Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»
консультация

Аверьянова Руфина Шамилевна
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya.doc818 КБ
Файл professionalnaya_deyatelnost_.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

  «Сказкотерапевтическая песочная терапия»

детям с проблемами социальной адаптации  

по методу песочной и сказкотерапии.

Введение.

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии: эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Наряду с песочными играми часто мною практикуется в детском сад  сказкотерапия,  музыкотерапия, работа с красками, глиной.  Все эти виды относятся к арт- терапии и помогают  деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Мною замечено, что буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова. Дети у нас в детском саду проходят курс песочной терапии, рекомендованный педагогом- психологом. Я использую и игровые элементы, методику обучения дошкольников М.Монтессори, игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. Актуальность методики песочной терапии в современном обществе очень высока. Человек все больше отходит от природы, забывает свое естественное начало. Именно песок сможет наполнить первобытные чувства и ощущения. Детям вдвойне полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно,- мелкую моторику пальцев. Развитие образного мышления очень помогает в постановке правильной связной речи. Сейчас очень много детей с ЗРР И ЗПР, которым требуется помощь как детского психолога, так и логопеда.

Тенденция роста детей, имеющих проблемы в развитии сохранятся. Условия работы с детьми следующие:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Метод песочной терапии органичен и для взрослых, и для детей. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Изюминка песочной терапии - коллекция миниатюрных игрушек и предметов (высотой не более 8 см). Песочная терапия приобрела сказкотерапевтическую индивидуальную и групповые формы. На данном этапе игра в песок служит психотерапевтическим, дидактическим и развивающим целям. Метод сказкотерапевтической песочной терапии позволяет значительно расширить возрастной диапозон применения. Нижняя граница использования «спустилась» до 2-2,5лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. «Песочные» сказки и истории значительно облегчают понимание маленького человека и переводят процессы взаимодействия с ним на близкий ему язык. В рамках песочной терапии  ведется  и работа с детьми- инвалидами, ОВЗ. Этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов «особых детей». Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективным на будущее.

Основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственным процессов как разрушительного, так и созидательного порядка.

1.Концептуальные источники песочной терапии:

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

  1. различные формы нарушений поведения;
  2. сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  3. психосоматические заболевания;
  4. повышенная тревожность, страхи;
  5. сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка), и в социальной ситуациях (детский сад, школа);
  6. неврозы.

II. Песочная арттерапия - это методика, направленная на высвобождение страхов, комплексов, избавления от проблем и эмоционального напряжения с помощью песка в игре. Значение песочной терапии в наше время велико- ее используют и психологи, и психотерапевты, и специалисты по раннему развитию. Ведь во время игры можно выяснить и проработать те проблемы, о которых напрямую ребенок отказывается говорить. Занятия с песком стимулируют развитие правового полушария головного мозга и развивают творческие способности.

Задачи:

1.Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, средства песочной терапии.

2. Помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.

3.Преодоление нарушений коммуникации в системе ребенок- взрослый, ребенок- сверстники.

4. Развитие умения позитивно разрешать проблемные ситуации.

5. Упражнять детей в самостоятельности применения детьми в играх навыков поведения.

6.Развивать мелкую моторику рук ребенка.

7. Обучать способам расслабления.

8. Снижение психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния.

9.Снятие агрессии, релаксация.

10. Преодоление замкнутости, помощь в двигательном раскрепощении.

Целями песочной терапии становится извлечение от проблемы, страха, комплекса.

Работая с песком, ребенок пытается придать форму ему в соответствии со своими эмоциями и чувствами. Благодаря песку внутренние образы принимают внешнее проявление. Ребенок создает свой мир, снимается эмоциональное напряжение, проблемы выливаются на песок, а специалист видит направление работы. Помимо рисования, в песке могут разыгрывать даже специальные  ситуации и найти правильное решение без советов взрослого, что более ценно по сути. Особо полезной работы с песком становится для детей с задержками речевого и умственного развития, пережившими психологические травмы.

III. Механизмы реализации социальной технологии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

  1. с целью диагностики;
  2. с целью оказания первичной психологической  помощи;
  3. в процессе краткосрочной психотерапии;
  4. в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Принципы работы с детьми:

- системность подачи материала;

-наглядность обучения;

-цикличность построения работы;

- проблемность;

-доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии:

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок- на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации - разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов- песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное, песочная терапия- игры с песком, где «Правил не существует».

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С.Слепович- проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, они слабо ориентируются в нравственно- этических нормах поведения.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ,- «Создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок или взрослый- может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

2.Предметы песочной терапии.

Содержание и характер предмета являются для клиента «психическим материалом».

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр.

  1. 2.1.Типы предметов, используемых в песочной терапии:
  1. люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо иметь несколько фигурок младенцев, матерей, отцов, детей, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, ангелы;
  2. наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных- млекопитающих, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (домашних животных), различных видов, доисторических, динозавры, животных из мультфильмов;
  3. летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц- персонажей мультфильмов, доисторических птиц ( птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых- муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек;
  4. водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу- меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, морские коньки;
  5. жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов домами-, от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель;
  6. домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве;
  7. деревья и другие растения: различные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы;
  8. объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;
  9. транспортные средства: эта подгруппа включает различные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты);
  10. объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование, мосты, ворота, порталы;
  11. объекты особого рода: маски, орудия труда, весы правосудия, маятник, вазы, музыкальные инструменты, пирамиды, саркофаги, зеркала, коробки, ларцы;
  12. аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, монеты, портфели;
  13. естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, птичьи гнезда.

Механизм воздействия.

Для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка- это необходимая, естественная и любимая деятельность.

2.2. Проективная психодиагностика в песочнице с использованием предметов.

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно  диагностировать следующие феномены:

1.Прежде всего наличие внутренних конфликтов.

Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, зло побеждает, у автора не все на душе спокойно. Имеет место и скрытый конфликт, для этого необходимо детализировать ситуацию, произвести тонкий анализ песочной картины.

2. Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с высоким уровнем агрессивности.

3. Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной терапии. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

4. Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке.

5.Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость,

покровительство,  избегание, взаимопомощь. Об этом станет известно, когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзину или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание.

Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение.

Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве- это также диагностично. По- видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент. Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция:  «Представь себе, что ты- Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Вопросы для обсуждения и его порядок могут быть следующими:

-Расскажи (те), что ты (вы) построил (и) и кто здесь живет.

-Давай (те) представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, пожар). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать, что будут делать?

- А как поведут жители соседнего города? (если он есть в песочнице).

Как дальше будут жить люди обоих селений? Измени (те) в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ клиента о том, какая это страна, и кто в ней живет, важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних городов. Необходимо проанализировать сюжет песочной сказки, ситуацию и дать рекомендации.

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Среди детей есть покладистые и идущие на сотрудничество, но бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, явно демонстрирует пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция – не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок инструкции будут звучать по- разному: «Создай то, что хочешь», создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «создай свою семью и расскажи о ней».

Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие - то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего - то не хватит, можно подойти и взять то, чего не хватает.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет- воду, выстроить гору. Однако, перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

- что это за мир, сказочная страна;

-какие существа ее населяют, откуда они пришли;

-в каких взаимоотношениях они находятся между собой;

-всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, или нет;

что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше;

-какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Некоторые авторы ничего не хотят менять в своей картине. Это связано с переносом на песочный лист «картины состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Если авто говорит, что есть существо, испытывающее дискомфорт в песочной  стране, необходимо спросить: « А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор реально разыгрывал свои фантазии на песке. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно- символическом уровне». Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, шкатулке, где живут фигурки, и посмотрим- может быть, среди них есть, те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся- их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны». Ежели и после этого автор удручен. В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. « Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может защитить себя». Таким образом, мы усиливаем психологическую  устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. На 3-5 игру автор может быть сам сможет найти помощников уязвленному герою. Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных игр. Достаточно уже, того, что вы выступаете организатором среды, где автор  чувствует  себя привычно и защищено, где он Творец. Этим мы позволяем клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить с «самим собой». Если мы работаем с неговорящими детьми, язык песочной терапии поможет глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем сам разбирает песочную картину. Таким образом на бессознательно- символическом уровне закрепляется приобретенный опыт.

Технологии проведения песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи:1) диагностические; 2) коррекционные; 3) терапевтические;4) творческого развития. Кроме того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе- прекрасный детский досуг, который может быть использован при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр. Песочная терапия- это верный путь развития ребенка, путь в страну психологического здоровья ребенка. Игры с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними. В процессе проведения песочной терапии выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс- возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.  Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения, беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния.

3. Блоки программы по песочной терапии.

Блоки программы

Задачи

1. «Давайте познакомимся».

Создание комфортной атмосферы в группе. Установление доверительного контакта с психологом и другими участниками, если это групповая форма. Знакомство с особенностями занятий в песочнице, организацией и процессом работы.

2. «Страна наших чувств».

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями, снятие напряжения. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки. Развитие навыков саморегуляции.

3. «Моя сказка».

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности. Арт и сказкотерапевтические техники, способствующие развитию воображения символического мышления, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.

4. «Учимся дружить».

Игры, способствующие групповой сплоченности, обучающие навыкам эффективного общения и взаимодействия,  формирующие  умение делать самостоятельный и осознанный выбор.

5. «Песочная грамота»

Игры, направленные на развитие фонематичекого слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму.

6. Познавательные игры

Игры на знакомство с окружающим миром- географические игры, исторические игры- экскурсии по родному городу «Надым».

На занятиях используются элементы сказкотерапии и арт-техники, психогимнастические упражнения, рисование песком на песочных столах, работа с пластилином и соленым тестом. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки- звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне. Занятия проводятся для детей с 3 лет, как индивидуально, так и в группе 5 человек. Программа состоит из годового курса, каждое занятие продолжительностью 30-40 минут, далее родители могут задать вопросы психологу и получить обратную связь.

4.Форма занятий по песочной терапии.

Формы и варианты песочной терапии определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Форма  занятий: игры, упражнения, арт- терапия.

Работа с детьми представлена следующими формами занятий:

  1. Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  2. Организованная образовательная деятельность с детьми.
  3. подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
  4. Самостоятельная игровая деятельность детей.
  5. Система коррекционно- развивающих занятий.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- дети чувствуют себя более успешными;

-на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

- ребенок легче адаптируется в коллективе;

- страхи и напряжение исчезает.

Песочная терапия ( решаемые проблемы у детей):

а) агрессивное поведение;

б) страхи;

в) трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой места жительства или единственного ребенка в семье;

г) проблемы общения со сверстниками;

д) вербальная агрессия;

е) патологические привычки (грызение ногтей, закручивание волос;

ж) конфликты между братьями и сестрами;

з) нарушение поведения, ухудшение здоровья;

и) гиперактивность и нарушение концентрации внимания;

к) упрямство, сопротивление или своенравие ребенка;

л) тревожные состояния;

м) робость, застенчивость;

н) несамостоятельность ребенка;

о) страх посещения школы, детского сада;

п) низкий самоконтроль;

р) депрессивные состояния у детей.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

- уровень тревожности очень высок у ребенка;

- есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

- есть кожные заболевания и порезы на руках.

5. Сказкотерапевтическая песочная терапия.

Использование  ее в четырех аспектах:

  1. аспект проективной психодиагностики;
  2. аспект психокоррекции и психотерапии;
  3. аспект психопрофилактики;
  4. аспект обучения.

Все 4 аспекта проявляются в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

Приложение 1

Упражнениие1.

  1. Практикуйтесь в рассказах о том, что случилось с вами за день, был ли это опыт, который помог вам что - то осознать, был ли это смешной инцидент или что- то, чем бы вы хотели поделиться с кем- то особенным.
  2.  Слушайте рассказы других людей об их опыте и происшествиях день за днем.
  3.  Особенно наблюдайте, как дети используют рассказы.  Спрашивайте их о том, как они провели свой день и слушайте рассказы, которые они вам рассказывают, и как они сообщают о важных для них вещах.

Упражнение2.

  1. Найдите историю или сказку, которая вам нравится, и расскажите ее с энтузиазмом другим людям. Выражайте свои эмоции, заинтересованность и наслаждение.
  2.  Сделайте тоже самое с ребенком. Практикуйтесь рассказывать истории, которые у вас получается рассказывать с энтузиазмом.
  3. Расскажите другую историю, которая вам не кажется интересной и увлекательной. Наблюдайте за вербальной и невербальной реакцией слушателя.

Упражнение 3. 

  1. Экспериментируйте с  рассказами.
  2.  Обдумайте одну из  проблем малыша. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения. Сформулируйте, какие мысли вы бы хотели донести до ребенка, чему научить.

Упражнение 4.

  1. Практикуйтесь адаптировать рассказы к вашему ребенку. Один из способов это сделать: возьмите обычную книгу со сказками и читайте ее ребенку. Наблюдайте за его вербальными и невербальными репликами и реакциями, чтобы понять, подходит ли ему эта сказка.
  2.  Перескажите сказку ребенку, на этот раз, адаптируя главного героя так, чтобы он соответствовал возрасту, полу ли интересам малыша. Например, если мы рассказываем сказку «Три поросенка» ребенку, которому нравится кататься на велосипеде, поросята в этой сказке могут ездить на велосипеде от дома к дому, а не бегать. Наблюдайте, подействуют ли эти изменения в рассказе на ребенка.

Упражнение 5.

  1. Расскажите ребенку историю.
  2. Потом расскажите ее еще раз, задействовав все 5 чувств, чтобы описать цвет неба, запах цветов и звуки животных.
  3. Перескажите ее в третий раз, добавляя эмоции и чувства.
  4. Посмотрите, как вы сами и ваш слушатель воспринимаете каждую историю.

Упражнение 6.

  1. Составьте план рассказа.
  2. Отметьте, как бы вы хотели закончить историю.
  3.  Набросайте список препятствий и трудностей, которые необходимо преодолеть герою, чтобы достигнуть цели.
  4. Отметьте каждый шаг, который нужно сделать герою, чтобы достигнуть цели.

Упражнение 7.

  1. Найдите одну новую для вас историю, которая вам нравится.
  2. Попрактикуйтесь с ней про себя, отрепетируйте ее вслух и расскажите другими словами.
  3. Расскажите ее ребенку, не опираясь на письменный текст.

Упражнение 8

  1. Расскажите сказку ребенку.
  2.  наблюдайте за своим собственным опытом рассказывания и за реакцией малыша.

Упражнение 9

  1. Дети  скажут вам- вербально или невербально- как воспринимается ваш рассказ.
  2. Наблюдайте за их поведением, позами, уровнем  внимания, контактом глаз, ерзаньем, мышечным тонусом и дыханием.
  3. Насколько они внимательны? Какой вывод об истории и вашем ее представлении можно из этого сделать?

Упражнение 10

  1. Практикуйтесь адаптации и гибкости в своих рассказах.
  2. Рассказывайте одну и ту же историю по- разному разным людям. Посмотрите, как адаптировать ее к вашему ребенку и как занять его.

В заключении хотелось бы добавить: рассказывайте своим детям как можно чаще- ведь это не только веселый процесс общения, но еще и обучение. А интенсивное  сотрудничество с малышом в разработке рассказа поможет улучшить и укрепить отношения между вами, а также  повысит лечебные свойства самого рассказа.

Но это еще не все, чем может быть полезна сказкотерапия:

 Можно попробовать снимать рассказы на видео, рисовать картинки  к ним. Можно презентовать сказки с помощью  игрушки- рукавички, или с помощью любимой куклы. А можно поставить спектакль по  любимой сказке или совместно с ребенком написать целую книгу с подобными рассказами!

Приложение 2.

Психотерапевтические сказки.

Страхи. Боится темноты. Боязнь темноты- один из наиболее распространенных страхов у детей. В темноте ребенок чувствует себя изолированным, остается наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами. Обладая богатым воображением, дети часто не отличают фантазии от реального мира. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте. Чтобы помочь малышу справится со страхом, самое первое, что нам следует сделать- это принять ребенка таким, какой он есть, принять его чувства и желания, его страхи и переживания. Часто чудовища, которые мерещатся ребенку, содержат в себе какие- то негативные чувства и эмоции: злость, раздражение, с которыми ребенку трудно справится. Нужно помочь ребенку изучить этих « монстров» и противостоять им. Нередко причины страхов содержаться в сфере семейных отношений.

Предложите малышу нарисовать или слепить чудовища, которые так его пугают, а потом порвать или сломать их. Придумайте и дайте малышу « волшебное средство» от чудовищ. Это может быть, что угодно: карманный фонарик, игрушка- защитник. Необходимо объяснить ребенку, что монстры при виде этой вещи испарятся. Устраняются все причины страха.

 Сказка Бум- бум-бум.

Михаил Андрианов.

Бум- бум- бум,- что- то постучало в темной комнате.

- Мне страшно, кто это?- спросила Вику Аленка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

 Не знаю, но кто- то здесь есть, - косясь по сторонам, прошептала Вика.- Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум- бум- бум, то тук- тук- тук.

- Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

- Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти ее от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

- Почему это только в моей комнате все время страшное происходит?- думалось Вике.- как будто каждую ночь ко мне кто- то приходит, чтобы нарочно попугать.

 И вдруг опять: бум- бум, тук- тук.

- Мамочки, это кто- то за занавесками в окно стучится, - тихо взвизгивая, прошептала Аленка.

- Нет, это за старым шкафом кто- то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

- Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

- Ага, помню, она еще Буратино к себе чуть ли не затянула, - прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло. Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум- бум- бум и сразу же тук- тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

- Смотри, смотри.

- Где?

- там, занавески?

 Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец- таки прервала Вика:

- Ты знаешь, мне папа говорил о том,  что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают еще больше его пугать.

- Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

- А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, - предложила Вика.

- Не- а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто- то есть.

-Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все- таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть- чуть отодвинула занавески- за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум- бум, а потом сразу же о раму: тук- тук.

Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, - прошептала Вика, - ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

- А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, - предложила Вика.

- Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое- это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

- Как я раньше не догадалась, - подумала Вика, - целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из- за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум- бум- бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Стеснительность.

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из- за этого. Это нормальное явление. И то, как ребенок будет относиться к своей стеснительности, целиком зависит от родителей. Не называйте ребенка стеснительным и никогда никому не позволяйте его так называть- ни родственникам, ни друзьям, ни незнакомым людям. Ведь одна  из основных причин застенчивости малыша заключается в том, что его называют застенчивым.

 Начните изменения своего с себя. Ведь дети полностью нас копируют.

 Часто родители  предъявляют своему ребенку слишком завышенные требования. Заниженные требования также отрицательно сказываются на самооценке ребенка. Поэтому очень важно предъявлять ребенку реальные требования и хвалить, подбадривать  его, в случае неудачи. Помогите своему застенчивому ребенку обнаружить в себе сильные стороны и научите пользоваться  ими.

Стеснительность- это черта характера, а не недостаток!

Сказка: « Как Андрюша гостей  встречал».

Татьяна Холкина.

Андрюша- очень смелый мальчик. Он не боялся ни грома, ни даже пылесоса. ( Чего он не боится?) Он боялся только гостей- вернее, он их  стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать ( как он еще  стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем- нибудь незаметным- шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: « Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?».

 А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног- прятаться. Но не тут- то было- к этой же  норке вприпрыжку бежал  другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

- Я удрал от кошки!- пропищал мышонок.- Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого  прячешься?

- Я от гостей, они сейчас сюда придут, - прошептал Андрюша.- Я их боюсь!

- А кто такие гости? Они очень страшные! Они тоже тебя съесть хотят?- испуганно спросил мышонок.

Нет, что ты, - ответил Андрюша.- Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

- Как это?- затрясся от ужаса мышонок.- Как это поздороваться?!

 И закричал в норку: « Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!

 Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

- Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать ( повторить, как ребенок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно- он же сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

- Нет, они не страшные, - попытался он успокоить мышей.- Они даже очень- очень хорошие, не бойтесь, - но мыши не верили.- Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно- честно! А потом мы с ними чай пить будем с тортиком!

- А ты меня угостишь крошками от торта?- заинтересовался мышонок.

- Обязательно!- пообещал Андрюша своему новому другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:-

- Здравствуйте!

 А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.

Гости тоже удивились, Что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом! Крошки Андрюша мышкам в норку отнес!

А маленький мышонок, милый друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!

Сказки. Преодоление застенчивости, повышение уверенности в себе.  

Сказка про маленький желтый автобус.

Жил на свете маленький желтый автобус. Был он совсем- совсем как большой: и дверцы у него были, чтоб заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колеса, чтоб быстро ехать, только не было у него пассажиров.

А автобусу этому очень- очень хотелось людей, пассажиров возить. Все автобусы пассажиров возят, и я могу, - подумал маленький желтый автобус и поехал на остановку. К остановке подходили большие автобусы, в них садились люди и уезжали куда кому было нужно. Маленький желтый автобус подкатил к остановке и распахнул свои двери. Он сказал: « Би- би!» Садитесь, люди, я вас покатаю». Подошел к желтому автобусу один дядя, хотел сесть в автобус, а не получается. Автобус маленький, а дядя большой. Подошла к автобусу тетя, но тоже не смогла войти в его дверь: уж больно дверь маленькая. Подошел маленький мальчик и так попробовал, и сяк попробовал- ничего не выходит. Только ножка в дверь пролезла, а сам он никак в автобусе не помещается. А тут его мама позвала. Махнул мальчик рукой и пошел в большой автобус садиться. Так и остался маленький желтый автобус на остановке стоять, один- одинешенек. Грустно ему стало, даже слезы в фарах заблестели. ( « фары»- так у автобусов глазки называются, которыми он освещает дорогу!) А в это время мимо проходила девочка Арина ( хорошенькая девочка, в желтом комбинезончике, в сапожках с солнышками, за ручку с мамой! Увидела она маленький автобус и подошла к нему.

- Ты чего грустишь маленький желтый автобус?- спросила Арина. А автобус ей и отвечает:

Хотел я людей возить, как большие автобусы, а ничего у меня не получается. Никто не может в мою дверь войти, на сиденье сесть, в окошко поглядеть, уж больно я маленький. Я никому не пригожусь, - вздохнул желтый автобус и чуть не заплакал.

- Не плачь, - сказала девочка Арина и погладила маленький автобус по желтой крыше. Я знаю, как тебе помочь. Обрадовался маленький автобус, закрутил всеми колесами и поехал вслед за Ариной. Вот пришли они домой, Арина разулась, автобус вытер колесики о половичок, и отправились они в тот уголок, где жили Аринины игрушки.

 Достала Арина маленькую собачку:

- Хочешь в автобусе прокатиться

- Гав- сказала собачка.

Открыл маленький автобус маленькие дверцы, собачка запрыгнула внутрь и села на первое сиденье. Потом в автобус сели две куколки Маша и Мила, потом веселый динозаврик, потом ( называете любимые игрушки своего малыша).

Автобус обрадовался, дал сигнал: « Би- би!

 Спасибо, девочка Арина», и мотор его заработал ( изобразите как). Закрутились его колеса. Веселый маленький желтый автобус поехал катать своих пассажиров.

Авторы: Заряна и Нина Некрасовы.

 Рождение второго ребенка.

Обычно, ожидание появления на свет второго ребенка приносит радость всем членам семьи. Родители рады и  более уверены в себе, так как у них уже есть опыт ухода и воспитания старшего ребенка. Но, как только маленький человечек оказывается дома, старший перестает радоваться и начинает требовать, чтобы родители отнесли его обратно в роддом или вернули в магазин. И поведение его вполне оправдано, ведь он перестал быть единственным ребенком в семье. Старший ребенок начинает испытывать страх лишиться любви родителей, как следствие, появляется ревность и обида.

Дайте ребенку возможность заранее понять, что забота в семье нужна не только ему одному. Если у ребенка не сформируется чувство своей исключительности, то появление другого ребенка не вызовет у него острой негативной реакции. Связывайте предстоящее событие с конкретными действиями в жизни ребенка. Необходимо помнить, что ребенок стал старшим братом или сестрой, он все равно еще ребенок. Он еще маленький и хочет им оставаться. Дайте понять ребенку, что сейчас вы любите его ничуть не меньше, чем раньше. Необходимо научить детей сотрудничать. Поощрять стремление что- то делать вместе.

Сказка про Медвежонка.

 Татьяна Зинкевич- Евстигнеева.

В одном сказочном лесу жила – была семья медведей: Папа- медведь, Мама- медведица и маленький медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пчелами, и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке,- словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама- медведица сообщила всем радостную новость- скоро в семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась  совсем не такой, какой он себе представлял. Но самое  неприятное было, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягодами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестренкой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень- очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашивали: « Как она»? Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним.

 « А я, что же, ьольше им не нужен?»-  спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома. И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной дорожке и думал о том,  как  несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем- то наказать : « Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!». От этих мыслей слезы навернулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

 Шел- шел медвежонок и пришел к домику зайцев. В их семье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть морковку. « Что с них возьмешь, - зайцы!»- подумал Медвежонок и пошел дальше. Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший лисенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, похоже, он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. « Где ему меня понять, - подумал Медвежонок.- Что с них взять, - лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь. Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок видел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотиться. « Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!»- подумал Медвежонок и пошел дальше. Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог. Как ты думаешь, почему? Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

- Ух, - удивилась Сова, - что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

- Да ничего, просто гуляю и все! Я – самостоятельный.

- Это верно, - согласилась Сова, - слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

- Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют!- ответил Медвежонок.

-Э-э-э, видно ты в обиде на родителей?- догадалась Сова.

- Да нет, просто..- Медвежонок не знал что сказать. – Просто, да непросто…- глубокомысленно изрекла Сова, и помолчав, добавила:- Похоже, мне придется открыть тебе один секрет… правда, я обещала Папе- медведю никому не рассказывать…

- Что за секрет?

- Дело в том, что вскоре после того, как ты родился, ко мне приходил Папа- медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена- медведица больше его не любит. « Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», - так говорил он..

- Не может быть! – воскликнул медвежонок.- Папа так не мог говорить!

- Ты почему так думаешь?

- Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

- А разве ты чувствуешь то же самое?!

Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

- Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть прежней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпения и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание

 Членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми…

- Так, значит, я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

- Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда непросто увидеть любовь, если тебе уделяют немного  внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень  любят…

 Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова еще долго смотрела ему вслед.

 Дерется.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех маленьких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще слишком мало средств, чтобы выразить свои негативные эмоции. Одним из основных источников агрессивного поведения у детей является чувство страха и недоверия к окружающему миру. Еще одной причиной агрессивного поведения является столкновение ребенка с невыполнением своих желаний  запретами на удовлетворение определенных потребностей.

Следующей причиной агрессивного поведения может быть попытка малыша обрести независимость и самостоятельность, отстоять свою личную территорию. При агрессивном поведении ребенка не стоит бить его в ответ. Покажите, что вам неприятно  его поведение, отвернув от себя или выйдя из комнаты. Поясните ребенку, почему драться нельзя, но избегайте долгих, сложных и нудных объяснений. Беседуйте о проступке малыша без свидетелей. Агрессивное поведение- это только следствие  каких- то более глубоких причин. Определите эти причины и помогите малышу справиться с ними.

Сказка  про  Колю и его друзей.

Людмила Цвирко.

Один мальчик всегда дрался. Звали его  Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого « Ку- кА- ре-ку»!.

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки « Бее!», козочка кричала « Ме- ме!». Красота!.

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, « Тук- тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

- Гав- гав!- поприветствовал его пес.

- Мяу, как спалось?- спросил кот.

 Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили березки шелестом своих листьев.

- Тук- тук!- поприветствовал его дятел.

- Ку- ку!- сказала кукушка.

- Привет!- пропищал муравей.

Коля подошел к березке и сломал ветку.

- Ой- ой- ой!- закричала березка, но мальчик ее не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

- Не рушьте наш домик!- кричали муравьи, но  и их  не услышал Коля.

 Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

 На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

 Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

 Коля почувствовал себя таким одиноким. И он  захотел, чтобы все было как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому- то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

Приложение 3

Психогимнастика.

1.« Незнайка».

 Ребенку предлагается играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задается, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать « НЕ знаю.»

3.« Злой волк».

Изображают злого и голодного волка..

4. « Петушки» ребенок при помощи пантомимы изображает храброго петушка, гордого петушка, веселого петушка.

5.Упражнение « Маски»

Плачут Звери- малыши. ( изображают грусть)

Потеряли мам в глуши. Все зверята испугались ( испуг)

В большом лесу одни остались. Друг на друга рассердились. ( злость).

Что в лесу все заблудились. Все зверюшки  успокойтесь. ( спокойствие)

Никого в лесу не бойтесь. Милых мамочек найдем. Вот мы мамочек нашли, рассмеялись от души. ( изобразить смех).

Молодцы!

5.« Зайки и слоники».  Мы будем зайками- трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Дрожит, поджимает уши. Прячемся. А что делают зайки, когда видят волка? А теперь мы будем большими и смелыми слонами  (бесстрашными).

6. « Закончи предложение»

Я хочу.

Я сумею.

Я добьюсь.

Я смогу.

7. « Могучий лев».

Способствует углублению дыхания.

Инструкция детям:

 Станьте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти, хвост с коричневой кисточкой, могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами….

 Широко откройте свои львиные глаза.

 Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык. Вы выглядите очень устрошающе, но можно сделать еще кое0 что…

 Издайте негромкий, но мощный львиный рык, он вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. Попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком. Теперь рычите на своих соседей с одной стороны, а потом с другой стороны от вас…

Теперь закройте глаза и ощутите свое лицо и язык…

 Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня… на ребят… с левой стороны… на   ребят с правой стороны… Закройте глаза, еще раз ощутите свои глаза, лицо и язык… А теперь закройте пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой и после опять откройте глаза.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники. Я своей работе использую современные инновационные психологические технологии, выполняющие ряд функций: психологическая диагностикапсихологическая профилактикапсихокоррекция и развитиепсихологическое просвещение и консультирование

В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов: самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой); субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка); выбора (постоянный выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка,творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной Я-концепции в обществе). При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения). Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов работы в психологической коррекции все больше места занимают разные техники. Применение современных инновационных технологий является составляющей частью моей психологической деятельности. Это коррекционные технологии такие, как сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, технология воздействия цветом, музыкой, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, мандалотерапия, а также водная терапия.

Сказкотерапия

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогают терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.

Один из приемов моей работы со сказкой это - пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. В наше время каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка. Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т. д.).

Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной. По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.

ИЗО-терапия

Возникновение изо-терапии:

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук - психологиипсихиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М. Симона и судебного медика А. Ардье. Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации. В настоящее время мы наблюдаем большое количество генеративных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, как мы сейчас говорим новые инновационные технологии, применяемые с детьми.

Изотерапия имеет и неклиническую направленность, рассчитаную на потенциально здоровую личность, и тогда на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Песочная терапия

Песочная терапия – это еще один вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.

Песок - прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.

Для коррекции и развития психологического здоровья детей в детском саду существуют различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, игротерапия, сказкотерапия. Все это я использую в повседневной работе.

Свой выбор я остановила на работе с песком в комплексе с сказкотерапией. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапиипедагогике.

Цель психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии. Реализация песочной терапии в коррекционной и развивающей работе позволяет создавать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детейРабота с этим методом показывает, что она дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.Тема: «Работа с детьми группы риска» Цель: 1.      Знакомство педагогов с понятием «группа риска&raqu...

Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....

Семинар -практикум «Проблемно-игровые технологии, применяемые в финансово-экономическом воспитании дошкольников»

Семинар-практикум «Проблемно-игровые технологии, применяемые в финансово-экономическом воспитании дошкольников»Цель: распространение педагогического опыта по экономическому воспитанию...