Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рамазанова Наталья Николаевна

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_zanyatie.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект ООД в старшей группе

                                            «Удивительные свойства воды»

Программные задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная – пар)

• Формировать безопасное поведение на воде.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:

• Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:

- лаборатория

- лаборант

- колба

- жидкость

- пар

Материалы и оборудование: магнитная доска, дидактические карточки.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, лед, краски, салфетки, сахар рафинад.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.

(Воспитатель показывает глобус)

-Что это?

- Глобус-то макет нашей земли.

-  А что мы можем увидеть на глобусе?

Примерные ответы детей:

- А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?

- Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Подойди к столу, на нем лежат карточки, на красный стол выберите те карточки кому нужна вода, а на желтый стол, где мы используем воду.

            Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Лаборатория — это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты по исследованию воды. (Воспитатель и дети надевают халаты, шапочки).

Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории: нужно четко выполнять мои инструкции.

  1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
  2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
  3. В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
  4. В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
  5. При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
  6. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
  7. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха».

Воспитатель: Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью.

Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

Ребенок подходит и прикрепляет карточку.

Опыт № 2. Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Ребенок подходит и прикрепляет карточку.

Опыт № 3. А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха.

Вывод детей: Вода - не имеет запаха.

Опыт №4 Посмотрите кого цвета вода? (Ответы детей) Правильно вода прозрачная и не имеет цвета. Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

 Карточку прикрепить.

Берем краску и закрашивает. Вывод: вода не имеет цвета, но ее можно перекрасить.

Ребенок подходит и прикрепляет карточку

Потешка «Водичка-водичка».

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».

Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.

Ребенок подходит и прикрепляет карточку

Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка «Мы – капельки»

(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)

 

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки). Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «
Парообразная вода - пар».

Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Воспитатель: возьмём термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.

Дети: из горлышка выходит пар.

Воспитатель: чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?

Дети: оно запотело, и появились капельки

Воспитатель: предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Пар – это тоже вода.

Воспитатель: Правильно пар — это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Ребенок подходит и прикрепляет карточку

Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

Опыт № 7 Воспитатель: у меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Ответы детей: конуса, цилиндра.

Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Вывод: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Ребенок подходит и прикрепляет карточку

Итог ООД.

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали. О каких свойствах воды вы узнали? К каким состояниям может быть вода? Надо ли нам беречь воду? Ребята, вам понравилось работать в лаборатории. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами, и я вручаю вам эмблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность «Весна, свойства воды». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  умения детей замечать изменения в природе, сравнивать погоду в зимнее и весеннее время.Задачи:- Организовать деятельность для формирования закрепления умен...

Познавательно-исследовательская деятельность "Изучение свойств воды"

Воспитанники младшего дошкольного возраста имеют пытливый ум, очень любят все новое и незнакомое. Ребятам очень трудно понять, почему нужно мыть руки, зачем нужно ходить опрятным. На примере развлечен...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: «Свойства воды» во II младшей

Подробный конспект занятия по Развитию познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа

формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...