Статья по опыту организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «Технология активного обучения в ДОУ»
статья

Ниценко Евгения Викторовна

Технология активного обучения — такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый воспитанник, либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой детей  познавательной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_opytu_organizatsii_doshkolnogo_obrazovaniya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по опыту организации дошкольного образования

в соответствии с ФГОС ДО

«Технология активного обучения в ДОУ»

        

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р), развитие воспитания в системе образования предполагает: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию воспитательного компонента образовательных стандартов. Одной из целей ФГОС ДО является, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.

Воспитание детей дошкольного возраста ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости, адаптивности растущего человека, формируя основу базовых ценностей Российского общества. Разработка и внедрение активных методов обучения представлено в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами. Это вызвано тем, что перед воспитанием и обучением встали новые задачи: не только дать детям знания, но и обеспечить формирование предпосылок к учебной деятельности, развитие познавательных интересов, и способностей, креативного мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Работа по воспитанию и обучению детей, формированию и развитию личности предполагает преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Ведущая технология воспитательно-образовательного процесса в моей группе – технология активного обучения. Она включает в себя способы, методы и приёмы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.  

Технология активного обучения — такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый воспитанник, либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой детей  познавательной задачи. 

(Активные методы (составляющие технологию) – это методы, при которых, деятельность детей носит продуктивный, творческий, поисковый характер)

Цель применения ТАО: создание условий для формирования познавательной активности дошкольников и обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Появление и развитие активных методов способствует решению педагогических задач:

• формирование навыков продуктивного общения в условиях образовательного процесса;

• развитие умений высказываться, формулировать свои мысли;

• развитие способности анализировать ситуации, выявлять проблему, причину её возникновения, находить способы и средства её разрешения;

• совершенствование процессов внимания, памяти и мышления.

ТАО включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.  Они направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым ребёнком.

ТАО - это инновация  дошкольного образования, и её следует использовать в совокупности с традиционными методами. Ведущая деятельность дошкольников – игра. ТАО применяется преимущественно в игровой деятельности.

АМО - очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Их использование целесообразно на всех этапах деятельности с детьми.

Методы ТАО: деловая игра, драматизация и театрализация, синектика, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, метод морфологического анализа, метод проектов, игровое проектирование.

Деловая игра - это метод имитации (подражания, отношения, изображения) принятия решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.

Драматизация и театрализация – это импровизированное представление, оживление предметов и звуков, разыгрывание детьми литературных произведений в игровой деятельности.

Синектика – метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий. Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса  важно  уметь  превращать  непривычное явление  в  привычное  и  наоборот.

Мозговой штурм (один из методов технологии ТРИЗ), метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, он дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.

Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей и характеристик объекта (предмета)  на основе присоединения к исходному объекту (предмету) свойств других объектов (предметов), выбранных случайно, иногда по инициативе ребёнка или взрослого.

Метод групповой дискуссии - способ организации совместной деятельности с детьми, которая обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме.

Эвристические вопросы – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло. Помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.

Морфологический  анализ – метод развития творческого воображения. (Комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта)

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Игровое проектирование – активный метод обучения, в соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Главная цель игрового проектирования - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Условия организации применения ТАО:

• проблемность;

• сотрудничество и кооперация;

• коллективное взаимодействие;

•управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей детей;

• вовлечение воспитанников в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т.п.;

• изменение модели педагога: соорганизатор, партнер, консультант (традиционно — организатор, информатор, консультант).

Внедрение ТАО в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, способствует созданию благоприятной атмосферы сотрудничества всех участников образовательных отношений;   личностному развитию каждого ребёнка (в усвоении социально – значимых знаний, отношений, норм), обеспечивает преемственность детского сада и школы.  

Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

Семинар для педагогов ДОУ Материалы из опыта работы. Тематическое направление: введение ФГОС в организацию дошкольного образования.

Данный семинар   посвящен организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. Раскрывается понятие" развивающая среда", изучаются основные требования к предметно - прост...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Педагогическая деятельность в организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее в...

СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...