Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Разина Татьяна Викторовна

Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovesno_-logicheskogo_myshleniya.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словесно – логического мышления у детей с нарушениями речи

Наблюдая за речевым развитием детей, часто приходится сталкиваться с тем, что воспитанники испытывают трудности в формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте   словесно-логического мышления, а у детей с общим недоразвитием речи словесно – логическое мышление находится и вовсе в плачевном состоянии.

Дети с речевыми нарушениями чаще всего не умеют выделить главное от второстепенного, неспособны синтезировать информацию; не умеют планировать, не способны отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления; затрудняются в предопределении результата.

Для стимуляции словесно – логического мышления были подобраны различные игровые упражнения – вопросы, отвечая на которые, происходит активизация мыслительных процессов.

Игровые упражнения для детей:

     В процессе выполнения упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию словесно – логического мышления не только существенно повышает готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам, но и подготовит к обучению в школе.     

     Игровые упражнения требуют от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника, активизирует творческие способности ребенка.                 

         Характерно, что проведение предлагаемых упражнений не требует никаких специальных условий и ими может заниматься как логопед, так и воспитатель, так и родитель.

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картош­кой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и за­был. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье  рассматривается проблема  развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приводятся теоретические основы развития с...

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так...

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме Жизнь детей теснейшим образом связана...

Головоломки геометрического содержания как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятель...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Презентация к консультации, адресованной воспитателям речевых групп.

Данный материал был разработан как зрительная опора к консультации, адресованной воспитателям, начинающим работать с воспитанниками с ОВЗ. Краткие схемы позволяют раскрыть актуальные проблемы детей с ...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

   В статье раскрывается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития словесно-логического ...