Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
статья

Нелина Александра Викторовна

В статье рассказывается об этапах формирования графомотрных навыков и применяемых упражнениях, как способе интеллектуального развития дошкольников и подготовке к овладению навыками письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: в статье рассказывается об этапах формирования графомоторных навыков и применяемых упражнениях, как способе интеллектуального развития дошкольников и подготовке к овладению навыкам письма.

Ключевые слова: ребёнок, мелкая моторика, графические упражнения

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма. Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику и подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения: пальчиковую гимнастику, массаж; лепка и вырезание из бумаги; игры с прищепками с палочками Кюизенера, «Танграм» и т. д.

Второй этап - направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает: ориентировку в собственном теле; ориентировку в окружающем пространстве; уточнение пространственного расположения предметов на плоскости. Мы стараемся добавлять следующие упражнения: конструирование, выкладывание сериационных рядов; пальчиковые игры; штриховки; выкладывание букв и цифр из других предметов; работа с мелкими предметами.

Третий этап - направлен на развитие графомотрных навыков: развитие зрительного гнозиса - уточнение и расширение объема зрительной памяти, зрительный анализ и синтез; восприятие и узнавание. Полезны следующие упражнения: рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями).

Четвертый этап - развитие изобразительно-графических способностей: умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов. На этом этапе знакомим с тетрадью и рабочей строкой; вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми линиями и комбинациями из них; рисование узоров и орнаментов; дуги, волнистые линии, круги, овалы; рисование по клеткам предметов разной сложности; овладение графической символизацией; работа по формированию графического образа букв (графемы).

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом, что будет способствовать интеллектуальному развитию, подготовит к овладению навыком письма и в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения.

Список литературы

1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).

2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. 71 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...

"Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В  статье  рассматриваются различные аспекты развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....