Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.
статья (младшая группа)

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного феномена, следует раскрыть термин «восприятие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного феномена, следует раскрыть термин «восприятие».

В общей психологии, как и в педагогике, рассматриваемая нами категория относится к числу основных. Восприятие (лат. perseptio) - это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Через восприятие человек во многом постигает мир. Исследованию этого феномена посвящены работы психологов и педагогов на различных исторических этапах.Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействие физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [6, с. 200].Через восприятие человек во многом постигает мир. Выдающийся психолог советской эпохи С.Л. Рубинштейн писал: «Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета», т.е. подчеркивается, что восприятие обязательно предполагает осознание смысла того явления, на котором оно сосредоточено. С точки зрения педагогики, это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Возвращаясь к понятию «музыкальное восприятие», отметим, что это разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства и направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.

Проблема восприятия музыки, музыкального восприятия не является новой. Она раскрывается в работахГ.В. Иванченко, Д.Б. Кабалевского, Б.С. Рачиной, Е. Назайкинскогои др.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие [14, с. 152].

Интересен подход, предложенный Е. Назайкинским, который считал необходимым развести понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый из терминов, по его мнению, более широкий, включает в себя и второй, при этом он более соответствует психологической традиции и отражает ситуацию, «когда субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы».В свою очередь, музыкальное восприятие направлено на «постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический, художественный феномен» [11, с.91-92]..

        В контексте нашего исследования, мы считаем, правомерно использовать термин «музыкальное восприятие», включающий в себя первоначальное слушание и эстетическое освоение музыкального явления. Музыкальное восприятие – есть процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа, в основе которого лежит оценочное отношение к произведению. Важно формировать именно музыкальное восприятие – восприятие, «адекватное музыке, ее художественному смыслу». [16,  с.15].

Музыкальное восприятие представляет собой сложный процесс. Композиторы осознанно или неосознанно используют особенности музыкального восприятия и тем самым активизируют все психические функции (эмоциональная реакция, понимание, оценивание) слушателя, в связи, с чем есть отличие между слышанием, слушанием и восприятием музыки.

Музыкальная психология рассматривает музыкальное восприятие как активную творческую деятельность, т.к. в самом акте восприятия заложен процесс приобщения к творчеству. Активность привносит и то, что постоянно осуществляется слуховой контроль, происходит процесс узнавания, как бы «ощупывания предмета». Помимо активности музыкальное восприятие характеризуется целым рядом качеств, в которых выявляется его благотворное, развивающее влияние на психику человека, в том числе на мыслительные способности. Музыкальное восприятие, как никакое другое, отличается яркой эмоциональностью и образностью. Оно затрагивает различные стороны эмоциональной сферы. Несмотря на абстрактность музыкального языка, музыкальное содержание многообразно и рельефно по образам. И специфика их восприятия заключается не в строгой зафиксированности этих образов, а в их вариантности. С музыкальным восприятием, присущей ему оценочной деятельностью связана работа репродуктивного мышления. В процессе музыкального восприятия происходят различные логические операции, в том числе сравнение. Это позволяет отметить в музыкальном восприятии осмысленность. С ней тесно связана ассоциативность, которая исключительно разнообразна по природе [13, с. 73-76].

        Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. Многие из них, В.К. Белобородова, В.В. Медушевский, Б.С. Рачина, В.Д. Остроменский, отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей:

        - Целостность, т.к.музыкальное произведение воспринимается личностью, в первую очередь, как целое на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра;

        - Эмоциональность, как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. В тоже время, восприятие тесно связано с мышлением и невозможно без осознанного понимания того, что воспринимается. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики. Б.В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд»;

        - Образность, т.к. воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит глубина и тонкость восприятия музыки.

        На основании рассмотренных выше особенностей музыкального восприятия выделяется следующее определение исследуемого нами понятия, т.е. музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения.

        В тоже время в современных научных источниках выделяются и другие свойства музыкального восприятия, такие как:

        Ассоциативность. Характер и объем ассоциаций зависит от самой личности воспринимающего. Обилие ассоциаций, их яркость свидетельствуют о богатой творческой фантазии, художественной одаренности человека. Важным условием полноценного восприятия является сосредоточенность внимания и интерес к слушаемому произведению.

        Избирательность проявляется в произвольном или непроизвольном выделении отдельных средств музыкального языка и основана на деятельности музыкального слуха и мышления. В широком смысле избирательность проявляется в предпочтении (осознанном или неосознанном) определенного стиля, жанра и т.д.

        Вариативность выражается в изменчивости восприятия одним и тем же человеком одного и того же музыкального произведения в разных условиях.

        Как свойство музыкального восприятия константность лежит в основе процессов узнавания. В музыке константными являются мелодия, тембр, ритм, гармония, фактура. Константность облегчает восприятие, организует его [18, с.23].

        В основе восприятия лежит сложный психический процесс постижения музыкального произведения, на первых этапах которого главным образом воспринимается его «внешний слой» [14, с.176]. Слышать, слушать  музыку – это не только откликаться на нее, но и понимать ее содержание, различать характер, следить за развитием образа (сменой интонаций, настроений),  внутренне представлять ее звучание.

Анализ экспериментальных исследований и практических наблюдений позволяет выделить пять структурных компонентов музыкального восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку; музыкальный слух; мышление; память; способность к творчеству. Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время, как уже отмечалось эмоции, мышление и другие компоненты входят в понятие музыкального восприятия как необходимые составные части. [10, с 87].

Каждый из вышеназванных компонентов является необходимой действенной частью исследуемого процесса.

Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом музыкальной деятельности, причем слушание музыки, ее восприятие – это такой вид, который воспитывается и прививается человеку с детства, т.е. слушают музыку все, а слышат и воспринимают ее немногие.

        Степень восприятия музыки при ее слушании прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Педагогической науке известны три основных типа слушательской реакции:

        а) полное непонимание (когда восприятие музыки осуществляется как звуковой хаос, лишенный организующего начала);

        б) обобщенное малодифференцированное восприятие музыки без глубокого проникновения во внутреннюю структуру произведения с непосредственной эмоциональной реакцией;

        в) истинное понимание музыки с осознанием связей, составляющих ее элементов, ее внутренней структуры; его конечный результат – восприятие музыкального образа как явления осмысленного [13, с.192].

        Полнота и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и о мастерстве композитора и исполнителя. Таким образом, можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.

Подводя итог вышесказанному, констатируем, чтомузыкальное восприятие можно определить и как:

- активный внутренний процесс постижения музыкального образа, единство эмоционального и осознанного;

- способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором и получать от этого эстетическое удовольствие, диалог с помощью музыкальной речи между слушателем, исполнителем и композитором.

К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, целостность восприятия, осознание и осмысленность, опыт прослушивания музыкальных произведений. Чтобы понять содержание произведения необходимо научиться интонационномыслить, что «значит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию лирического героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами» (В.В. Медушевский). При восприятии музыки важен момент осознания услышанного, понимания-прозрения. Осознавая эмоции, человек обогащается новыми для него переживаниями, открывает неизвестные до сих пор чувства, обнаруживает в себе способность понимать, сопереживать и сочувствовать людям.

Таким образом, сущность музыкального восприятия заключается в способности слушать ее, переживать или эмоционально откликаться, а активные музыкальные занятия, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности, углубленное изучение музыкальной теории и истории, способствуют полноценному музыкальному восприятию, которое необходимо развивать.

        Развить музыкальное восприятие – это, значит, не только научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, но и включить его в процесс активного сотворчества и сопереживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и содержание понятия «страх»

У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»....

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными....

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Консультация для педагогов и родителей об особенностях развития детей раннего возраста...

Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и деть...

Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе

Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение эт...