Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника
проект (средняя группа)

Фереферова Мария Сергеевна

Использование кинезиологических упражнений как вид

здоровьесберегающих технологий

    

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

     Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» , что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение технологии  кинезиологии.

Задачи:

- способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников;

-  формировать  познавательный интерес;

- развитие  моторных функций  ребёнка;

- развитие  межполушарное взаимодействие;

- развитие речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 213 открытого акционерного общества « Российские железные дороги»

Здоровьесберегающие технологии в работе

педагога-психолога ДОУ.
Кинезиологические упражнения

как средство развития интеллектуальных

способностей ребенка- дошкольника.

Выполнила :

 педагог-психолог

 Фереферова М.С.

Использование кинезиологических упражнений как вид

здоровьесберегающих технологий

     

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

     Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» , что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.

Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение технологии  кинезиологии.

Задачи:

- способствовать положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников;

-  формировать  познавательный интерес;

- развитие  моторных функций  ребёнка;

- развитие  межполушарное взаимодействие;

- развитие речи ребенка.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

-Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

    -Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии. 

    -Применение специальных кинезиологических упражнений возможно  как в образовательной деятельности, так и в  режимных моментах.

    Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накопительный  эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. 

   -Упражнения  необходимо проводить ежедневно.

   -Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (на первом этапе)

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

Существует классический набор упражнений для развития межполушарных связей : «Колечки», «Кулак- ладонь», «Кулак – ладонь- ребро», «Пианино» и т.д. Далее в картотеке будут приведены пример игр и упражнений адаптированных мной.

Картотека упражнений

1.«Покорми зайца»

 Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование: коробка с наклеенными на нее с зайцами разного цвета. Рядом с каждым с каждым зайцем проделано отверстие. Набор морковок, карточки с цифрами.

Ход игры:

Вариант 1: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов. Например, левой рукой  кормим красного зайца, правой рукой -  желтого зайца. Ребенок одновременно обеими руками берет  по одной морковке  и  одновременно опускает их в отверстия рядом с зайцами указанных цветов.

Вариант 2: ребенку предлагается накормить двух зайцев разных цветов.  Перед ребенком кладутся  карточки с указанными цветами зайцев и карточки с  цифрами, равными количеству морковок, которые необходимо дать зайцу.

 3           4                   (желтому зайцу – 3 морковки, красному зайцу -4).

Ребенок одновременно обеими руками берет по одной  морковке и  одновременно опускает их в отверстие рядом с зайцами,  соблюдая указанное количество морковок.

2.«Башня»

Вариант 1.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия.

Оборудование:  три  одинаковых набора кубиков  разного цвета.  

Ход игры:  ребенку предлагается образец башни или ряда из кубиков. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить такую же башню или ряд по образцу, беря  каждой рукой по одному кубику.

Вариант 2.

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и слухового восприятия.

Ход игры:  ребенку предлагается устная  инструкция  для составления  башни или ряда: первый кубик красный, второй кубик желтый и т.д. Необходимо, действуя одновременно двумя руками, построить  башню или ряд согласно инструкции, беря  каждой рукой по одному кубику.

 Примечание:

  • количество кубиков в ряду или башне определяется исходя из индивидуальных особенностей ребенка;
  •  при выкладывании ряда вместо кубиков можно использовать счетные палочки.

 

3.Комплекс парных упражнений.

Вариант 1. «Перекрестная передача мяча».

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и  дифференциации крупных моторных движений.

Оборудование: небольшой мяч, который ребенок сможет взять одной рукой.

Ход упражнения: двое детей встают лицом друг к другу. Один ребенок передает мяч другому левой рукой, второй ребенок берет мяч также левой рукой (крест накрест). Затем второй ребенок перекладывает мяч в правую руку, а первый ребенок берет мяч также правой рукой, затем перекладывает в левую руку и передает мяч и т. д. В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Вариант 2. «Навстречу друг другу»

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия и  дифференциации крупных моторных движений.

Ход упражнения: дети встают  лицом друг к другу и протягивают друг другу руки крест накрест (левая рука к левой руке, правая рука – к правой), затем следует смена рук. Также, руки можно не просто протягивать друг к другу, но и класть руку на плечо партнера.

После того, как дети освоили упражнение с использованием рук, тоже самое проделывается с ногами. Далее в упражнении задействуются и руки, и ноги (вся левая или вся правая сторона). В ходе упражнения темп движений необходимо ускорять.

Примечание: данные упражнения можно использовать как элемент логоритмики для развития темпоритмической стороны речи. Для этого движения сопровождаются проговариванием слов, словосочетаний и даже небольших стихотворений.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Цель : развитие и активизация межполушарного взаимодействия,мелкой моторики и графомоторных навыков.

Оборудование: карточки с симметричным рисунком.

Ход упражнения: ребенку предлагается карточка с рисунком и два фломастера разного цвета (разный цвет на начальных этапах необходим для зрительного контроля). Рисование начинается с одной точки и продвигается по контуру рисунка, не отрывая фломастера от листа.

Примечание: принципы обучения зеркальному рисованию:

  1. от простого к сложному,
  2. 1 картинка за 1 раз,
  3. длительность занятия не более 5 минут,
  4. ребенку не должно быть слишком просто.

Этапы обучения:

  1. Каракули.  Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или  ладошками.
  2. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка).  Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
  3. Обведение по контуру
  4. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.

Общие рекомендации:

  1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
  2.  Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
  3. Каждый этап не ограничен по времени.

  • Игры и упражнения могут варьироваться по вашему усмотрению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000
  2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое

 сопровождение обучения. М, 2003.

  1. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении.

 Руководство для практического психолога. М., 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют у...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»

В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тес...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...