Методическая разработка НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Наша Родина - Россия».
методическая разработка (средняя группа)

Краснеева Елена Викторовна
 Развивать интерес к культуре народов России через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народной культурой.
 Сформировать у детей знания и представления о национальных костюмах, фольклоре и национальных блюдах. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_narody_povolzhya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по познавательному развитию

в средней группе на тему: «Наша Родина - Россия».

Цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление с народами России, их обычаями и традициями.

        Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

1. Развивать интерес к культуре народов России через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народной культурой.

2. Сформировать у детей знания и представления о национальных костюмах, фольклоре и национальных блюдах.

«Художественно- эстетическое развитие»:

1. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту народных костюмов, музыки и стихов.

2. Поддерживать и поощрять интерес к экспериментированию с пластическими материалами,  расширяя опыт его преобразования и создания различных фигурок и композиций из соленого теста.

3. Развивать восприятие художественной литературы, фольклора и музыки.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Формировать у детей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,  сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2. Формирование основ толерантного отношения к людям других национальностей.

«Речевое развитие»:

1. Формировать умение понимать и воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы.

2. Развивать умение рассуждать, проявлять инициативу свободно выражать свои мысли.

3. Обогащать речь словами: рубаха, сарафан, камзол, тюбетейка, кафтан, кокошник; познакомить  с названиями национальных блюд: блины, «чак-чак», «гата».

«Физическое развитие»:

1. Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и лепку из соленого теста.

2. Развивать физические качества: координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание, быстроту реакции через народную подвижную игру «Змейка».

Методы и приемы:

Наглядные: показ видеоролика «Россия – Родина моя», демонстрация национальных костюмов.

Словесные:  беседа о России, как о многонациональной стране, чтение наизусть и слушание стихов, пословиц.

Практические: лепка из соленого теста национальных блюд.

Игровые: русская народная игра «Змейка», физминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Ладошки».

Предварительная работа: беседы: «Мой дом – Россия», «Страна, в которой мы живем», «Народные костюмы», «Народные праздники». Чтение сказок народов России. Заучивание пословиц и поговорок о дружбе. Разучивание народных игр: «Ручеек», «Змейка». Рассматривание предметов народных промыслов России: Хохлома, Гжель, Городец.

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, экран; телевизор, видеоролик «Россия – Родина моя»; стол, накрытый скатертью, самовар, посуда с росписью, изделия народной кухни (русской, татарской, армянской); национальные рушники; соленое тесто, скалочки, дощечки, подносы; платки, отрезы ткани.

Место проведения мероприятия: музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал под музыку «Малиновый звон», автор Анатолий Поперечный, Композитор - Александр Морозов.

Воспитатель предлагает рассмотреть тематически украшенный зал и догадаться, чему посвящено мероприятие. Дети отвечают.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

Ребенок читает стихотворение Т. Бутова «Родина».

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я. (ответы детей).

Проблемная ситуация: воспитатель предлагает детям посмотреть небольшой видеоролик о России и подумать: «Чем же так славится наша страна?» (просмотр видеоролика Россия- Родина моя» - 3 минуты). После просмотра дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: Что же такое Родина, ребята? (ответы детей). Наша страна великая, богатая, сильная и красивая. Вы правильно подметили, наша страна славится не только своими красотами природы, но и людьми, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Люди каких национальностей живут в России?  Чем  отличаются народы друг от друга? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, они могут отличаться внешностью, цветом кожи, национальными костюмами, кухней и языком. Например, у одних кожа смуглая, а у других светлая; у одних волосы светлые и прямые, а у других темные и кудрявые, глаза у одних голубые или серые, а у других карие. Так же у народов России разные обычаи, своя история, свои национальные костюмы и свои праздники. Но один обычай - встречать и принимать гостей - свойственен людям любой национальности. Вот сегодня я вас приглашаю на фестиваль народного творчества «Фольклориаду».

Сюрпризный момент: «К нам пришли гости».

 Воспитатель: Встречаем гостей из Татарстана!

(Дети в татарских национальных костюмах заходят в зал под музыку, исполняют татарскую народную песню «Туган як»)

1 реб: Мы гости из Татарстана. Очень гостеприимный и дружелюбный народ.

2 реб: «Если нет угощения, приласкай гостя словом».

3 реб: «Если угощают, пей даже воду» - учат татарские народные пословицы.

1 реб: Мы пришли к вам в национальных костюмах.

Воспитатель предлагает рассмотреть костюмы гостей и назвать элементы одежы, особенности украшений в татарском национальном костюме (ответы детей).

2 реб: На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка преобладает геометрический орнамент. Костюм состоял из рубахи, штанов и халата.

3 реб: Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе), на голове носили калфак или тюбетейку. Татарский костюм украшали вышивкой.

1 реб: Наше национальное сладкое блюдо «Чак-чак», которое делается из маленьких кусочков теста, политых медом.

 Воспитатель:  Дорогие гости проходите, присаживайтесь на почетные места. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только на праздники.

(Дети в русских национальных костюмах заходят в зал под музыку).

Воспитатель:  Встречаем русских гостей – это талантливый, мужественный и гостеприимный народ.

1 реб: Люблю тебя моя Россия

           За ясный свет твоих очей

           За ум, за подвиги святые,

           За голос звонкий как ручей.

2 реб: Люблю тебя моя Россия

           Степей задумчивая грусть

           Люблю все то, что называют

           Широким словом «Русь».

3 реб: Дружба и братство лучше богатства.

           Народы нашей страны дружбой сильны – гласят русские пословицы.

           Мы пришли в русских национальных костюмах.    

Воспитатель предлагает рассмотреть костюмы гостей и назвать элементы одежы, особенности украшений в татарском национальном костюме (ответы детей).

1 реб: Мужской национальный костюм рубаха с вышивкой, штаны, кафтан, сапоги.

2 реб: Женский национальный костюм это рубашка, нарядный сарафан, кокошник или атласная лента.

1 реб: Русское национальное блюдо, которое любят все – это блины. Готовятся из муки (блинное жидкое тесто), печется на сковороде. Подается со сметаной, икрой и ягодами (демонстрируют).

Физминутка (русская народная игра «Змейка»).

3 реб: Мы предлагаем поиграть с нами в русскую народную игру «Змейка».

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы (дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепь» не оборвалась).

Воспитатель: Спасибо гости дорогие, проходите, присаживайтесь на почетные места.  Встречай те гостей из солнечной Армении.

(Дети в национальных армянских костюмах заходят в зал под армянскую народную песню).

1 реб: Мы гости из солнечной Армении. Наш народ очень трудолюбивый и добрый.

2 реб: Мы пришли в Армянских национальных костюмах.

1 реб: Мужской костюм состоял из туникообразной рубахи, широких шаровар, поверх рубахи носили черкеску, головной убор – фески, шапки.

2 реб: Женский костюм состоял из рубашки, поверх надевалось шёлковое платье с широкими рукавами. На голове накидка дополняемая ободком с украшением.

1 реб: Без хозяйки и дом сирота. В каком народе живешь, того и обычая и держись – учат армянские пословицы. Наше национальное сладкое блюдо «Гата». Готовится из сладкого слоеного теста, лепятся фигурки разной формы и выпекаются.

(Ребенок исполняет отрывок из армянской народной песни).

Воспитатель: Проходите, дорогие гости, и занимайте почетные места.  Ребята, а сейчас я приглашаю вас самих попробовать приготовить любое национальное блюдо – блины, гату или чак-чак. Но сначала давайте с вами разогреем наши ручки.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики - Игра «Ладошки».

«Поднимите все ладошки, и потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять (хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки); 

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны). 

И другой сосед хороший – и  ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны). Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх).

Всем народам дружное: Ура! (машут руками). 

Воспитатель предлагает самостоятельно выбрать, какое блюдо они хотят приготовить, подойти к соответствующим представителям национальной кухни.

Дети под спокойную мелодию расходятся по залу, подходят к соответствующим представителям национальной кухни, лепят и украшают свои работы, по желанию переходят к другому столу для изготовления следующего национального блюда из теста.

По окончании творческой работы воспитатель предлагает детям сделать выставку национальной кухни на общем столе, украшенном скатертью с народным орнаментом, расставленной на нем посудой, изготовленной народными мастерами.

Рефлексия: (Воспитатель приглашает детей рассмотреть выставку народных блюд, проводит беседу)

Воспитатель:  

- Как называется это блюдо?

- Чье это национальное блюдо?

- Какое блюдо понравилось больше всего?

Воспитатель обращает внимание на то, что какими бы разными не были люди разных национальностей, их объединяет одно – любовь к Родине, уважение к людям, доброе отношение к близким и друзьям, и конечно, гостеприимство и желание порадовать своих гостей вкусным угощением.

Гости дарят детям пряничных человечков с доброй улыбкой. Воспитатель предлагает поставить человечков к понравившемуся блюду. Все вместе анализируют, какое блюдо понравилось большинству ребят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме "Наша родина - Россия"

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе по теме "Наша родина - Россия"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: «Наша Родина – Россия».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группына тему: «Наша Родина – Россия»...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия

Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для средней группы на тему: "Наша Родина - Россия"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: "Наша Родина-Россия"...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: "Наша Родина Россия"

Конспект занятия в средней группе по теме: "Наша Родина Россия"....