Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Прядение. Рассматривание прялки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лосева Юлия Сергеевна

Ознакомление детей с народным традиционным   видом  женского рукоделия – прядением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._pryadenie._rassmatrivanie_pryalki.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70»

Конспект  организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Прядение. Рассматривание прялки».

Сведения о разработчике:

Должность: воспитатель

Ф.И.О.:   Лосева Ю.С.

Цель:  Ознакомление  детей с народным традиционным   видом  женского рукоделия – прядением.

Задачи:    

  1. Дать представления о прялке, веретене.
  2. Познакомить детей  с  видами натурального волокна: шерсть, лен, хлопок.
  3. Вызывать уважение к нелегкому труду пряхи.
  4. Передать детям трепетное и бережное отношение наших предков к орудиям труда.
  5. Прививать интерес к историческому прошлому родного города

Развивающая предметно-пространственная среда: компьютер; проектор; презентация; корзинка с клубками шерстяных, льняных, хлопковых нитей; вата; непряденая шерсть; карандаши, самопрялка.  

Ход оод.

  1. Вводная часть. Постановка цели.

- Сегодня мы отправимся  в путешествие.   Куда вы узнаете, решив ребус.  (Слайд 1)

-Как называется город,  в котором мы живем? (Тамбов). (Слайд 2).                  

-Какой наш город Тамбов? (красивый, большой).

- Всегда ли он таким был? (нет). Хотелось бы узнать, каким был наш город много-много лет назад?

-Сегодня мы отправимся в далекое прошлое города Тамбова. Узнаем, как раньше жили и чем занимались тамбовчане.

II. Основная часть. Формирование представлений о натуральных волокнах: шерсть, хлопок, лен.

 - На чем мы можем отправиться в прошлое?  (Ответы детей).

- Отправимся в путешествие на машине времени.(Слайд 3). Усаживаемся, крепко закроем глаза и вот мы в прошлом.

- Что вы видите?   (фото старинного Тамбова).  (Слайд 4).

-Каким был Тамбов в прошлом? Какие здания?

- Давным-давно город Тамбов был деревянным.

- А вы знаете,  почему его так называли?

- Правильно, раньше на Руси, а также и в Тамбове, люди строили себе жилища из бревен.

- Как называются такие дома? (Избами) (Слайд 5).

-  Предлагаю вам заглянуть в тамбовскую избу. Посмотрим на её внутреннее убранство.  (Слайд 6).

- Из чего состояло внутреннее убранство тамбовской избы? (лавки, стол, печь; украшали рушниками, половиками).

- Скажите, а кто следил за порядком в избе? Кто обустраивал быт в доме? (Хозяйка).

Забот у женщины в хозяйстве было очень много,  орудия женского труда были очень тяжелые. Всё это  требовало от работницы не только ловкости, но и выносливости.

- Нас встречает хозяюшка. (Слайд 7). Обратите внимание, что она одета в тамбовский народный костюм. Узнаем, что же входило в домашние обязанности тамбовских женщин. Что у неё в руках?

- Заглянем в корзинку.

Отгадаем, что там лежит:

Возле бабушкиных ног прыгал белый колобок.

Он скакал, мелькал, крутился и в носок вдруг превратился. (Клубок)

- Действительно, в корзине клубки ниток.  Для чего нужны хозяйке клубки ниток? (вязать, шить, вышивать).  

Действительно, в долгие зимние вечера тамбовские женщины занимались рукоделием.

- Рассмотрим клубочки!

- Чем они отличаются? (один клубок ниток пушистый,  другой - гладкий).

- Правильно, это клубки шерстяных, хлопковых и льняных ниток.

- А где же взяла хозяйка эти клубки? Из чего же она сделала эти нитки?

- Как образовался клубок шерстяных ниток? Из какого материала его сделали?  (Из шерсти).

- Где берут шерсть?  (Состригают с животных).  (Слайд 8).

 - Как  изготавливают хлопковые нити?  (Слайд 9).

 - Хлопок – это растение. Его выращивают, собирают, обрабатывают. И получают хлопковые нити.

-Как получают льняные нити?  (Слайд 10).

- Лен – это тоже растение. Его сеют, собирают, обрабатывают. Изо льна получают льняные нити.

- Тамбовские крестьяне разводили животных: овец, коз. Их стригли и получали шерсть.

Летом выращивали хлопок и лен, специальным образом обрабатывали их. Это была очень трудная работа.

III. Физкультминутка.

IV.  Продолжение.   Ознакомление  детей с народным традиционным   видом  женского рукоделия – прядением.  Формирование представлений о прялке, веретене.

 - Перед нами  хлопок, лен  шерсть.  (Слайд 11).  Но,  это все ещё не нити, не пряжа.

- Как же раньше из этих материалов изготавливали нити?

-Нити пряли.

- Что  значит «прясть»? (Скручивание нитей).

- Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна – нити.

 Да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется "прясть".

- Кусок непряденой шерсти,  раньше называли «кудель».

- Я раздам вам кудель шерсти и хлопка. Попробуем свить  нити.

Педагог раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, показывает, как скручивать из волокон нить.

Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели.

-  Вата – это хлопок, только очищенный. Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим.  Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату.

- Возьмем шерсть, сделаем с то же самое.

- А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность.

-Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти? Прясть было удобно?

-Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с "катышами", рыхлые или тугие?

- Трудная работа?

-  Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель.

- Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке – прялке. Прялка – старинное орудие труда для изготовления нитей. (Слайд 12).

-Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина

- Рассмотрим ручную прялку. Как вы думаете, из чего она состоит? (Слайд 13).

- Ручная прялка состояла из двух основных частей: вертикальной - лопасти и горизонтальной -  донца. На лопасть привязывалась кудель, а на донце садилась пряха (чтобы работа «не убежала»). 

- А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену.  (Слайд 14).

- Верхний конец у него заострен. На нижний конец  надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось.

Слайд 15.

- Прялки украшались цветной росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка.

Слайд 16.

-Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

- Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.

- Каким был труд пряхи? Какими качествами должна была обладать она?

Прядение требовало большой ловкости и мастерства.  Труд пряхи был тяжелый, кропотливый.

-Как вы думаете, вручную женщина может много напрясть нитей?

Ручное прядение было очень медленным. Долго приходилось трудиться девушке на ручной прялке, чтобы напрясть нужное количество нитей.

И тогда люди изобрели другой вид прялки  - самопрялку.

- Как вы думаете, чем она отличается от ручной прялки?  (Сама нить прядет).

Рассматривание самопрялки. Слайд 17.

- Что вы видите? (Ответы детей).  Чем она отличается от ручной прялки?

Посмотрите, к остову прялки привязывается готовая шерсть. Есть колесо для вращения и скручивания нити, а также веретено, на которое наматывается готовая пряжа.

- Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней.

V. Закрепление.

- На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу трясу.  (Прялка).

Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.  
(Веретено)

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!
(Прялка)

Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(Веретено).

VI. Итог.

-  Чем занимались тамбовские женщины. Назовите виды женского рукоделия на Тамбовщине.

- С помощью какого орудия труда получали нити?  (Прялка).

- Какие нити получали с помощью прялки? (Шерстяные, льняные, хлопковые).

- Понравилось наше путешествие в прошлое Тамбова? Мы выяснили, что одним из видов женского рукоделия было прядение. Главная помощница в этом деле была прялка.

- Но, наше путешествие подошло к концу. Усаживаемся в машину времени и отправляемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие с Ежиком»

Образовательная область "Речевое развитие". Занятие с использованием су-джок терапии....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « Воздух »

КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « Воздух »...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в Страну Сказок»

Сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов. Она пользуется огромной любовью у детей. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Из сказкидети черпают...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА»

Занятие по ФЭМП для детей старшего возраста. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении трех месяцев учебного года. Закрепить с детьми количественный, поряд...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Добрые ладошки»

Цель: сформировать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, волонтерство.За...