Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"
рабочая программа

Непейвода Наталья Гермогеновна

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. 

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. 

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. 

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. 

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. 

Но, как показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Веселый оркестр"303 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 100 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

МАДОУ «Детский сад № 100»

наименование организации

ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

МАДОУ «Детский сад № 100»

г. Сыктывкара

Протокол № 3

от «27» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАДОУ «Детский сад № 100»

г. Сыктывкара
______________М. В. Салькова

Приказ № 64/7 от 
«08» сентября 2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА

 «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»

Направленность: художественно-эстетическая

Предназначена для детей дошкольного возраста:

3-4 года (вторая младшая группа)

6-7 лет(подготовительная группа)

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Непейвода Н.Г.,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Оглавление

I.Целевой раздел        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.1.1.Цели и задачи Программы        5

1.1.2. Принципы   и подходы к формированию Программы        6

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста воспитывающихся в образовательной организации.        7

1.2.Планируемые результаты освоения программы кружка.        8

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по кружку.        9

II.Содержательный раздел        13

2.1. Учебный план кружка        13

2.2. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации Программы.        13

2.3.Содержание программы для детей старшей группы        14

2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.        21

III.Организационный раздел        22

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка        22

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы        23

3.3.Перечень методической литературы        25

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Веселый оркестр» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15 августа 2013 № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг».
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 года № 30468).
  • Положение об организации деятельности по оказанию платных образовательных и иных услуг.
  • Уставом МАДОУ «Детский сад № 100 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
  • Положение об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.  

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.  

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.  

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.  

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.  

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.  

Но, как показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый оркестр» разработана на основе программ И. М. Каплуновой «Наш оркестр» С.-Пб, 2013г., Н. Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», М., Просвещение 1990г., что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность за рамками основной образовательной программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

1.1.1.Цели и задачи Программы

Направленность Программы: художественно-эстетическая

Цель: Создание условий для формирования творческих способностей и развития индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и игры на детских музыкальных инструментах. 

Поставленная цель будет достигнута посредством реализации следующих задач:

  1. Приобщение детей к освоению азбуки пятой, шестой ступени музыкальной культуры дошкольника; развитие музыкально-эстетического восприятия произведений народной, классической и современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах, расширяя объем музыкальных впечатлений.
  1. Мотивация детей на освоение азбуки пятой, шестой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах (металлофон, барабан, бубен, треугольник, коми народные инструменты: шур-шар, зиль-зёль, серапалич, тутш – тотш, тодткодчан, группа инструментов перкуссиа: чаймс, вуд блок, огого двойной, кокорико, гуиро), а также на самодельных ритмических игрушках.
  1. Мотивация детей на освоение азбуки пятой, шестой ступени творческой (инструментальной) импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах.
  2. Участие в конкурсах, концертах, в театральных постановках.

1.1.2. Принципы   и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценности детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2.Уважение личности ребенка;

3.Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;

4. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

5. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, а полученная ребенком информация должна иметь возможность применения в практической деятельности;

6.Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

7.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который предусматривает объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса;

8. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста воспитывающихся в образовательной организации.

Одним из основных условий формирования и, в последующем, реализации Программы «Весёлый оркестр» является учёт возрастных, психофизиологических особенностей развития дошкольников:

3-4 года

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

          Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.

6 – 7лет

На седьмом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ.

В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации.

При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микро координации движения руки.

Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты.

В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах.

1.2.Планируемые результаты освоения программы кружка.

3-4 года

  • Владение детьми ударными детскими музыкальными инструментами (ксилофон, бубен, треугольник, деревянные ложки, клавесы, барабан, маракасы).

У детей развиты (в соответствии с возрастом):

  • специальные ритмические навыки: хлопать длинные и короткие звуки, координировать свои действия с музыкой (началом и концом музыки, ее темпом);
  • координация речи и движения (хлопать и говорить в ритме простейшие фразы);
  • пространственные представления: низко - высоко, длинный - короткий, громко-тихо.
  • тембровое восприятие (различают звучание инструментов);
  • эмоциональное и физическое раскрепощение.

6-7 лет

  • Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.
  • Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.
  • Владение навыками игры на разных инструментах.
  • Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента).
  • Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.
  • Игра в оркестре.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по кружку.

Мониторинг уровня владения детьми навыками игры на музыкальных инструментах является частью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Веселый оркестр».

В результате анализа индивидуальных данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития музыкальных способностей, так и уровня владения навыками игры на музыкальных инструментах

В мониторинге используется методика К.В.Тарасовой. Мониторинг проводится в начале учебного года и в конце.

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы.

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников (игра на музыкальных инструментах);
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Категория оценивания

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Уровень несформированности: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Уровень формирования: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Уровень сформированности: Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – МЫШЛЕНИЯ (по показателю словесных характеристик)

Уровень несформированности: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Уровень формирования. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может  почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Уровень сформированности. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (творческое мышление)

Уровень несформированности. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу-вверх и сверху вниз. Ритмическая структура проб беспорядочна.

Уровень формирования. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия.

Уровень сформированности. В импровизациях на музыкальных инструментах творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки.

Инструментарий для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман
  2. Предложить импровизировать любую мелодию совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка.

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

3. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Тембровый слух.

1. Игра «Теремок». Детям определить какой инструмент звучит (металлофон, ксилофон, фортепиано, духовая гармоника, колокольчики, набор Перкуссия, барабан)

        Звуковысотный слух

1. Дидактическая игра «Большие и маленькие» Детям предлагаются картинки на которых изображены Животные, дети и.т.д

II.Содержательный раздел

2.1. Учебный план кружка

Возрастные группы

Количество занятий в неделю

(количество минут)

Количество занятий в месяц

(количество минут)

Количество занятий в год

(количество минут)

2 младшая группа

2(30)

8(120)

64(960)

Подготовительная

2(60)

8(200)

64(1600)

Итого

2(90)

8(320)

64(2560)

2.2. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации Программы.

Программа включает в себя 64 занятия. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю  по 15 минут для детей 2 младшей группы, по 30 минут для детей подготовительной группы. В середине занятия проводится физминутка.

Форма предоставления дополнительной платной услуги: подгрупповая. Форма обучения – очная, рассчитана на 1 год с детьми 2 младшей и подготовительной групп группы в составе 10-15 человек. Язык обучения – русский.

Руководитель кружка в течение года представляет творческие отчёты: выступления детей на утренниках, в конце учебного года проводит два итоговых мероприятия для родителей. Итоговые мероприятия проводятся в форме утренников, представлений, творческих выступлений детей для родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих данный кружок.

В течение учебного года по согласованию с руководителем учреждения допускается незначительная корректировка учебно-тематического плана занятий.

 Занятия начинаются с 01 октября и заканчиваются 31 мая.

Содержание программы для детей второй младшей группы

С Е Н Т Я Б Р Ь

за

нятия

Тема занятия

Задачи

Формы организации образовательного пространства

Репертуар

1

Юные музыканты

Знакомство детей с простейшими ударными (ритмическими) инструментами (погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком), демонстрация приемов игры на них. Способствовать проявлению интереса детей к занятиям посредством вовлечения их в музыкальные игры. Стимулирование интереса к музыке, потребности в ее слушании для выполнения игровых упражнений.

Организационное занятие.

Беседа, слушание «Дождик»    В. Косенко музыкальные игры

Музыкальные игры: «Дождь», «Бабочки», «Сорока-ворона», «Строим дом»

2

Погремушка как музыкальный инструмент

Продолжить знакомить детей с простейшим ударным (ритмическим) инструментом- погремушкой.

Демонстрация приёмов игры на погремушке. Упражнения, игры с детьми.

«Игра с погремушками» Ф.Флотова

3,4

Приёмы игры на погремушке.

Знакомство с приемами игры на

погремушке:

встряхивание,

удар погремушкой по ладошке,

удар ножкой погремушки по

(столу).

Демонстрация и отработка приёмов игры на погремушке. Ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры с детьми.

1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

4. Игра «Сохрани погремушку»

5

Такие разные звуки

Формирование представлений детей о высоких и низких звуках, о динамике музыки (тихо - громко).

Веселая музыка - грустная. Медленная музыка – быстрая.

Упражнения, музыкально-дидактические игры с детьми.

«Птица и птенчики» Е.Теличеевой; «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова

6

Такие разные звуки

Формирование умений различать высокий звук (ребенок), средний (мама), низкий (папа) звук.

 Речевое упражнение «Веселый дождик» М. Картушина (сборник «Забавы для малышей»)

Игра с погремушками (рус.нар.мел.)

7,8

Развитие практических умений в игре на погремушке.

Формируем умения детей с помощью погремушки передавать ритмический рисунок своего имени;

- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз;

- выполнять конструктивные импровизации на погремушке Развиваем муз-ритм. слух, творческие способности детей

Обыгрывание сценки «Петрушка», «Танец с погремушками» М. Картушина

игровые упражнения, простейшие импровизации

«Баю-баю, баю-бай» (рус. нар. потешка)

 «Дождик» (рус.нар.потешка) (сборник Н. Сорокина «Развитие творческих способностей»)

«Небо синее» Е. Теличеевой

О К Т Я Б Р Ь

9

Знакомство с бубном.

Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическим) инструментом- бубном. Формировать умение правильно держать бубен в руке.

Упражнения, игры с детьми.

Музыкально-дидактическая игра «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой

10,11

Развитие практических умений в игре на бубне.

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Формируем умения правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Освоение приема «встряхивание». Работаем над действиями с бубном без кистевого напряжения. Развиваем ритм. Добиваемся четкого удара.

Демонстрация приёмов игры с бубном.

С. Рахманинов «Итальянская полька» (фортепиано)

12,13

Упражнения с бубном.

Формируем умения детей с помощью бубна передавать ритмический рисунок своего имени;

- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз;

- выполнять конструктивные импровизации на бубне

Упражнения, игры с детьми. Свободные пляски с бубном

«Пляска котят» В. Герчик

14

Погремушка. Бубен.

Закрепляем умения исполнять знакомые упражнения в игре на погремушке, бубне в различных игровых ситуациях. Развитие творческих способностей

Озвучивание стихотворений, народных потешек.

«Пойду ль я», р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м.

15

Барабан.

Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическими) инструментом -  барабаном.

Демонстрация приёмов игры с барабаном. Упражнения, игры с детьми.

М.Д.И. «Какой бывает дождик?»

16

Знакомство с игрой на барабане.

Показ приемов игры: одновременные удары одной и

двумя палочками, поочередные удары правой и

левой рукой, барабанная дробь. Развитие практических умений в игре на барабане.

муз.- дид. игра «Барабанщики»

А. Красева

 Песня «Барабан» (подыгрывание)

«Веселая песенка» И. Евкодимова

 «Марш» С. Парлова

17

Умелые барабанщики.

Формируем умения детей с помощью барабана передавать ритмический рисунок своего имени;

- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз;

- выполнять конструктивные импровизации на  барабане.

Формируем умение в различении ритма шага и бега, поощряем игру на детских инструментах. Поощряем стремление к игре с шумовыми музыкальными инструментами в соответствии с предложенным образом. Продолжаем работу над развитием ритмического слуха.

муз.- дид. игра с куклой

М.Д.И. «Угадай на чем играю»    Е. Тиличеева

Музыкально-творческое задание «Теремок»

«Кукла шагает и бегает» Е. Тиличеева

Н О Я Б Р Ь

18

Погремушка, бубен, барабан.

 Закрепление практических умений детей на любом музыкальном инструменте передавать ритмический рисунок своего имени;

- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз;

- выполнять конструктивные импровизации на погремушке, бубне, барабане.

Речевые упражнения, озвучивание стихотворений, народных потешек.

Упражнение «Разминка» Е. Макшанцева

Слушание «Саночки»    

 А. Филлипенко

19

 Колокольчики (валдайские, маленькие,

средние)

Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическим) инструментом -  колокольчиком.

Прослушивание звучания. Игры с детьми.

«Колокольчики звенят» В.Моцарта;

«Чей колокольчик» М.Раухверга;

20

Знакомство с игрой на колокольчиках.

Показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание, толчок пальцем.

Учить правильно держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку. Обучение приему «трель». Формируем умения детей играть на колокольчиках различной высоты, отмечая сильную долю такта;

Развивать муз-ритм. слух.

Демонстрация приёмов игры с колокольчиком. Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки»

 «Игра с колокольчиками»

Е. Тиличеева

 

Слушание «Белочка»

Н. Римский-Корсаков

Песня «Музыка леса»      М. Картушина

21

Ах, колокольчики звенят!

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

 Игры с колокольчиками  М.Д.И. «Лошадка скачет медленно и быстро»

«Ёлка» Т. Попатенко («трель»)  

Д Е К А Б Р Ь

22,23,24

Как умеем мы играть!

Закрепление практических умений детей в игре на погремушке, бубне, барабане, колокольчике.

Совершенствование приемов игры.  Развитие самостоятельности в исполнении.

Закрепление умения детей передавать простейший ритмический рисунок хлопками, используя знакомые ударные (ритмические) инструменты погремушка, бубен, барабан, колокольчик.  

Прослушивание, сравнение звучаний инструментов, игры и упражнения

«Чей колокольчик» М.Раухверга; «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой; «Полька» М.Глинки; «Петушок», рус.нар.мелодия; «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова; «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой

25,26

Играем вместе!

Формирование первоначальных умений совместной игры на ДМИ. Учить детей вместе начинать игру на ударных инструментах после музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием звучания музыки. Соблюдать общий темп и динамику.

Совместная игра

«Маленькие музыканты» В.Семенова

27

Элементарная музыкальная грамота

Познакомить с звуками. Длинные, короткие звуки. Развитие музыкального слуха.

Прослушивание, пропевание

«Полька» М.Глинки;

«Поезд» Н.Метлова;

«Маленький

вальс» Д.Кабалевского

28

Творческий отчёт

Я Н В А Р Ь

29,30,31,32

Наш оркестр.

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

Коллективная игра

Музыкально-творческое задание «Мышка и мишка», «Летит снежок»

Повторение репертуара сентябрь - декабрь

Ф Е В Р А Л Ь

33.

«Веселые ложкари»  

Познакомить с современными народными коллективами.

 Показ видеоролика «Веселые ложкари»  

34,35

Знакомство с деревянными ложками, маракасиками, деревянными палочками.

Познакомить детей с простейшими ударными (ритмическими) инструментами - деревянные ложки деревянные палочки, маракасики. Знакомство с игрой на деревянных ложках, палочках, маракасиках.

Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». Учить правильно держать  палочки, маракасики в руке.

Слушание «Моя лошадка» А. Гречанинов

Демонстрация приёмов игры на ложках, палочках, маракасиках. Упражнения, игры с детьми

1. «Ладушки», р.н.м.

2. «Лошадка» Потоловского

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой  

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

36,37,38

Деревянные ложки, маракасики, деревянные палочки.

Формирование умений детей:

- отмечать на ударных (ритмических) инструментах (деревянные ложки, маракасики, деревянные палочки) сильную долю такта, метрическую пульсацию;

- играть простейшие ритмические рисунки.

- ускорять и замедлять темп при игре на ударных инструментах;

- воспроизводить на ударных инструментах ритм простых потешек и стишков.

Слушание «Маленькая полька»   Д. Кабалевский

Упражнения, игры с детьми на деревянных ложках, маракасиках, деревянных палочках.

«Полька» М.Глинки; «Аннушка», чеш.нар.песня; «Марш» Т.Попатен-ко; «Вальс» С.Майкапара; «В садике» С.Майкапара, «Поезд» Т.Попатенко

«Кукушка», «Андрей-воробей», рус.нар.песни;

39,40

Наш оркестр.

Развитие умений в коллективной игре на ДМИ В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру. Соблюдать общий темп и динамику.

Коллективная игра на ДМИ

Грамзапись любой русской народной мелодии; «Колесико», латыш, нар.танец, обработка И.Арсеева

М А Р Т

41,42

Знакомство с металлофоном.

Познакомить ударным инструментом –ксилафон трубчатый(3). Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приемы игры. Формировать умение самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона.

Показ приемов игры на металлофоне.

Упражнение с молоточками без

музыки.

«Андрей-воробей» Е. Тиличеевой

Песня «Солнышко встань» Б. Барток

43,44

Развитие элементарных практических умений в игре на металлофоне  из 4 пластинок.

Формирование первоначальных умений игры на ксилафон трубчатый(3). Обучить правильному положению молоточка в руке, выполнить подготовительные упражнения. Развивать звуковысотный слух.

Игровые упражнения «Дождик», «Часики», «Ручейки», «Дятел»

«Цыплятки»

«Лесенка» Е. Тиличеевой

45,46,47

Развитие элементарных практических умений в игре на металлофоне.

Обучение приемам игры на ксилафон трубчатый(3): удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваемся отскакивания

молоточка от пластиночки, стремимся к

красивому звуку. У детей формируем умения:

- играть на ксилафон трубчатый(3). поступенно движение мелодии вверх и вниз;

- передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический рисунок мелодии;

- уметь в движении показать паузу (разводят руками или присаживаются)

Продолжать учить передавать на ударных (ритмических) инструментах метрическую пульсацию и сильную долю.

Игры и упражнения на металлофоне «Дождик» (тихий-сильный), «Ручейки», «Птички», «Цыплята»

«Дятел», «Мышка» индивидуальная работа

«Лесенка» Е.Тиличеевой; «Василек», рус.нар.песня; «Зайка», рус.нар.песня; «Андрей-воробей» рус.нар.песня.

«Гавот» Ф.Госсека; «Часики» М.Вольфензона; «Бульба», белорус, нар. Мелодия

48,49,50

Совершенствование элементарных практических умений в игре на металлофоне.

Совершенствование приемов игры на развитие самостоятельной игры. Исполнение импровизации «Дождик» на ксилафон трубчатый(3) . Передача различным ритмическим рисунком имя друга (Оля – Оленька, Коля – Коленька и т.д.). Звукоподражание голосам животных и птиц. Конструктивные импровизации на деревянных ложках, металлофоне, деревянных палочках, маракасиках.

Импровизация, ритмический рисунок, звукоподражание

М.Д.И. «Где мои детки»  Н. Кононова

Шум дождя – звуки природы.

Голоса животных –звуки.

А П Р Е Л Ь

51,52,

Элементарная музыкальная грамота.

 Развиваем музыкальный слуха. Формируем понятия «долгие и короткие звуки» - та та   ти-ти  та.

Музыкальные упражнения на проекторе «В лесу» на развитие чувства ритма.

 Развивающие мультфильмы про ноты.

53,54,

Элементарная музыкальная грамота.

Продолжаем развивать музыкальный слух.

Длинные, короткие ноты.

Прослушивание, сравнение

«Полька» М.Глинки;

«Поезд» Н.Метлова; «Маленький вальс» Д.Кабалевского

55,56

Наш оркестр.

Формирование умений своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдая общий темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей. Развитие умений в коллективной игре на ДМИ

Коллективное исполнение

Грамзапись любой русской народной мелодии; «Полька» М.Глинки; «Музыкальная шкатулочка» С.Майкапара

57,58,

Наш оркестр.

Развитие умений в коллективной игре на ДМИ. В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру. Соблюдать общий темп и динамику.

Коллективное исполнение

Грамзапись любой русской народной мелодии; «Колесико», латыш, нар.танец, обработка И.Арсеева

М А Й

59

Настоящие музыканты.

Познакомить с конструктивными особенностями и приемами игры на ударных ритмических инструментах (кастаньеты, треугольник, трещотка, тарелки).

Рассказ об оркестре, о музыкантах. Наглядный показ (слайды, презентации)

Слушание: «Рожок пастуха» (рус.нар.мел.)

Упражнения-игры: «Ноги и ножки» Е. Тиличеева, «Водичка», «Конь ретивый»(рус.нар.потешки)

60,61

Наше творчество.

Развитие творческих способностей.

На музыкальных инструментах попытаться изобразить движения различных животных (ходит медведь, прыгает зайчик, поет птичка и т.д.) Конструктивные импровизации на кастаньетах, барабане, бубне, колокольчиках,  ксилафон трубчатый(3).  и других

Создание ритмического рисунка, изображение на ДМИ движений разных животных, импровизации

Музыкальные мультимедийные клипы. Оркестровки.

62,63

Наш оркестр.

Закрепление умений в коллективной игре на ДМИ. Отрабатывание умений своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдая общий темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей.

Музыкальные инструменты по выбору детей.

Коллективная игра на знакомых инструментах.

«Месяц май» Е. Тиличеевой

64

Творческий отчёт

Игра в оркестре знакомые

2.3.Содержание программы для детей подготовительной группы

О К Т Я Б Р Ь  (8 занятий)

за

нятия

Тема занятия

Задачи

Формы организации образовательного пространства

Репертуар

1.

Организационное занятие «Юные оркестранты»

  1. Познакомить детей с видами оркестров (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов)
  2. Познакомить детей с инструментами разных видов оркестров

«История возникновения оркестра, ансамбля» «Инструменты дирижера» «Инструменты симфонического оркестра»

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение коротких произведений

Слушание произведений в исполнении Образцового военного оркестра Почетного караула; Симфонического оркестра под управлением В. Гергиева; Оркестра народных инструментов Чтение «Музыка всюду живёт» В. Семернина;  «Три оркестра» Л.Яковлева

2-4

«Металлофон. Строение металлофона»

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

«Мои первые песенки»

  1. Продолжить знакомство с металлофоном, развивать умения игры на металлофоне:
  2. Отработать навык самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.
  3. Разучить с детьми партии музыкальных произведений.
  4.  Познакомить детей с Коми национальным инструментом «Шур –Шар»

 

Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.  

Упражнения, ритмодекламация- «Дидили,дидили»,р.н.п.

Знакомство с внешним видом,

Учить правильному звукоизвлечение

Игры на развитие тембрового слуха 

«Какой инструмент звучит?» Чтение стихотворения «Сколько нот?» А. Шевченко

Гамма до-мажор: Восходящая (одной рукой, двумя руками) Нисходящая (одной рукой, двумя руками).

«Песенка про ноты» музыка и слова Ж. Маталлиди

«Киска» муз. Г. Куриной;

«Жучок» муз. А. Филиппенко, «Моя песенка» слова и музыка В. Кривилева;

5-6

«Бубен. Строение бубна»  

 

«Разновидности бубнов»

 

 

«Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие»

 

 Обучение игре на ДМИ «Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

  1. Продолжить знакомить детей с бубном.
  2. Формировать умение определять на слух звучания различных бубнов, показ.
  3. Продолжить обучение игре на ДМИ, развивать приемы игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу.
  4. Совершенствовать умения правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики.  

 Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков.  

Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.  

Ритмодекламация «Еду, еду» р.н.п.  Дидактическая игра «Сыграй, как я»

«Полька» лат.н.м., обр. Я.Кепитиса.

7-8

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент»

 

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

Обучение игре на ДМИ «Вятские, смоленские – ложки деревенские»

 

  1. Продолжать обогащать знания детей о ложках — музыкальный инструмент.
  2. Познакомить детей с разновидностями ложек, их описанием: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые.
  3. Формировать умение прислушиваться к звучанию различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые.  
  4. Продолжать формировать умения детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».  
  5. Развивать умение детей в игре на ложках.
  6. Разучить партии музыкального произведения.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук.

Обыгрывание народной потешки «Танцевала репа с маком» стр.51 

 

Ритмодекламация «Где спит рыбка?», стихотворение И.Токмаковой, М.Р. 2004 №4

«Светит месяц» р.н.м.

Н О Я Б Р Ь (8 занятий)

9-10

«Колокольчик. Его строение»

 

«Разновидности колокольчиков»

 

 «Тембр. Различие в звучаниях различных колокольчиков»

 

 Обучение игре на ДМИ «Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит», «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

  1. Формировать умение определять на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно — в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание).  
  2. Развивать умение детей  игры на колокольчиках.
  3. Закрепить приемы игры: удар палочкой, встряхивание толчок пальцем.
  4. Продолжать обучение приему «трель».
  5. Закрепить умение правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку.  
  6. Закрепить навык игры на колокольчиках.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко.  Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.  

«Веселый колокольчик» муз. В. Кикты;

 

 Музыкальная считалочка «Наши уточки с утра» стр.55

11-12

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

 

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

 

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

  1. Развивать слуховое восприятие посредством прослушивания звучания различных барабанов: больших, малых и железного барабана.
  2. Продолжать знакомить детей с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Рассказ о строении барабана: корпус, два донца, палочки, ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки.  Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга.  

Ритмодекламация  «Ёжик и барабан» Г. Виеру;

«А у меня есть барабан», музыка и слова Э. Фримерт.

13-16

«Треугольник. Тембр.

Способы игры»

«Наш звонкий треугольник»

 Коми национальный инструмент «Сера палич»

  1. Ппродолжать учить детей играть на треугольнике различными   приёмами игры на нём.
  2. Познакомить детей  с внешним видом инструмента флейта цуг  и  правильным звукоизвлечением.

Показ инструмент флета цуг. Рассказ о его строении. Звукоизвлечение (удары, трель).  

Слушание музыки.

Показ.инструмента.

Обьяснение

Ритмодекламация «Шла веселая собака», стихотворение Н.Пикулёвой;

 «Голубые канарейки» музыка неизвестного автора

Использование фонограммы под сопровождение.

Д Е К А Б Р Ь  (8 занятий)

17-18

«Маракас как музыкальный инструмент»  

 «Разновидности маракасов»  

 «Тембр. Разнотембровые маракасы»  

  Обучение игре на ДМИ

«Озорные маракасы»

  1. Развивать умение на слух определять различные маракасы. Прослушивание звучания разнотембровых маракасов: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих инструментов.
  2. Продолжать знакомить детей с приемами игры на маракасе: встряхивание, удар по ладошке, удар ножкой по столу, игра на двух маракасах одновременно.
  3. Продолжать знакомить детей с приемами игры на флейте цуг.

Рассказ о строении и устройстве маракаса: ножка, наполнитель, футляр емкость для горошин. Показ различных видов маракасов: с ножкой и без ножки, различной формы, кожаные, деревянные, пластмассовые и др.

Ритмодекламация «Жужжалочки» муз. Красновой «Если нравится тебе», эст.н.п. обр. В. Агафонникова

19-22

Игра в оркестре.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

(игра в ансамбле, игра в оркестре).

  1. Продолжить знакомить детей с партиями музыкальных произведений.
  2. Разучить отдельные партии музыкальных произведений (Флейта – у педагога, треугольник, бубен, литавры, колокольчик, барабан).

Инд. упражнения, коллективное исполнение

«А у меня есть флейта» музыка и слова Э. Фримерт

 Речевая игра с аккомпанементом ДМИ «Что за жёлтый мячик?», текст Ю. Тенфьюрда

23

Знакомство коми национальном инструменте тоткадчан

  1. Познакомить детей с внешним видом   инструмента и правильным звукоизвлечением

Рассказ. Показ видео. Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.

Использование фонограммы.

24

Знакомство с инструментами тон блок двойной

  1. Знакомство с внешним видом   инструментов и правильным звукоизвлечением

Рассказ. Показ видео. Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.

Использование фонограммы.

Совместная игра на инструментах

Музыкальная игра «Проиграй ритм»

Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь (14 занятий)

25-28

Игра в оркестре.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

  1. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений (Треугольники, бубны, колокольчики, металлофоны, литавры).

Инд. упражнения, коллективное исполнение

«Полька» муз. Д. Львова-Компанейца

Речевая игра с аккомпанементом детских музыкальных инструментов. «Маленькая птичка, где была?»  текст Ю. Тенфьюрда

29-32

Игра в оркестре.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

  1. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений (бубны, треугольники, металлофоны, флейта - у педагога).
  2. Упражнять в чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии,
  3. Развивать ритм и динамику исполнения.

Инд. упражнения, коллективное исполнение

«Полька-шутка» р.н.м., обработка Т. Ломовой Речевая игра с аккомпанементом детских музыкальных инструментов: «Едет матушка Зима», авторская методика Т. Боровик

33-34

Знакомство коми национальном инструменте зиль зёль, сынан

  1. Познакомить детей с внешним видом   инструмента и правильным звукоизвлечением

Рассказ. Показ видео. Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.

Использование фонограммы.

Лепбук «Коми национальные инструменты

35-38

Знакомство с инструментами: шум океана,

  1. Познакомить детей с внешним видом   инструмента и правильным звукоизвлечением

Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.

Использование фонограммы.

Совместная ига на инструментах.

Музыкальная игра «Мирные и воинственные»

 М А Р Т (9 занятий)

41-46

Игра в оркестре.

 Обучение игре на детских музыкальных инструментах

  1. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений (металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники  и другие).
  2. Упражнять в чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии, работаем над ритмом и динамикой.

Инд. упражнения, коллективное исполнение

«Вальс», муз.И.Кальмана

 «История любви» музыка Ф. Лея

Дидактические игры: «Телеграмма»; «Эхо», «Внимание». Стр. 56

47-49

Знакомство с инструментами: Мелодика духовая

  1. Познакомить с внешним видом   инструмента и правильным звукоизвлечением

Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.

Музыкальная игра          «Найди водящего»

Использование фонограммы                                Исполнение музыкального сопровождения педагогом.

А П Р Е Л Ь – М А Й (17 занятий)

50-55

Игра в оркестре.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

  1. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений (ложки, маракасы, бубны, треугольники, металлофоны  и другие).
  2. Упражнять в чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии, работа над ритмом и динамикой.
  3. Закрепить приемы игры на инструментах.

Инд. упражнения, коллективное исполнение

Игра на внимание «Игра в кругу», «Беседа», стр.56 «Песня старого извозчика» муз. Н. Богословского, «Полька – Анна» муз. И. Штрауса

 Повторение пройденного материала.

56-60

Игра в оркестре.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах

  1. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений (металлофоны, бубны, треугольники, скрипка – у педагога).
  2. Упражнять в чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии, работа над ритмом и динамикой.
  3. Закрепить приемы игры на инструментах.

Инд. упражнения, коллективное исполнение

Дидактические игры «Дирижёр», «Делай с музыкой», «Оркестр», стр.57 «В трактире Чингилинги» музыка П. Вильмо

61-64

Игра в оркестре Выступления детей

Трансляция умений и навыков, приобретённых детьми за учебный год, в игре на ДМИ.

Творческий отчёт. Выступление детей.

Репертуар по выбору педагога.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Партнерство с семьей строится на основе взаимного уважения и добровольности. Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт.

Формы работы с семьями воспитанников:

  1. индивидуальные беседы и консультации родителей;
  2. дни открытых дверей;
  3. буклеты;
  4. опрос, анкетирование;
  5. памятки.

Родителей знакомят с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ по оказанию платных образовательных услуг.

III.Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

        Подробнее описание психолого-педагогических условий реализации Программы дано в программе От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-138 с.

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

В соответствии с ФГОС ДОО материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

- игрушки, пособия для развития дыхания;

- игровые атрибуты;

- иллюстрации и репродукции;

- шумовые музыкальные инструменты;

- детские музыкальные инструменты;

- нетрадиционные музыкальные инструменты из бросового и природного материала;

- пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа: Бусы, деревянные палочки, резиновые мячи, шишки, прищепки;

- картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр, оздоровительной гимнастики;

- информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей;

Техническое оснащение занятий:

- Фортепиано.

- Проектор, ноутбук, экран.

- Компьютер, принтер.

- Мультимедиа презентации по лексическим темам, видеоматериалы.

- Магнитофон, диски с аудиозаписями;

- Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен.

3.3.Перечень методической литературы

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей М. «Владос» 1004
  2. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в детском саду.  М. «Просвещение» 1983
  3. Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л.   Музыкальные занятия в детском саду  М. «Просвещение» 1984
  4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., Просвещение, 1976
  5. Великосельская И.А. Творческое музицирование как основа музыкального воспитания детей 59 лет. // Музыкальная палитра. -2002.-№3.
  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982.
  7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., Просвещение, 1990.
  8. Каплунова И.М., Наш весёлый оркестр.- методическое пособие С.П., Невская нота., 2013
  9. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. // Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Композитор, 2000.
  10. Каплунова И. М., Новоскольцева И.  Этот удивительный ритм.,- СПб. Композитор, 2005.
  11. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.
  12. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М.,2001
  13. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников М. «Просвещение» «Владос»   1994
  14. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
  16. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  17. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. //Дошкольное воспитание. - 2000. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» Возраст обучающихся: 4–7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» призван развивать интерес детей к эстетической стороне действ...