите их печатными буквами.

6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

7. Располагайте ветви по кругу от центрального изображения. Сделайте основные ветви толще у основания и тоньше у конца, где от них расходятся дополнительные ветви. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Делайте ветви такой же длины, как слово или изображение на них.

8. Используйте цвета при работе над интеллект - картой, создайте собственный цветовой код для ветвей.

9. Используйте выделение, стрелки и соединительные линии, чтобы показать

ассоциации между разными связанными темами.

10. Стремитесь к ясности, располагая ветви в четко продуманном порядке. Помните, что

пустые места между записями не менее важны, чем сами записи. Вспомните лес и

пространство между деревьями: чтобы понять, где вы находитесь, ваш мозг

обращается именно к этим пространствам, а не к самим деревьям.

11. Ментальная карта может дополняться постепенно, по мере поступления новой информации.

Ваши основные упорядочивающие идеи могут касаться следующих аспектов:

Структура — форма вещей

Функция — цель вещей и что они делают

Свойства — характеристики вещей

Процессы — как работают вещи

Оценка — насколько вещи полезны

Классификация — как вещи относятся друг к другу

История — хронологическая последовательность событий

Персоналии — роли и характеры людей

Объединив такие средства как создание мыслительных карт и использование элементов технологии проблемного диалога можно добиться повышения уровня знаний за счет заинтересованности; стимулирования познавательной, мыслительной и речевой активности детей.

Изучая лексическую тему, как «Весна», мы с воспитанниками каждый день  фиксировали на карте полученные знания. С каждым днем карта все больше разрасталась. В конце недели, с помощью созданной карты, ребята смогли обобщить полученные знания.

На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике. Он помогает повышать мотивации, качество знаний не только у воспитанников, но и у педагога в том числе.

Данный метод помогает внедрять инновационные технологии, позволяет развивать предметные и коммуникативные компетенции, реализовывать на практике творческие способности, а также активизировать деятельность, выявлять причины затруднений, корректировать знания воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозго...

"Метод мыслительных карт" Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.

quot;Метод мыслительных карт" - как один из способов разработки проектов в работе с дошкольниками....