Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
рабочая программа (старшая группа)

Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika_programma.docx46.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка        3
  2. Цели и задачи реализации Программы…        4
  3. Принципы и подходы к формированию Программы…        4
  4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики        5
  5. Планируемые результаты освоения Программы…        6
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с развитием ребенка        6

2.2Формы взаимодействия с семьей        7

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Перспективное планирование рабочей программы…        8

3.2. Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

(диагностическая карта)        10

  1. Методическое обеспечение программы…        12
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды…        13
  3. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы…        13

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

«Ментальная арифметика» соответствует основным нормативно-правовым документам дошкольного образования: Федеральному закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», приказу Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских качеств, благодаря чему ребенок с легкостью поступит в престижный вуз и обретет достойную работу. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.

Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счет (соробана) с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному).

Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. Занятия проходят в игровой форме один раз в неделю по 25 минут. Курс Ментальной арифметики рассчитана на учебный год.

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» создана для развития логики, воображения, фотографической памяти и т.д. Функциональное назначение программы – общеразвивающее.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить вычислительным навыкам с помощью арифметических счет Абакус;
  • обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
  • воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

Развивающие:

  • развивать концентрацию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логику и воображение, слух и наблюдательность, способности к визуализации;
  • развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
  • развивать познавательную активность через применение технологии личностно- ориентированного подхода;

  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
  • Системность .

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

  • Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  • Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
  • Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  • Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
  • Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

  1. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Программа рассчитана на детей 5-6лет, исходя из которых выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты. Данная программа отражает систему обучения первого года включая в себя цели и задачи, также тематический план для реализации данного года. Программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.

Научно доказано, что дети в возрасте с 5 до 6 лет имеют наиболее пластичные мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.

Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию. Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе,

чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

-- Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

-- Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка

-- Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Продолжительность занятия 25 минут, в которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения:
  • Освоение понятий: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Ознакомление со счетами (абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
  • Освоение приемов ментального счета.
  • Умение держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.
  • Эмоциональное вовлечение в работу на занятии.
  • Знание арифметических знаков (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
  • Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА

Ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами). Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.

Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок

быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.

  1. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.

Задача педагога:

  • Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
  • Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.
  • Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля. Задача родителей:
  • поддержать своего ребенка в обучении;
  • создать психологически комфортную атмосферу в семье.

Планирование взаимодействия с семьей

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

Анкетирование «Что такое ментальная арифметика»

Октябрь

Выступление        на        родительском        собрании        о        целях        и        задачах

дополнительного образования «Ментальная арифметика»

Ноябрь

Консультация «Занимательная математика»

Декабрь

Папка-передвижка «Учим детей считать на абакусе»

Январь

Консультация «Игры по математике»

Февраль

Памятка «Как правильно заниматься в прописях»

Март

Буклет «Развиваем память»

Апрель

Показ открытого занятия

Май

Выступление на родительском собрании об итогах работы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кружковая деятельность осуществляется во второй половине дня по четвергам, отвечает санитарно-гигиеническим нормам (СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) и обеспечивает выполнение требований ФГОС ДО.

  1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Планирование кружковой работы в старшей группе «А» на 2020-2021 учебный год

Тема

Задачи

Количество занятий

1.

Знакомство        с        ментальной арифметикой, Абакус и его конструкция. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе .

Познакомить детей с абакусом. Повторить смысл сложения и вычитания. Учить детей писать числа на абакусе. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить        математические

способности.

4

2.

Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память. Познакомить с техникой

ментального счета.

4

3.

Вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет

Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров

ментально.

4

4.

Сложение и вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание,

память. Упражнять в решении примеров ментально.

4

5.

Изучение        цифр        5-8        на        абакусе. Ментальный счет.

Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. Закрепить счет до 8. Закрепить умение решать примеры на абакусе.Развить внимание, память. Упражнять в

решении примеров ментально.

4

6.

Добавление и вычитание на абакусе цифр 5- 8. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(5-8). Закрепить счет до

8. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально.

4

7.

Изучение цифр 9-10 на абакусе. Ментальный счет.

Познакомить с цифрами 9 -10 на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в

решении примеров ментально.

4

8.

Повторение. Добавление и вычитание пройденных цифр на абакусе. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении

примеров ментально

4

9.

Повторение. Набор цифр от 1 до 10 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять

в определении чисел с абакуса .

4

10.

Простое сложение и вычитание однозначных чисел. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении

примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

4

11.

Изучение цифр 11-19 на абакусе.

Познакомить с цифрами 11 -19

Ментальный счет

на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в

решении примеров ментально.

4

12.

Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет.

Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять

в определении чисел с абакуса .

4

13.

Закрепление. Ментальный счет.

Закрепление умений и навыков

счета на абакусе.

2

  1. ТАБЛИЦА        ИНДИВИДУАЛЬНОГО        МОНИТОРИНГА        ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА)

В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.

В конце первого года обучения проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

ФИО обучающегося          

Возраст (класс)          

Показатели для

мониторинга

Уровень на начало

учебного года

Уровень на конец

учебного года

Эмоциональная

вовлеченность ребенка в работу на занятии

Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на

абакусе (работа двумя руками, работа пальцами)

Умение складывать и вычитать числа на абакусе

простым способом

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с

пятеркой методом «Помощь брата»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь

друга»

Умение складывать и

вычитать числа на абакусе комбинированным методом

Ментальный счет

Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со

сверстниками и педагогом

Способен к самостоятельному поиску методов решения

практических задач

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»

при ментальном счете

(скорость, кол-во чисел)

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы

  1. балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
  2. балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
  3. балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.

Самостоятелен при выполнении заданий.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическая литература:

1. Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»

  1. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
  2. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
  3. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
  4. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал

«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-

  1. http://menar.ru.com

3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), шнуровки «Крокодил», «Сшей платье»,

«Сад и огород», «Почта», лото: «Простоквашино», «Лото для девочек» 2..Подборка демонстрационного материала.

  1. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор разноцветных палочек с оттенками
  2. Блоки Дьенеша.
  3. Коробочка с набором объемных тел (6-8 элементов).
  4. Дидактические игры: «Рассади божьих коровок по цветам», «Веселый паровоз»,

«Найди дорожку», «Подбери гномикам колпачки» 7.Математический календарь

8.Часы с круглым циферблатом и стрелками (2 шт) 9.Счеты

  1. Набор карточек с изображением количества (от 1 до10) и цифр.
  2. Пособия: «Состав числа в стихах», «Цыфры», «Веселые задачи», «Лабиринты»,

«Фигурки из палочек», «Времена года», «Дни недели: стихи, загадки, задачи», «Месяцы»

  1. Абакус 7 разрядный – 30 штук
  2. Абакус демонстрационный 13 разрядный

3.5.        ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предполагаемый результат:

  • Дети будут знать понятия: цифра, число, сложение, вычитание.
  • Познакомятся со счетами Абакус, научатся работать на них, считая двумя руками одновременно.
  • Будут знать арифметические знаки.
  • Научатся совершать арифметические действия на Абакусе
  • Дети станут более внимательными, повысится самодисциплина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"

Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадицио...