Моя педагогическая находка "Элементы STEAM - технологии как условие интеллектуального - технического развития дошкольников"
материал

Педагогическая находка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя педагогическая находка.27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «МАУДО «Детский сад №10»

«Педагог года города Ялуторовска – 2022»

Номинация «Воспитатель года города Ялуторовска – 2022»

Моя педагогическая находка

   «Элементы  STEAM – технологии как условие

 интеллектуального-технического  развития дошкольников»

Посенчук Татьяна Владимировна

воспитатель

Ялуторовск, 2022

«Педагогическая находка»

«Элементы  STEAM – технологии как условие интеллектуального-технического  развития дошкольников»

  Актуальность представленного опыта

  Изменения в мире за последние десятилетия впечатляют глобальным размахом и заставляют всех нас поволноваться. Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас исчезают старые знакомые вещи, возникают новые технологии, появляются новые виды услуг, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые.

  Исследователи убеждены, что 65% дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются специалисты, владеющие новыми технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

  Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него   интеллектуальных способностей, направленных   на работу с быстро меняющейся информацией.

   Педагоги, работающие с дошкольниками 3-7 лет, понимают, как важно именно в этот период привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на вопросы.

 

 В связи с этим передо мной встал вопрос о создании таких условий в   саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой продуктивной реализации каждого ребёнка. 

После выпуска детей подготовительной группы в школу я приступила работать с детьми второй младшей группы, и отметила, что необходимо направить внимание на развитие в тех направлениях, в которых они, соответственно возрасту, испытывают наибольшие затруднения, а именно: мелкая моторика, конструирование, исследовательская деятельность.                                                                                                                                                                                                           Я начала искать эффективные технологии по развитию дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызвали интерес к учебной деятельности.

Моё внимание привлёк вебинар «STEAM – технология: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста» спикера Инны Журовой, где демонстрировался опыт работы по данной технологии. А также ознакомилась с парциальной модульной программой вовлечения детей в научно-техническое творчество, разработанной кандидатом педагогических наук Татьяной Волосовец.                                                                                                                    Узнала, что впервые STEАM–технология была использована в США. А в данный момент введена в образовательную программу детских садов и школ Англии, Германии.                

Проанализировав, я пришла к выводу, что «STEAM» технология оптимально подходит моим целям, потому что помогает выработать у детей инженерные навыки, приобрести качества, необходимые для работы в команде, активизирует познавательную активность дошкольников.                                                                                                                                                                                                      

Так что такое STEАM?  Если расшифровать, то получится    следующее:                                                                                                                                          - «science» - наука,                                                                                                                                                                                  - «technology» -технология,                                                                                                                                            - «engineering» - инженерия,                                                                                                                                                                                                                              - «art» - искусство,                                                                                                                                                                                            - «math»- математика.

 Ведущая составляющая  - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства.

             Новизной данного опыта является   использование элементов современных методик технического развития детей, отражающихся в образовательной модели STEAM.

           

      STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования (на экране).

Наблюдая за детьми, я замечала их интерес к играм с использованием конструкторов LEGO.  И начала активно использовать этот модуль. На тот момент считала, что работать, используя один модуль технологии, достаточно в таком возрасте. Но уже в процессе освоения LEGO-конструирования, посчитала необходимым и нужным ввести плавно начальные основы робототехники, что способствует развитию технического творчества детей.                                                                                                                                                                                                      А частые и разнообразные вопросы детей: Зачем? Почему? Когда? самопроизвольно подвели нашу деятельность к опытам, исследованиям.  

Так определились модули для работы: «LEGO», «Робототехника», и «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Поставила цель: 

 развитие интеллектуально-технических способностей с помощью использования элементов STEAM – технологии.

  Задачи:

  1. Продолжать строить простейшие конструкции из строительного материала ЛЕГО.
  2. Учить составлять и выполнять простейшие алгоритмы.
  3. Стимулировать самостоятельность в  открытии свойств природных объектов.
  4. Усовершенствовать развивающую предметную среду группового помещения.
  5. Заинтересовать и подключить родителей к творчеству.

 

             В работе по данной технологии участниками стали: дети и их родители.                                                              Я определила предполагаемый результат:

           Для детей:

- повысится познавательная активность, сформируются конструктивные способности, увеличится заинтересованность в экспериментальной деятельности.

           Для родителей:

- активное создание условий детям для конструирования и экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Этапы реализации технологии

 На подготовительном этапе (летний период) я ознакомилась с технологией STEAM и опытом педагогов.  Определила модули технологии, которые соответствуют интересу, возрасту, потребностям моих детей.  Была разработана картотека игр и упражнений, адаптировала и интегрировала приёмы и упражнения в образовательную программу.

 Практический этап начался с приобретения конструкторов LEGO, «КОЛБИ МЫШЬ» и   наборов для исследования.     И началась работа!

Например, Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», я реализовываю через опытно – экспериментальную деятельность. Наиболее интересны были детям такие темы как: «Песочный город» (знакомились со свойствами песка: сухой, сыпучий- не формуется; пропускает воду; а влажный – липкий, формуется). 

На теме: «Секреты старого крота» знакомились со свойствами земли…

 

Реализуя модуль «LEGO - конструирование» (в действии детей разные виды конструкторов ЛЕГО: средний и крупный) в ходе работы я отметила заинтересованность в конструкторской деятельности. Дети творят на любую тему, только конечно простейшие постройки. Все реже стали звучать фразы «Я не умею», «Как это сделать?». Например, «  «Дом», «Машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы»,    «Кораблик», «Заборчик»…

   

Так как сейчас мир малышей формируется под влиянием компьютеров и гаджетов, то       модуль «Робототехника» необходим,  задания с программированием очень важны.       В своей работе   использую Колби мышку, которая охотится за сыром, собирает урожай, провожает малышей к заданному цвету, знакомит их с фигурами, играет в прятки. Только последовательность шагов нужно запрограммировать.  Первые алгоритмы действий состояли из двух шагов, затем увеличивали количество.

Стараюсь использовать элементы STEАM – технологии в любой образовательной деятельности. И конечно же в мероприятиях из программы воспитания ДОУ.  На помощь созданы тематические уголки: «Юные исследователи», «Лего-мир».                                    Например, при моделировании ситуации безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят...

Другой пример – квест-игра «В поисках клада». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели, выполняя логические задания  и получить в результате желанный приз, где поможет деткам Колби мышка.

  Так в декабре успешно прошла «Неделя Почемучкина», где дети приняли участие в опытной деятельности. Экспериментируя с предметами, ребята узнали об истории и свойствах бумаги, совершили путешествие в мир стеклянных предметов, узнали, что такое легкая пластмасса и ткань.

     Были проведены эксперименты: «Что будет с водой на морозе?»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Где может прятаться воздух?».

     

      Активными участниками стали родители. Для них были проведены консультации по работе «STEAM»: «Много конструктора не бывает», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми», «Топ – 10 умных игрушек, которые научат детей программировать», предложены брошюры и памятки.

       Провела обучение, как использовать   в домашних условиях игры.

       По результатам анкетирования родителей отмечено, что 53% детей придумывают фантастические постройки из ЛЕГО конструктора, 50% детей увлечены логическими играми. 40% родителей отметили, что детей привлекает экспериментирование.

       Таким образом, устанавливалась обратная связь, и я видела, как дети осваивают элементы «STEAM» дома вместе с родителями.

       На данный момент работа по реализации технологии продолжается.

   Результативные параметры.                                                                                                                                        

Заметны ли первые положительные результаты? Да!  Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют игры с конструкторами и исследовательская деятельность на основе простейших опытов.                                                                  Для оценки эффективности работы по данной технологии я в январе провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по познавательному и конструктивному развитию.   А значит, элементы данной технологии могут с успехом применяться для детей уже с младшего дошкольного возраста.

 

          Таким образом, используемые элементы технологии обеспечивают возможность продуктивного общения детей друг с другом для полноценного развития интеллектуального, творческого, исследовательского потенциала каждого ребёнка.  Работа продолжается!

     

 В перспективе (по результатам наблюдения до подготовительной группы) отмечаю, применение других модулей данной технологии в работе с воспитанниками, а также сотрудничество с МАОУ «СОШ №4» города Ялуторовска по обмену опытом в рамках реализации модулей «Робототехника» и «Мультстудия «Я творю мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар стажеровочной площадки педагогических работников ДОУ «Образовательные технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников контексте реализации ФГТ ООП ДО»

В основе ТРИЗ-педагогики лежат: •1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);••2. Методология решения пр...

STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника

Статья посвящена использованию  «STEAMS – технология» в развитии интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях де...

STEAMS технология как условие развития интеллектуальных способностей ребенка-дошкольник

Статья посвящена использованию STEAMS технология  в  развитие интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника и вовлечения его в научно-техническое творчество в условиях д...

Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

    Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики.

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики....