Календарно- тематическое планирование на неделю ( старшая группа) Народная культура и традиции. Звуки К-Г-Х. Неделя театра в ДОУ.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Бирюкова Марина Анатольевна

 Тема недели: Народная культура и традиции. Звуки К-Г-Х. Неделя театра в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura_i_t_raditsii.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план образовательной работы

средней группы «Полянка»

на неделю с 21. 03 .2022 по 25. 03 .2022г.

 Тема недели:        Народная культура и традиции. Звуки К-Г-Х. Неделя театра в ДОУ.

Цель: Формировать представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

 Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками. Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России. Познакомить детей с народными игрушками.

Развивающие: Развивать диалогическую речь. Развивать интерес к истории нашего народа.

Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Чтение худ. литературы:

Тема: «Народная культура и традиции».

«Снегурочка», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц», «Хаврошечка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Терёшечка», «Репка», «Царевна лягушка»

«Финансовая грамотность» «Юные финансисты», игра «Хочу и надо»

Итоговое мероприятие: Акция «Сказка – малышам» (театрализация сказки, показ её малышам). Выставка детско-родительского творчества «Герои русских сказок»

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

Внести иллюстративный материал:  фото с изображением «Русские народные инструменты», «Народные промыслы России», «Русский сувенир», «Русская народная игрушка», альбом «Одежда славян»

В центр продуктивной деятельности раскраски по теме, трафареты  (для обводки, закрашивания, штрихования)

Дидактические игры:

«Обведи элемент», «Что это?», «Кто больше знает слов на тему «Земледелие», «Поможем художнику», «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Найди пару», «Обведи и раскрась».

В речевой уголок картинки для составления рассказов и придумывания историй.                                                                                                                                                  В книжный уголок  книги с загадками, стихами , пословицами по теме.                                                                                                               В патриотический уголок   матрешки, игрушки народных промыслов                                                                                                      Атрибуты для сюжетно ролевых игр «Театр», «Накрой русский стол»                                                                                                                                                   Презентация по теме.  Картотека пальчиковой гимнастики. Лепбук

Вводно-мотивационный:   Утренний сбор. Планирование на неделю по центрам активности. Гость – кукла в национальной одежде                

Взаимодействие с  семьями воспитанников: Родителям рекомендуется:

1. Рассказать детям о русских

народных игрушках, рассмотреть их на

иллюстрациях и в натуральном виде.


2. Рассмотреть материал, из которого

сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.


3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.


4. Посетить совместно с детьми выставку декоративно-

прикладного творчества, обратить внимание на красоту

произведений искусства.


5. Побеседовать с детьми о том "Какую одежду носили бабушки наших бабушек"


6. Рассказать детям о семейных традициях.

              7. Поиграть в игры:

 «Один – много»

Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много...

(павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
«Скажи ласково»

Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка,

лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.

«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)

Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из

глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты –

берестяные.

Отгадать и выучить загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Прочитать «Игрушкины частушки».

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни — кавалеры наши.


День недели

Режимное время

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

День недели,понедельник дата ___________________________________________

Утро

СКД

ПР

ИГ

ДД

ТД

Коммуникативная деятельность:

Утренний сбор.

Прием детей

Утренняя гимнастика

 Беседа «Чем славилась русская изба?» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.

Игровая деятельность:                                                 Пальчиковая игра «Петушок»                                                    Д/и :«Кто ушел?», « Узнай сказку по описанию»            Настольно-печатная игра:« Палочки Кьюзинера», «Лото», «Скажи, где расположены»

Двигательная деятельность:

 «Карусель»

Трудовая деятельность:  дежурство по группе. 

Артикуляционная гимнастика со всеми детьми.

Работа в тетрадях по теме.

Предложить для рассматривания иллюстрации, изображающие русский народный быт..

Заинтересовать настольно-печатными играми: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась».

 

Предложить сконструировать русскую печку

Организо-ваннаяобразова-тельная деятель-ность

ПР

ДД

1.ООД_Занятие 1 ФЦКМ  «Народная культура и традиции»  Расширить представления детей о культуре народа и их традициях.

конспект

ХЭД

ДД

2.ООД  Изобразительная деятельность:  «Моя любимая сказка» Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунки персонажей сказки. Формировать навыки располагать изображение по всему листу. Развивать творческое воображение при создании иллюстраций к своим сказкам.

конспект

Утренняяпрогулка

КД
ДД
ТД

Наблюдение: Наблюдение за сезонными явлениями.

Игры с выносным материалом

Подвижные игры: «Воробушки», «У медведя во бору», «Пустое место»

Труд: уберём снег на веранде.

Работа перед сном

РР

Чтение:  «Лисичка-сестричка и серый волк»,

Оздоровительные мероприятия после сна

Оздоровительная   гимнастика (комплекс № 2), закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам,  контрастные воздушные ванны

Вторая половина дня

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

СКД

ПР

ИГ

ДД

ТД

Коммуникативная деятельность:                  Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали), чем отличается от современной. – Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.  Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».                                                     Цель: Закреплять представления о дружбе на примере сказочных персонажей. Учить дорожить дружбой                         .

Игровая деятельность:Д/и « Чего не стало», «Что изменилось»

Двигательная деятельность: « Рыбки», «Самолеты»

Трудовая деятельность:  Полив и рыхление цветов

Индивидуальная работа – по заданию логопеда (тетрадь взаимодействия).

Сюжетно-ролевая игра: Внести атрибуты для игры «Накрой русский стол»                                                                                                                                                  

Предложить обводки, трафареты,  на тему «Старинная посуда»

Предложить детям игры в спортивном уголке, напомнить правила поведения, дать оценку действиям игроков.

Прогулка

Наблюдение: за снегом. Подвижные игры: П/ игры: « Краски», «Совушка»

Труд – уборка снега.

День недели

Режимное время

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

День недели, дата _вторник____________________________________

Утро

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:                                      Прием детей

Утренняя гимнастика                                                             Беседа  «Русский фольклор»                                                          Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки).

Игровая деятельность: Д/и «Что это?», "Продолжи предложение"

Двигательная деятельность: : «Гонка мячей по кругу», «Пузырь», «Съедобное и несъедобное»( с мячом)

Трудовая деятельность: Полив растений.

Дежурство по столовой (накрой стол к завтраку)

Артикуляционная гимнастика.

Игры на развитие мелкой моторики.

Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.

 Фотографии русских музыкальных инструментов.

Организо-ванная образова-тельная деятель-ность

ПР

ДД

1.ООДЗанятие22.  РМП  Образовательные задачи.  Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование конструктивных навыков, умений раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке, измерять высоту различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий. Совершенствование навыков ориентировки по плану. Закрепление временных представлений.

.

Используемый методический материал:

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 386

Утренняяпрогулка

КД
ДД
ТД

Наблюдение: за ветром

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Машина ехала...», «Краски»

Труд: подмести дорожки от снега.

Самостоятельная деят-ть: катание на качели, карусель, горка.

Индивидуальная: по заданию физ.инструктора.

Работа перед сном

РР

 Чтение: «Хаврошечка»

Оздоровительные мероприятия после сна

Оздоровительная   гимнастика (комплекс № 2), закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам,  контрастные воздушные ванны

Вторая половина дня

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:

Беседа:  Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении.                                                    Загадки об орудиях труда крестьянина

Игровая деятельность: Д/и «Летает, плавает, бегает», «Угадай профессию по описанию», «Кого не стало»

Двигательная деятельность: «Узнай по голосу», «Горячая картошка»

Трудовая деятельность :   Мытьё предметов в игровом уголке «Парикмахерская»

Индивидуальная работа –

По зад. логопеда вторая подгруппа.

Внести папку с картинками орудия труда крестьян.

Предложить раскраски по теме недели

Предложить игры в уголке театра (по выбору детей).

С\р игра по желанию детей

Прогулка

Наблюдение: небом

П/ игры: «Краски», «Гуси -лебеди»

Труд – по выбору детей.

День недели

Режимное время

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

онспектДень недели, дата __среда________________________________________

Утро

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:                                       Прием детей                                                                          Утренняя гимнастика                                                               Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово. Городец и т.д                                      Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.(презентация)

Игровая деятельность: Д/ и «Поможем художнику»  »Сложи игрушку из частей», «Что изменилось», «Опиши, какая (какой)?»

Двигательная деятельность:

Упражнение «Море волнуется раз...»,«Человек к человеку»

Трудовая деятельность: дежурство по занятиям. Стирка   салфеток   и   тряпочек,   используемых   на   занятиях   по   аппликации

По заданию логопеда по подгруппам (тетрадь взаимодействия).

Предложить трафареты народных игрушек  (для обводки, закрашивания, штрихования)

Внести пластилин для лепки .Предложить слепить игрушку

Предложить для рассматривания картинки «Народные промыслы России»

Организо-ванная образова-тельная деятель-ность

ПР

ДД

1.ООДЗанятие. Восприятие художественной литературы:   Инсценировка театра. «Русских сказок»  Развивать интонационную выразительность речи,  творческое воображение, память; воспитывать интерес к русским сказкам.

.

Используемый методический материал:

 (конспект)

Утренняяпрогулка

КД
ДД
ТД

Наблюдение: за работой дворника.

Подвижные игры: «Попади в круг», «Ворона и воробей», «Попади в цель»

Труд: продолжать оказывать помощь мл.  воспит. в уборке снега с веранды.

Самостоятельная деят-ть: катание на качели, карусель ,горка, игра в хоккей..

игры с выносным материалом (лопата, совок, ведро, и т.д)

Работа перед сном

РР

Чтение:     А.Гайдар. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.

Оздоровительные мероприятия после сна

Оздоровительная   гимнастика , закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам,  контрастные воздушные ванны

Вторая половина дня

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Социально -коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:

Просмотр презентации «Национальности нашего края»

Чтение «По щучьему веленью»

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Скажи ласково», «Один – много», «Назови места звука в слове»

Двигательная деятельность: «Испорченный телефон», «Ракета», «Ты мой друг и я твой друг»

Трудовая деятельность: Протирание пыли со стульев, столов.

Индивидуальная работа –

По заданию логопеда (тетрадь взаимодействия).

Сюжетно-ролевая игра: Внести атрибуты для игры «Театр»                                                                                                                                                  

Внести для рассматривания лепбук по теме  

Заинтересовать настольно печатными играми

Прогулка

Наблюдение: за небом, облаками

П/ игры: по выбору детей

Труд – чистка снега на крыльце.

День недели

Режимное время

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

День недели, дата четверг_________________________________

Утро

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:

Прием детей.

Утренняя гимнастика.                                                           Утренний сбор.

Беседа: «Как праздники встречали на Руси? Просмотр презентации «Масленница»

Игровая деятельность:

 Д/и « Подбери дейстивие» ,  «Чей, чья, чье, чьи?» , « Что бывает короткое, длинное? »

Настольно-печатная игра: «Найди детеныша», «Шашки», «Домино».

Двигательная деятельность:

Упражнение «Рыбак и рыбки», «Узнай по голосу», «Горячая картошка»

Трудовая деятельность: навести порядок в игровых уголках.

По заданию логопеда по подгруппам (тетрадь взаимодействия).

Предложить игры на развитие мелкой моторики «Умные шнуровки».

Предложить рассмотреть  картинки и иллюстрации, книги опраздниках.

Внести раскраски по теме

Организо-ванная образова-тельная деятель-ность

ПР

ДД

1.ООДЗанятие.  Конструктивно-модельная/Позн.-исслед  «Воздух и его свойства»  Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Используемый методический материал:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Н.Е. Веракса, О.Р Галимов стр 59

Утренняяпрогулка

КД
ДД
ТД

Наблюдение: людьми, за ребятами на соседнем участке.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Аист», «Краски»

Самостоятельная деят-ть: санки, горка, хоккей.

игры с выносным материалом (лопата, ведро, и т. д)

Индивидуальная: по заданию физ.инструктора.

Работа перед сном

РР

Чтение: «Волк и семеро козлят»

Оздоровительные мероприятия после сна

Оздоровительная   гимнастика (комплекс № 2), закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам,  контрастные воздушные ванны

Вторая половина дня

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

СКД

ПР

ИГ

ДД

ТД

Коммуникативная деятельность:                     Беседа о бытовых предметах прошлого.                     Цель: развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок…)  

игра «Хочу и надо»

Рассматривание иллюстраций: «Режим дня»

Игровая деятельность: Д/и «Найди лишнее», «Я знаю пять...», «Мой день»

Двигательная деятельность: «Третий лишний», «Гонка мячей по кругу», «Ты мой друг и я твой друг»

Трудовая деятельность: Навести порядок в книжном центре..

Индивидуальная работа –

По зад.логопеда вторая подгруппа.

самостоятельная деятельность детей в игровых уголках

С\р игра по желанию детей

Прогулка

Наблюдение: ветром

П/ игры: по выбору детей

Труд –по выбору

День недели

Режимное время

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

День недели, дата  пятница________________________________

Утро

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Коммуникативная деятельность:

 Прием детей.

Утренняя гимнастика.

Утренний сбор:

Беседа:  «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?» Рассматривание куклы в национальном русском наряде.                                                                 Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.

Игровая деятельность: Настольно-печатная игра:« Времена суток».

Д/и«Палочки Кюизенера», «Вчера , сегодня , завтра»

Двигательная деятельность:

« Море волнуется раз... », « Арам-зам-зам»

Трудовая деятельность:

 Вытирать руки полотенцем. Накрывать на стол.

По заданию логопеда по подгруппам (тетрадь взаимодействия).

Предложить трафареты  (для обводки, закрашивания, штрихования)

Внести фотоальбом с русскими народными костюмами, головными уборами.

Заинтересовать играми на сенсорное развитие

Организо-ванная образова-тельная деятель-ность

ПР

ДД

1.ООДЗанятие. Изобразительная деятельность:  Аппликация «Матрешка» Продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику, творческие способности.

Используемый методический  

                   

             Конспект

Утренняяпрогулка

КД
ДД
ТД

Наблюдение: за солнцем

Подвижные игры: «Не попадись»

Труд: продолжать оказывать помощь дворнику в уборке участка.

Самостоятельная деят-ть: катание на качели, карусель, горка, .

игры с выносным материалом (лопата, ведро, и т. д)

Индивидуальная: по заданию физ.инструктора.

Работа перед сном

РР

Чтение: «Снегурочка»

Оздоровительные мероприятия после сна

Оздоровительная   гимнастика (комплекс № 2), закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам,  контрастные воздушные ванны

Вторая половина дня

Интеграция образов.

областей

Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

СКД

ПР

ИГ

ДД

ТД

Коммуникативная деятельность:

 Беседа: подводим итоги по пройденной теме (о чем говорили? что узнали нового? и т.д)

Показ сказки малышам

Игровая деятельность/и «Что сначала , что потом ».

Двигательная деятельность: «Третий лишний»

Трудовая деятельность:  Уход за игрушками их мытье.

Индивидуальная работа –

По зад.логопеда вторая подгруппа.

Предложить раскраски на тему
«Русские народные художественные
промыслы»

 Настольно-печатная игра:

по желанию детей

Прогулка

Наблюдение:за людьми

П/ игры: по выбору детей

Труд – по выбору детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование на тему "Знакомство с народной культурой и традициями"

Цель: Расширять представления о народной игрушке( дымковская игрушка, матрёшка и др.) Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при ор...

Календарно –тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Народная культура и традиции»

laquo;Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы

Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника»  Сетка НОД старшая груп...

Календарно – тематическое планирование по теме: «Знакомство с народной культурой и традициями» в подготовительной, старшей, средней , во второй младшей группах.

Календарно – тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» в подготовительной  группе.ДеньРежим (указать время)Совместная деятельность взрослых и детейОргани...

Календарно- тематический план на тему: «Знакомство с народной культурой и традициями» (младший дошкольный возраст 3-4 года)

Календарно- тематический план на тему: «Знакомство с народной культурой и традициями»(младший дошкольный возраст 3-4 года)...