Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»
консультация

Нуруллина Ания Хамитовна

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»

  Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

      Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.

      Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. 

      Этнокультурное воспитание на современном этапе,  направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.         Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.

        В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены:

– наличие представлений об этнокультурной действительности. Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального самосознания старших дошкольников;

– развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры;

– развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные),формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты.

      Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, интегративные процессы проецируют схожие элементы в структуру и содержание народных праздников разных народов.

       В связи с этим,  при выборе народных праздников для проведения целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к этнокультуре нами учитывался ряд положений:

– гармонизация фольклорного материала разных этнокультур;

– принцип сезонности;

– ориентир на единую тему, идею, что осуществляет гармонию национальных (специфических) и общечеловеческих элементов культуры.

      Народные танцы как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.

Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

   Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

– введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;

– использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;

– применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);

– внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

Этнокультурное воспитание используются в:

1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия мы определяем доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом – музыкальная, в третьем – познавательная.

     Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном – разучивают песенки и хороводные игры.  На физкультурных занятиях,  знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.

2. Познавательные, этические, эвристические беседы проводим на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, стрим на основе:

знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;

наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.

4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: у русского народа: Масленица,; у народов татар : Навруз, Курбан байрам, Сабантуй.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).

6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, музей. Задачи данного вида деятельности – активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.

          На прогулках предлагаем детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Тюлячи и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.

Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:

        1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное – несъедобное», «Старинное – нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти – туфли, косоворотка – рубашка, стиральная доска – машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).

        2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.

Например, предлагаем представить, что дети в лесу, на необитаемом острове, какой – нибудь республике и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.

         3. Метод игра – путешествие используется для уточнения знаний детей.

        4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.

       5. Словесный метод.

Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую – все относящееся к татарской культуре».

Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей – на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний – сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

        6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами. Кроме того, у каждого ребенка есть тетрадь- альбом, в которой он при помощи знаков, символов, рисунков отражает все то, что узнал на занятии, экскурсии и что ему понравилось.

        7. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.

       Темы исследований предлагаются воспитателями в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов:  «Родословная моей семьи» и т.п.  Все перечисленные методы используются  и другими  педагогами нашего детского сада  в разных организационных формах и видах деятельности.

      Наш детский сад – многонационален, каждый ребенок, является представителем своего мира, традиций, культуры. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям, как своего, так и других народов – одна из задач нашего коллектива. Воспитанники детского сада по генетическим основаниям относятся к 38 национальностям . Одна из доминирующих целей деятельности образовательного учреждения связана с обновлением содержания работы с детьми и родителями на основе социокультурных ценностей и идеалов разных народов. Реализация данной цели осуществляется по разным направлениям.

    С  ноября  2015г. МБДОУ  «Детский сад «Руслан» работает как инновационная площадка по теме: «Формирование  межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства».

      При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

      Использование потенциала семьи осуществляется путем:

привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);

         участия родителей в выставках семейного творчества;

         устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

         предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.

         создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;

         проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных воспитателем;

         совместное с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;

     На базе ДОУ с помощью родителей и представителей диаспор создан мини–музей национальных культур.  В рамках ФГОС к программам дошкольного образования – это формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур.

     В нашем учреждении накоплен положительный опыт работы с семьями обучающихся дошкольников. Созданы особые взаимоотношения с родителями: информационная откровенность, партнерство, сотрудничество, конструктивность.

Продуманные и предусмотренные нами формы работы, предполагали встречи, на которых у родителей была возможность не только самим узнать что-то новое, но помочь своим детям окунуться в мир национальной литературы.

Результаты работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии необходимы, так как они делают детей и родителей ближе духовно, способствуют успешному формированию социального опыта обучающихся детей. Именно с этой целью продолжается работа по созданию Программы взаимодействия «Родитель – ребенок – педагог». Работа педагогов с родителями проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.  

      В результате такой работы дети научились любить свой край, родную природу, бережно относиться к ней. Общение, с природой и истоками культуры  разных народов  облагораживают человека, позволит полнее ощутить красоту жизни. Дети стали наблюдательны, любознательны, обогатилась речь, расширился кругозор, стали более тесными отношения с родителями.

       В будущем мы планируем продолжать начатую работу в этнокультурной осведомленности детей.

        Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.
      Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей разных народов; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.

 

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из направлений работы МБДОУ является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Задачей современного детского сада и дополнительного образования является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего детства, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. И сегодня выявим, насколько мы овладели подобными знаниями.

 Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной  из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,  «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.

   Мой проект «Знай свой край!» является частью духовно-нравственного развития и воспитания наших воспитанников. Задачами этнокультурного содержания программы являются  изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.

             Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы по изучают  отдел «Жизнь и быт русских и татар», «Национальная одежда русских и татар». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы.  Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями  изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны».  

              Деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сабантуй, Масленица, так как в нем принимают участие  все воспитанники , родители, бабушки и дедушки, педагоги. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.  Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека.       

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа.В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения воспитанников и родителей в общественно-полезную работу ради благо красоты малой Родины в ДОУ реализуются акции «Милый край» и «Сохрани жизнь дерево». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших.  Одним из мероприятий в этом направлении является мероприятия посвященные ко дню пожилых и  9 мая, где дети поздравляют бабушек и дедушек с праздниками и устраивают для них концерты. 

              Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными.

Балаларны традицион кыйммәтләр белән кызыксындыруны тагын да камилләштерү, туган телгә мәхәббәтне фольклор, тарихи ядкарьләр, этник сәнгать аша үстерү максатында оештырылган әлеге чарада районыбызның Үрәсбаш һәм Югары Чура авыллары балалар бакчалары мөдирләре Любовь Павлова һәм Людмила Алексеевалар да катнашты. Семинарны ТР мәгариф һәм фән министрлыгының милли мәгариф һәм төбәкара хезмәттәшлек бүлеге җитәкчесе Раиф Зиннәтуллин, ТР керәшен иҗтимагый оешмасы башкарма комитеты җитәкчесе, “Туганайлар” газетасының баш мөхәррире Людмила Белусовалар ачып җибәрде. Белем бирүдә этник кыйммәтләр һәм культураларның буыннан-буынга күчүе, туган телебезне саклау максатында оештырылган этнокультуралы лагерьлар, атнакөн мәктәбенең эш тәҗрибәләре, уку китаплары, этнокультура компонентларын кулланып дәресләр оештыру хакындагы чыгышлар семинарда катнашучыларда аеруча зур кызыксыну уятты.

Белем һәм тәрбия бирү милли традицияләргә таянып, халык педагогикасы нигезендә алып барылырга тиеш – семинарны оештыручылар, чыгыш ясаучылар, фикер алышучыларның төп фикере әнә шул булды.

Этник мэдэният


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края"

Приобщение детей к истокам родной культуры, любви к малой родине...

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

«Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края»

презентация к педагогическому совету на тему "Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края"

Ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в д...

Доклад на тему"Духовно-нравственное воспитание на основе традиций родного края"

В настоящее время, необходимо уделять особое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомст...

Нравственно - патриотического воспитание через изучение истории родного края

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви ...

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край»

Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию  «Люби и знай родной свой край»Воспитание нравственных чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является...