Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Епишина Ольга Александровна
Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадиционных техник рисования. В рабочей программе предоставлено комплексно-тематическое планирование дополнительного кружка "волшебный карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_karandash_na_god2.docx66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад № 38 «Радуга»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №38 «Радуга»

                                   Г.Г. Кравченко

Рабочая программа

дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Волшебный карандаш»

Подготовила:

Епишина Ольга Александровна

п. Рассвет, 2021 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….........…3

Глава 1. Теоретические основы художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..…9

  1. Основные принципы обучения детей различным видами изобразительной деятельности ………………………………………………………………………………….9
  2. Декоративно – прикладное искусство…………………………...................10
  3. Нетрадиционные техники рисования …………………………...................10

Глава 2. Комплексно – тематическое планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству…...12

Глава 3. Освоение дошкольниками программы по обучению изобразительному искусству…………………………………………………………………………..…………27

Список использованной и рекомендуемой литературы……………….………….28

Введение

Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» - писал Пабло Пикассо. С давних времен, человек творил, создавал произведения искусства. До нашего времени как свидетельства того, что человеку необходима красота сохранились наскальная живопись, песнопения, сказания, сказки, былины. Искусство позволяет сохранить традиции, обычаи, культуру своего народа.

Учиться рисовать можно не только карандашами, кисточками, мелками, но и с помощью различных традиционных и нетрадиционных техник. Ребенку очень интересно увидеть результат своего труда как можно быстрее, даже поставив на бумагу кляксу и обнаружить необыкновенный рисунок. Так же особую роль в формировании творческих способностей и развитие художественно – творческой деятельности играет декоративно – прикладное искусство. Рукоделие усиливает работу правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивает оба полушария, повышает интеллект, активизирует творческое мышление. Знания и умения расширяют кругозор ребенка, усиливают желание получать больше информации, развивать мелкую моторику.

Цель – формирование основ художественной культуры, развитие творческих способностей, ручной умелости в процессе освоения декоративно-прикладного искусства у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • совершенствование зрительного восприятия;
  • представлять будущий рисунок;
  • формировать представление о красоте, осознанность художественного восприятия;
  • развивать мышление;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • развивать умение рисовать различными материалами;
  • формировать практическое умение ручной работы на основе расширения трудового опыта с параллельным развитием руки, глазомера.

Важно, дети должны испытывать радость от каждого занятия. Из этого следует, тематические занятия должны быть доступны для малышей, после усвоения всех этапов обучения, можно усложнять задачу.

Методы:

  • метод сопереживания к произведению искусства;
  • наглядный;
  • исследовательский;
  • метод коллективного творчества применяется на комплексных занятиях;
  • практический;
  • объяснительно – иллюстративный;
  • проблемно – поисковый;
  • метод обобщения впечатлений применяется для развития у воспитанников способности к оценочной деятельности.

Методы эстетического воспитания должны побуждать воспитанников к самостоятельности, активности, развивать творческие способности, воображение. Доступность использования нетрадиционных техник определяется особенностями детей.

Образовательная программа занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству «Волшебный карандаш» рассчитана на 9 месяцев обучения. Возраст детей 5 – 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю; продолжительность занятия – 30 минут. Состав группы – 15 человек. (Таблица 1) (Таблица 2). Учебно – тематический план. (Таблица 3)

Наименование развития ребенка

Наименование кружка

Длительность занятия (мин)

Количество человек в группе

Декоративно – прикладное искусство

Нетрадиционная художественно – графическая техника рисования

«Волшебный карандаш»

30

15

(Таблица 1)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий за период (11.01.2021 – 31.12.2021)

2

8

72

(Таблица 2)

Учебно-тематический план.

Тема занятий

Количество часов

всего

практика

1

«Земное солнце»

1

1

2

«Дружеский салют»

1

1

3

Знакомство с бисером. «Плетем украшение для кукол»

1

1

4

«Снеговичок»

1

1

5

«Зимние напевы»

1

1

6

Знакомство с вязанием. «Платочек»

1

1

7

«Морозные узоры»

1

1

8

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

1

1

9

Знакомство с вышивкой «Дорожки»

1

1

10

«День влюбленных»

1

1

11

«День защитника Отечества»

1

1

12

Браслет «Косичка»

1

1

13

«Кораблики в море»

1

1

14

«Пингвины на льдинах»

1

1

15

«Веселые петельки – ёжик»

1

1

16

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

1

1

17

«Плюшевый мишка»

1

1

18

«Цветок для мамы»

1

1

19

«Черёмуха»

1

1

20

«Разноцветный зонтик»

1

1

21

«Ромашка»

1

1

22

«Картина настроения»

1

1

23

«Ранняя весна»

1

1

24

«Первые листочки»

1

1

25

«Весенний калейдоскоп»

1

1

26

«Несуществующие животные»

1

1

27

«Солнышко» и «Тучка»

1

1

28

«Космический пейзаж»

1

1

29

«Колючая сказка»

1

1

30

«Бабочка»

1

1

31

«Верблюд в пустыне»

1

1

32

«Золотая рыбка»

1

1

33

«Веточка смородины»

1

1

34

«Танк»

1

1

35

«Волшебный карандаш»

1

1

36

«Цветок огонек»

1

1

37

«Чудо дерево »

1

1

38

«Бабочка красавица»

1

1

39

«Морковка»

1

1

40

«Моё море»

1

1

41

«Осенний ковер»

1

1

42

«Улитка»

1

1

43

«Музыкальный рисунок»

1

1

44

«Осенние мотивы»

1

1

45

«Квадратик»

1

1

46

«Живописный луг»

1

1

47

«Летний дождь»

1

1

48

«Долька арбуза»

1

1

49

«Ночное небо»

1

1

50

«Грибы в лукошке»

1

1

51

«Цыпленок»

1

1

52

«Ёжики»

1

1

53

«Пейзаж у озера»

1

1

54

«Петушок»

1

1

55

«Букет цветов»

1

1

56

«Берёзка»

1

1

57

«Вишенка»

1

1

58

Мое любимое дерево осенью. «Золотая осень»

1

1

59

«Зонтик»

1

1

60

«Цветок»

1

1

61

«Первый снег»

1

1

62

«Боровик»

1

1

63

«Клубничка»

1

1

64

«Зимний пейзаж»

1

1

65

«Снегирь»

1

1

66

«Осенняя веточка»

1

1

67

«Вьюга»

1

1

68

«Ёлочные игрушки»

1

1

69

«Шарфик для куклы»

1

1

70

«Портрет зайчонка»

1

1

71

«Елочка»

1

1

72

«Бабочка»

1

1

Итого

72

72

(Таблица 3)

Глава 1. Теоретические основы художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста

  1. Основные принципы обучения детей различным видами изобразительной деятельности.

Художественно – эстетическое развитие – систематический процесс развития у детей восприятия и способность видеть, слышать, ощущать красоту окружающего мира и создавать ее. Навыки, знания, умения, художественной деятельности, воспитанники получают в процессе обучения, в творческой, игровой, доброжелательной манере общения. Основные принципы развития обучения в изобразительном искусстве основаны на общедидактических принципов обучения.

Первый принцип – постановка цели, четкое представление и знание того, что необходимо для развития ребенка средствами изобразительного искусства. Правильная поставка и ясная конкретная цель развития обеспечит определенный и короткий путь к ее осуществлению.

Второй принцип – поставленные цели и задачи должны подбираться с учетом особенностей конкретного возраста, общего психического развития. Для этого подбирается для каждого ребенка индивидуальный подход и усложняется задача, если это необходимо.

Третий принцип – постепенное формирование художественно – творческих способностей у воспитанников. Поэтапное обучение новым техникам, закрепление пройденного материала. Развитие всегда предполагает переход на новый уровень обучения.

Четвертый принцип – активное включение в развитие самого дошкольника. Процесс происходит внутри ребенка, а главной задачей внешней среды создать благоприятные условия для реализации своих творческих способностей. Существует три этапа включения активности – это начальный этап (в младшем возрасте конкретные и ясные задания, наглядный пример, образец), второй этап (предоставление внешних задач, для самостоятельного их решения), третий этап (способность самостоятельно поставить задачу, и на основе своих способностей решить её).

Пятый принцип – внешний фиксируемый контроль за исполнением и развитием поставленных задач.

Таким образом, основные принципы развития обучения направлены на пробуждение активности воспитанников.

1.2 Декоративно – прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий. С давних времен человек создает уникальные вещи. Умения передавались из поколения в поколение. Человек создавая новую вещь стремился не только о её практичности, но и о внешнем виде, красоте.

Вовлечение ребенка в активную творческую деятельность благотворно влияют на его творческое развитие. Знания и умения, которые получают дети на занятиях, расширяют кругозор, развивают мелкую моторику.

Такие виды декоративно – прикладного искусства, как бисероплетение, вязание, вышивка, основаны на глубоких художественных традициях. Формируют художественный вкус, благотворно влияют на эмоционально – психологическое благополучие ребенка. Позволяет поддержать творческий потенциал, развивать умение и способность.

В содержание данной программы будет содержать три раздела прикладного искусства: бисероплетение, вязание крючком и вышивка.

Бисероплетение – один из видов декоративно – прикладного искусства, рукоделия, это создание художественных изделий (игрушки, украшения), в основу которой входит бисер, бусина.

Вышивка – вид декоративно – прикладного искусства, который выполняется с помощью вышивания (нанесения узора) на тканях различными нитками.

Вязание –  изготовление полотна или изделия из одной или нескольких нитей путем сгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью крючка, спиц вручную.

Вязание крючком – создание вязанного полотна при помощи специального инструмента.

1. 3 Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционная техника рисования – это способ создания необычного нового, оригинального произведения искусства. Это возможность для дошкольников экспериментировать с цветом, линиями, формами, предметами. Исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию художественно – творческих способностей, улучшает усидчивость, увлеченность темой и техникой, а также улучшает способность к лучшему восприятию цветовой гаммы. Чтобы во время исполнения техники рисования усилить воображение и фантазию, можно использовать музыкальное сопровождение, что способствует раскрытию художественного замысла.

Существует огромное количество нетрадиционных техник обучения рисования. Дошкольник, как известно, хочет увидеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно: поставить кляксу на бумагу и увидеть необычный рисунок, изобразить рисунок с помощью своей ладошки.

Перечень техник рисования для использования в работе с детьми:

  • пальчиковое рисование;
  • оттиск различными предметами (картофелем, скомканной бумагой, поролоном, ластиком;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование восковыми мелками и акварелью;
  • рисование свечой;
  • отпечатки листьев;
  • рисование ладошками;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия;
  • печать по трафарету;
  • рисование мыльными пузырями;
  • набрызг;
  • раздувание краски;
  • витраж.

Изобразительное творчество развивает у дошкольников способность строить образы, реализовывать свою фантазию

Глава 2. Комплексно – тематическое планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству

Комплексно – тематическое планирование (Таблица 4).

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Количество часов

Январь

1

«Земное солнце»

Пальчиковое рисование

Развивать умение анализировать натуру, выделять её признаки и особенности; развивать зрительную память, сравнивать изображение с натурой; знакомить с техникой пальчикового рисования; формировать чувство ритма и цвета.

1

2

«Дружеский салют»

Тычки жесткой полусухой кистью

Познакомить детей приему рисования «тычок жесткой полусухой кистью»; закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии; развивать чувство композиции; способствовать сплочению детского коллектива.

1

3

Знакомство с бисером. «Плетем украшение для кукол»

Декоративно- прикладное искусство. Бисероплетение

Знакомить с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы, украшениями, правилами безопасности при работе; развивать умение правильно держать леску, нанизывать на нее бусины; способствовать развитию внимания, мышления, памяти; обогащать речь, расширять словарный запас.

1

4

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, ёлочка, заборчик и т.д.); развивать чувство композиции.

1

5

«Зимние напевы»

Набрызги

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; развивать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план; познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»

1

6

Знакомство с вязанием. «Платочек»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Знакомить с новым видом художественного труда – вязание с помощью крючка, правилами безопасности при работе, материалами; развивать умение любоваться готовыми изделиями, развивать усидчивость, координацию, внимание.

1

7

«Морозные узоры»

Рисование свечой

Вызвать интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире; помочь освоить новый способ рисования  - свечой; совершенствовать умение работать с изобразительным материалом.

1

8

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать красоту в художественных образах; познакомить со словом «витраж» и техникой его выполнения; выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях

1

Февраль

9

Знакомство с вышивкой «Дорожки»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Знакомить детей с новым видом художественного труда – вышиванием; материалом, правилами безопасности; со швом «вперед иголку», упражнять в выполнении действий, развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки.

1

10

«День влюбленных»

Рисование ниткой

Совершенствовать зрительное восприятие; формировать плавность, ритмичность движений; подготовка руки к письму; развитие воображение.

1

11

«День защитника Отечества»

Рисование мозаичными мазками

Закреплять знания детей о празднике 23 февраля, упражнять в рисовании мазками, развивать чувство цвета, наблюдательность и воображение.

1

12

Браслет «Косичка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Продолжить знакомить со способом простого нанизывания бусин на резинку; развивать умение правильно держать леску в руках, нанизывать бусины на леску; побуждать проговаривать свои действия

1

13

«Кораблики в море»

« Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель

Развивать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню; закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью, развивать воображение, воспитывать аккуратность.

1

14

«Пингвины на льдинах»

Печать по трафарету

Развивать умение печатать по трафарету; совершенствовать умение в смешивании красок, рисовать семью пингвинов, учитывая и передавая разницу в величине птиц, отражать сюжет.

1

15

«Веселые петельки – ёжик»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Знакомить с разнообразием нитей для вязания; развивать координацию, усидчивость, закреплять правила безопасности, развивать умение изготавливать петельки.

1

16

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Развивать умение украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы; закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

1

Март

17

«Плюшевый мишка»

Рисование поролоном

Освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой; побуждать передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки, закреплять умение изображать форму частей, расположение, цвет.

1

18

«Цветок для мамы»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Упражнять в вышивке «крестом», вышивать несколькими цветами ниток, украшать вышивку бахромой, показать как работать по схеме.

1

19

«Черёмуха»

Рисование методом тычка

Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве; расширять знания и представление детей об окружающем мире, познакомить м внешним видом дикорастущей черемухи; познакомить с техникой рисования тычком; формировать чувство композиции и ритма.

1

20

«Разноцветный зонтик»

Смешивание цветов

Закреплять представление детей о цветовом многообразии; расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способа их получения, развивать умение составлять гармоничную цветовую композицию.

1

21

«Ромашка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Знакомить со способом простого нанизывания бисера проволоку; развивать умение правильно работать с проволокой; глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения.

1

22

«Картина настроения»

Рисование мыльными пузырями

Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер; упражнять в рисовании мыльными пузырями; реализовывать свои переживания, мысли, чувства в художественной форме.

1

23

«Ранняя весна»

Рисование нитками

Развитие мелкой моторики; развивать умение складывать веревочку в определенную форму; развивать воображение, развитие художественного восприятия.

1

24

«Первые листочки»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Знакомить с вязанием крючком, развивать умение вязать цепочки из воздушных петель, украшать ими аппликацию, развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки, обогащать словарный запас.

1

Апрель

25

«Весенний калейдоскоп»

Витраж

Способствовать обогащению представлений детей о весне; знакомить с техникой «витраж»; развивать умение образно отражать в рисунках впечатление окружающей жизни.

1

26

«Несуществующие животные»

Раздувание краски

Знакомить детей с новым способом рисования – раздуванием краски; продолжить развивать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности, развивать творческое мышление, тренировать дыхание.

1

27

«Солнышко» и «Тучка»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Закреплять правила безопасности при работе, упражнять в выполнении стежков шва «строчка» по нарисованному контуру; упражнять  в выполнении шва «вперед иглу» и познакомить со швом «петля с прикрепом».

1

28

«Космический пейзаж»

Граттаж

Познакомить с новым способом получения изображения – граттаж; побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций.

1

29

«Колючая сказка»

Рисование штрихом

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, накладывать штрихи в одном направлении, без просветов; показать выразительные возможности простого карандаша, изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть».

1

30

«Бабочка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Знакомить со способом простого низания бисера на проволоку; развивать умение правильно работать с проволокой; способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

1

31

«Верблюд в пустыне»

Расчёсывание краски

Расширять представление о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке; ознакомить с новым приемом рисования – «расчёсывание» краски; закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета

1

32

«Золотая рыбка»

Процарапывание

Побуждать детей передавать в рисунке картину подводного мира; познакомить с новой техникой процарапывание, создавать рисунок с помощью свечи, красок, шампуня

1

Май

33

«Веточка смородины»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Знакомить с приемом «столбик без накида»; развивать умение замыкать цепочку из воздушных петель в кольцо, украшать ими аппликацию.

1

34

«Танк»

Рисование веревочкой

Подготовка к празднику «День Победы»; развитие мелкой моторики; развивать умение складывать веревочку в определенную форму; развивать воображение, развитие художественного восприятия

1

35

«Волшебный карандаш»

Каракулеграфия

Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память; познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое; закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.

1

36

«Цветок огонек»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка.

Упражнять в выполнении шва «назад иголку», и закреплять навыки выполнения шва «петля с прикрепом», развивать умение работать с пальцами, развивать координацию, усидчивость.

1

37

«Чудо дерево »

Рисование ладошками

Развивать умение рисовать ладонями, развивать умение рисовать крупно и аккуратно, упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов.

1

38

«Бабочка красавица»

Монотипия

Развивать знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочек; упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении, с помощью приема монотипии нарисовать бабочку.

1

39

«Морковка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Знакомить с техникой параллельного плетения; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения; проговаривать свои действия

1

40

«Моё море»

Рисование на мокром листе

Расширять представления детей о возможностях водного пространства; знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге; развивать умения передавать в рисунке поэтический образ  в природы.

1

Сентябрь

41

«Осенний ковер»

Печать растений

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; знакомить с новым видом изобразительной техники – печать растений; развивать умение подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона

1

42

«Улитка»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Развивать умение вязать цепочки из воздушных петель, украшать ими аппликацию; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения; способствовать развитию внимания, мышления, памяти

1

43

«Музыкальный рисунок»

Рисование музыки

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.); стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

1

44

«Осенние мотивы»

Раздувание краски

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких.

1

45

«Квадратик»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Знакомить со швом «крестик»; упражнять в выполнении действий; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения.

1

46

«Живописный луг»

Оттиск скомканной бумагой

Закреплять знания детей о пейзаже как виде живописи; знакомить с техникой рисования скомканной бумагой, развивать умения подбирать летние цветовые сочетания.

1

47

«Летний дождь»

Рисование восковыми мелками и акварелью

Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; отображать состояние погоды, нетрадиционным способом, упражнять в рисовании различными материалами, восковыми мелками, акварелью.

1

48

«Долька арбуза»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Продолжать знакомить с техникой параллельного плетения; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения; способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

1

Октябрь

49

«Ночное небо»

Набрызг

Закреплять представление детей о времени суток, развивать умение рисовать ночное звездное небо, используя прием набрызга; совершенствовать умение обследовать предметы, сравнивать.

1

50

«Грибы в лукошке»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Развивать умение рисовать предметы овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Украшать предметы простым узором (полоска из точек) используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

1

51

«Цыпленок»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Развивать умение вязать цепочку из воздушных петель, украшать ими аппликацию. Развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения.

1

52

«Ёжики»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой», развивать умение выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом.

1

53

«Пейзаж у озера»

Монотипия

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.

1

54

«Петушок»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Упражнять в выполнении шва «Крестик» по нарисованному контуру, знакомить с традиционной вышивкой, учить работать по схеме. Закреплять правила безопасности при работе с иголкой, ножницами.

1

55

«Букет цветов»

Ниткография

Развивать умение детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

1

56

«Берёзка»

Батик

Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Развивать умение изображать конкретное дерево с характерными признаками.

1

Ноябрь

57

«Вишенка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Продолжать знакомить с техникой параллельного плетения; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения; способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

1

58

Мое любимое дерево осенью. «Золотая осень»

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с новым приемом рисования, анализировать и экспериментировать с цветовой гаммой осенних оттенков.

1

59

«Зонтик»

Пуантилизм

Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

1

60

«Цветок»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Продолжить знакомить с приемом «столбик без накида»; учить вязать цепочки из воздушных петель, украшать ими аппликацию, развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения.

1

61

«Первый снег»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью рисования пальчиками. Развивать чувство композиции

1

62

«Боровик»

Рисование ниточкой

Развитие мелкой моторики; развивать умение складывать веревочку в определенную форму; развивать воображение, развитие художественного восприятия

1

63

«Клубничка»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Упражнять в вышивке «крестиком»; учить вышивать несколькими цветами ниток; продолжать развивать умение работать со схемой для вышивки, развивать координацию и регуляцию движений, усидчивость.

1

64

«Зимний пейзаж»

Рисование зубной пастой

Познакомить с новым нетрадиционным материалом

для рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции

1

Декабрь

65

«Снегирь»

Рисование крупой

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Развивать умение изображать птицу. Закреплять умение пользоваться клеем.

1

66

«Осенняя веточка»

Декоративно – прикладное искусство. Бисероплетение

Продолжать знакомить с техникой параллельного плетения; развивать глазомер, мелкую моторику, технические навыки и умения.

1

67

«Вьюга»

Ниткография

Познакомить с техникой ниткография, развивать умение рисовать

в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное

мышление.

1

68

«Ёлочные игрушки»

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочные игрушки, закрепить умение тонировать рисунок акварелью.

1

69

«Шарфик для куклы»

Декоративно – прикладное искусство. Вязание

Продолжать знакомить с приемом вязания «столбик с накидом»; продолжать развивать умение вязать цепочки из воздушных петель, обучать вязать изделия прямоугольной формы, знакомить со схемой для вязания крючком.

1

70

«Портрет зайчонка»

Рисование пеной для бритья

Развивать умение рисовать с помощью пены, создавать образ зайчонка в зимний период времени. Развивать творческое воображение. Умение располагать рисунок по центру листа

1

71

«Елочка»

Пластилинография

Познакомить с новым нетрадиционным материалом

для рисования. Совершенствовать работу в данной технике. Развивать творческое воображение.

Воспитывать аккуратность.

1

72

«Бабочка»

Декоративно – прикладное искусство. Вышивка

Развивать координацию и регуляцию, мелкую моторику, усидчивость, внимание, навыки самоконтроля и самооценки, закреплять навыки вышивания «крестиком», работы со схемой вышивки.

1

(Таблица 4)

Глава 3. Освоение дошкольниками программы по обучению изобразительному искусству.

Планируемые результаты по программе «Волшебный карандаш» способствует развитию личности воспитанников, активизации творческого потенциала, творческих способностей. Успешное решение поставленных задач в программе является появление у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, желание слушать классическую музыку, рассматривать репродукцию картин, участвовать в музыкально – театрализованных играх. Свидетельство о лично развитии детей – это положительные эмоции, появление любимых произведений, видов художественной деятельности. Воспитанники осваивают навыки рисования традиционными и нетрадиционными техниками.

Воспитанники научились формировать практические умения ручной работы на основе расширения опыта с параллельным развитием руки, глазомера. Рисовать различными видами техник, совершенствовать зрительное восприятие. Представлять будущий рисунок. Формировать представление о красоте. Научились находить новые способы для художественного изображения.

По окончанию программы «Волшебный карандаш», организовать тематическую коллективную выставку работ воспитанников, для просмотра и оценки её детьми.

Таким образом, закладываются основы художественной культуры детей, положительное эмоциональное – оценочное отношение к ценностям культуры, формируется художественный вкус.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Радынова О. П. Программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста «Ребёнок в мире прекрасного» - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021.

2. Артемьева А. В. Волшебная шкатулка. Рукоделие в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2020.

3. Никитина А. В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб.: КАРО, 2010

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2020.

5. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно – игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2020.

6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб: КАРО, 2016

8. Дрезнина М. Г. «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию». – Ювента, 2002.

9. Дорожин Ю.; Соловьева О., Необыкновенное рисование. Искусство детям – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

10. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1 – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 2 – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...